М. Н. Станцель
Подготовка к ОГЭ по обществознанию.
Человек и общество
Тетрадь-тренажёр
2020
ТЕМА I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Общество как форма жизнедеятельности людей
1. Заполните пропуски в тексте:
Общество –_________________________________________ от природы, но тесно связанная с ней часть _____________________________________________, которая включает способы __________________________________________ людей и формы их _______________________________________________.
2. Заполните таблицу:
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА | СОЦИАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА |
1. ___________________________________ ____________________________________ 2. ___________________________________ _____________________________________ 3. ___________________________________ _____________________________________ | 1. ___________________________________ ____________________________________ 2. ___________________________________ _____________________________________ 3. ___________________________________ _____________________________________ |
3. Выберите правильный ответ:
1. В какой фразе слово «общество» употреблено в широком смысле?
1) Индийское общество многие века было разделено на касты.
2) Общество объединяет прошлое, настоящее и будущее человечества.
3) Общество собаководов провело выставку собак бойцовых пород.
4) Общество любителей древностей издаёт ежемесячный журнал.
2. В узком смысле слова под обществом следует понимать
1) территорию, имеющую определенные границы
2) социальную организацию страны
3) объединение любителей старинных книг
4) политическую организацию государства
4. Заполните таблицу:
ТИПЫ ОБЩЕСТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
_____________________________________ _____________________________________ | 1. ____________________________________ _____________________________________ 2. ___________________________________ _____________________________________ 3. ___________________________________ _____________________________________ |
_____________________________________ _____________________________________ | 1. ___________________________________ _____________________________________ 2. ___________________________________ _____________________________________ 3. ___________________________________ _____________________________________ |
_____________________________________ _____________________________________ | 1. ___________________________________ _____________________________________ 2. ____________________________________ _____________________________________ 3. ___________________________________ _____________________________________ |
5. Дайте определения понятий:
__________________________ – направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперёд
__________________________ –направление развития, противоположное прогрессу, т. е. движение от высшего к низшему, снижение уровня (близко к понятию деградация)
___________________________ – постепенные изменения, сохранение преемственности различных сфер общества
___________________________ – изменения в обществе при сохранении существующего строя; преобразование, вводимое законодательным путём
___________________________ – коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности; коренное, качественное изменение, скачок в развитии общества; государственный переворот, осуществляемый насильственным путём
6. Назовите признаки глобальных проблем:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
7. Приведите 2-3 примера глобальных проблем, одну из них проиллюстрируй примером:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимодействие общества и природы
1. Приведите примеры:
Позитивное влияние общества на природу:
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
Негативное влияние общества на природу:
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
Позитивное влияние природы на общество:
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
Негативное влияние природы на общество:
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
1. Заполните схему:
2. Выберите правильный ответ:
1. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества
1) экономической
2) социальной
3) политической
4) духовной
2. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
3. Проведение благотворительной акции помощи детям-сиротам относится к сфере жизни общества
1) экономической
2) политической
3) социальной
4) духовной
4. К какой сфере жизни общества непосредственно относится деятельность научных учреждений, организаций культуры и образования?
1) социальной
2) правовой
3) политической
4) духовной
Биологическое и социальное в человеке
1. Назовите свойства человека, имеющие биологическую природу:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Назовите свойства человека, имеющие социальную природу:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Заполните таблицу:
ВИД ПОТРЕБНОСТИ | ПРИМЕРЫ |
_______________________ | __________________________________________________ |
_______________________ | __________________________________________________ |
_______________________ | __________________________________________________ |
_______________________ | __________________________________________________ |
________________________ | __________________________________________________ |
4. Человек – существо биосоциальное. Это значит, что ____________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личность. Особенности подросткового возраста
1. Дайте определения понятий:
____________________________ – один из видов живых существ на Земле, собирательный образ всех людей; биосоциальное существо
____________________________ – отдельный представитель человеческого рода; человек с присущими только ему отличительными признаками, которые определены наследственностью, т. е. человек является индивидом от природы
____________________________ – совокупность качеств (признаков), отличающих одного индивида от другого; неповторимое своеобразие каждого человека
________________________________________ – человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми, обществом, государством
2. Выберите верные суждения:
1) личностью рождаются, а не становятся
2) личностью становятся только в обществе
3) личностью становятся, а не рождаются
4) чтобы стать личностью, не обязательно жить в обществе
5) новорождённый младенец – личность
3
. Заполните схему:
4. Как на формирование личности влияет (проиллюстрируйте примером):
социальное окружение ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
образование и самообразование ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
воспитание и самовоспитание _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Заполните пропуски:
_______________________________ – процесс становление личности; усвоение человеком знаний, ценностей, образцов поведения, позволяющих ему успешно функционировать в обществе
Агенты __________________________________:
первичные – ___________________________________________________
вторичные – ___________________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________________ – система взглядов на мир, на место в нём человека, на смысл его жизни и деятельности
Виды _________________________________________:
____________________
_____________________
____________________
___________________________ – достоверное, правильное знание; соответствие полученного знания действительности
6. Заполните таблицу:
ПОЗНАНИЕ |
ВИД | | |
СРЕДСТВА | | |
РЕЗУЛЬТАТЫ | | |
7. Заполните таблицу:
Особенности подросткового возраста |
Анатомо-физиологическая перестройка организма | Особое взаимодействие с обществом, социальным окружением |
__________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ | _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ |