СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек и мир. Питание и здоровье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Человек и мир. Питание и здоровье»

Питание и здоровье

Цель:

Задачи:

  • познакомить с основами рационального питания, с правилами питания; учить отличать полезные для здоровья продукты от менее полезных; познакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами;

  • создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания; формировать умение выбирать полезные продукты питания; развивать чувство ответственности за здоровье своего организма;

  • воспитывать полезные привычки и внимательное отношение к своему здоровью.


Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, карточки для пословицы, таблицы – опоры, «пирамида» питания, 10 правил питания, картинки с изображением овощей и фруктов, сообщение о ценности витаминов, костюмы доктора, витаминов А, В, С.













1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем – старательно.

Ребята улыбаются друг другу, желают хорошей, плодотворной работы.

2. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить.

- Какие чудеса можно встретить в природе?

-Вот и сегодня мы встретимся ещё с одним чудом.

3. РУБРИКА «ГИДРОМЕЦЕНТР»

Музыка звучит.

- Какой поре года соответствует мелодия? Что представили?

- Прочитайте названия месяцев и расположите их правильно. (На доске)

- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением весны?

4. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Чем опасны грязь и пыль?

- Какие правила гигиены надо соблюдать

при уходе за зубами, ногтями, волосами?

- Как следует заботиться о своей одежде

и обуви?

- В школьной раздевалки до прихода школьников было обнаружено определённое количество бактерий. После того, как школьники разделись, бактерий в воздухе стало в 3 раза больше. Откуда взялись бактерии в школьной раздевалке?

5. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ

- Без чего человек не может жить? (Без воздуха, без воды, без еды)

- Ребята, “Здоровый образ жизни” включает в себя несколько компонентов. И один из них - очень важный - здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы? Об этом мы поговорим сегодня.

6. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Выполняется игровое задание "Путь к здоровью" (работа в группах).

ЗДОРОВЬЕ

заниматься спортом


не мыться


правильно питаться


дружить с водой


делать зарядку,


лениться


чистить зубы


"дружить" с сигаретой


переедать


соблюдать ре­жим дня


Учащиеся читают и обсуждают советы, выбирают полезные. Представитель от каждой группы зачитывает совет, объясняет его выбор.

Игра "Ты катись, веселый мяч".

Дети стоят по кругу, перекатывают или пере­дают друг другу мяч, проговаривая стихотворные строки:

Катится мяч,

Крутится мяч,

Его несложно поймать!

Но сможешь ли ты

Дать ответ на вопрос —

Вот что хотим мы знать!

Игроки, в руках которых мяч оказывается на концовке стихотворения, отвечают на вопро­сы:

-Как ты заботишься о своем здоровье?

-Можно ли разговаривать во время еды?

-Какой пищи необходимо избегать?

-Для чего человеку нужно есть.

Вывод: пища является источником энергии и материалом для роста человека.

- Питательные вещества, которые получаются из продуктов питания, кровь вме­сте с кислородом доставляет к каждой клетке нашего организма.

Внимание учащихся обращается на схему, которая поможет ребятам усвоить, какие пита­тельные вещества и для чего нужны организму человека, в каких продуктах они содер­жатся.

- Вы видите пирамиду питания, рекомендованную Всемирной Организацией здравоохранения. Давайте посмотрим, из чего она состоит.

(На доске плакат “Пирамида питания” в виде равнобедренного треугольника, разделенного горизонтально на 4 части. В основании пирамиды нарисованы крупы и хлебобулочные изделия; на втором уровне - овощи и фрукты; на третьем - молочные продукты, мясо, рыба; на четвертом (вершина пирамиды) - сахар, соль, сладости ). Учитель показывает на каждый ярус пирамиды, дети называют, какие продукты питания нарисованы на каждом ярусе пирамиды).

(Раздается стук в дверь. Заходят Доктор Витаминкин и два его помощника.)

Доктор Витаминкин. Здравствуйте, ребята! Я - Доктор Витаминкин, правитель города под названием "Питание", а это мои помощники. Город мой небольшой, в нем только две улицы: Зеленая и Красная. Каждый, кто хочет вырасти здоровым, умным и сильным, должен познако­миться с жителями города. Самой главной и нужной в городе является улица Зеленая.

(Рассказывает помощник доктора в зеленом костюме, на котором изображены овощи и фрукты.)

Бывать на этой улице

Почаще нужно всем,

Чтоб со здоровьем не было

Особенных проблем.

Овощи и фрукты,

Полезные продукты

Здесь весело живут

И в гости вас зовут.

Бобы, фасоль с горохом,

Изюм, и сок, и рис

Для вашего здоровья

Все вместе собрались.

(Рассказывает помощник доктора в красном костюме. На нем изображены продукты, ко­торые нельзя есть каждый день.)

По этой улице ходить

Нужно осторожно.

Продукты, здесь живущие,

Не всегда есть можно.

Вкусным, сладкимнас поманят

Фанта, торт, конфеты...

Только для здоровья

Очень вредно это.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Во время физкультминутки учащиеся выполняют движения согласно тексту, который чи­тает учитель:

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет!

Всем друзьям — физкультпривет!

7. ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА

- Доктор Витаминкин предлагает ребятам карточки с изображением продуктов питания и просит определить, на какой улице они живут: Зеленой или Красной

- Еда необходима , чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма.

- А какой должна быть еда? (Вкусной, разнообразной)

- Почему? (В разных продуктах содержатся разные питательные вещества и витамины).

Вывод: Питание должно быть полноценным, т. е. разнообразным.

Учитель:

Ребята, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час
В день понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда.
В питании тоже важен режим,
Тогда от болезней мы убежим.
Надо еще про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!
Плюшки, конфеты, печенье, торты
В малых количествах детям нужны.
Запомните, дети, простой наш совет:
Здоровье одно, а второго-то нет!

- Ребята, какой вывод можно сделать из этой истории?

(Питание должно быть регулярным).

- Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день в одно и тоже время.

-А еще питание должно быть умеренным. Умеренность - мать здоровья. Не перегружайте желудок, не переедайте. Ощущение сытости приходит к человеку через 15-20 минут после окончания еды. Поэтому из-за стола нужно выходить, чувствуя легкий голод.

(Повесить таблицу:

Здоровое питание:)

1. Разнообразное.

2. Регулярное.

3. Умеренное.

А какую пищу можно считать полезной?

(Ту, в которой много витаминов).

- А что такое витамины? (Ответы детей).

- Витамины - это вещества, необходимые организму человека. Они содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет. Сегодня они у нас в гостях. Давайте послушаем, что расскажут нам Витамины.

(Выходят Витамины, несут подносы с продуктами).

Витамины. В овощах, фруктах и ягодах много полезного и необходимого для человеческого организма. Главное их “богатство” - витамины.

Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я - витамин А! Витамин А содержится в моркови, помидорах, рыбе.

Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я- витамин В! Меня вы можете найти в рисе, горохе, фасоли, хлебе, йогурте, сыре.

Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен я - Витамин С! Меня вы найдете в черной и красной смородине, шиповнике, лимоне, луке, киви, болгарском перце, капусте, вишне. Я самый важный витамин, помогаю человеку бороться с различными болезнями.

-И так мы узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Давайте представим себе дом из кирпича. Кирпичи – это белки. Но дом не будет построен без пола, потолка и крыши. Для этого нужны доски. Доски – это жиры. Но их нужно гораздо меньше, чем кирпичей. В доме должны быть двери и окна. Двери – углеводы, окна – витамины. Если мы построим дом с большим количеством дверей, то дом будет не красивым, но и без них дом не построишь. А вот если в доме будет только одно окно, этот дом будет не уютным. Окон должно быть больше, чем дверей.

Вывод. Для того, чтобы построить крепкий организм, ему нужны разные питательные вещества. Значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной.

- Ребята, а кто такой диетолог? (Ответы детей).

Диетолог - это специалист по диетологии. А диетология - это наука о рациональном (правильном) питании.

Входит диетолог.

- Ребята, поднимите руку, кто из вас пробовал «Кока-колу»?

- Вам понравилась она на вкус? Почему?

- Часто родители покупают вам «Колу»? (Ответы детей)

- Сегодня мы проведём опыты с этим напитком.

Опыт 1. Опыт подготовлен заранее.

- Давайте узнаем, правда ли, что «Кока-Кола» опасна для наших зубов? Для этого опыта мы взяли скорлупу куриного яйца. По своему составу она похожа с нашими зубами. За прочность яичной скорлупы, а также наших зубов и костей отвечает вещество – кальций. Чтобы опыт был более точным, мы в один стакан налили «Кока-Колу», а в другой – воду. В оба стакана положили яичную скорлупу. Скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась.

Опыт 2.

- А этот опыт мы проведем с вами вместе. Смотрите, я беру бутылку «Кока-Колы», открываю ее и кладу под крышку три мятные конфеты «Ментос». Немного подожду, затем резко откручу крышку… Ой, что произошло? («Кола» высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны). (Ответы детей)

- Да, с некоторыми продуктами «Кока-Кола» не совместима и вступает в химическую реакцию, похожую на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!

Учитель. Спасибо доктор. А теперь я хочу спросить у диетолога, не вредны ли для здоровья жвачки, чипсы и картофель фри?

Диетолог. У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.

8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

1.Самостоятельная работа

Поставить «+» или «-»: «+» - полезно, «-»- не полезно.

2. Работа по учебнику

Правила питания - с. 126

3. Игра «10 правил питания»

Ешь в одно и тоже время, не менее … раз в день.

… мой руки перед едой.

Ешь пищу … для здоровья.

Ешь из … посуды.

Ешь не спеша.

Старательно …пищу.

Не пей … воды.

Не пробуй на вкус … растения, ягоды.Они могут быть …

Не ешь пищу, которая изменила вкус ицвет.

После еды … рот.

Составить пословицу.

Вывод: Моё питание – здоровье моего организма.

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Ребята, теперь вам известны многие секреты здорового питания. А каковы они? Какое питание можно назвать здоровым? Какую пищу нельзя употреблять?

Д/З с. 127, вопросы

10. РЕФЛЕКСИЯ

Желаю вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.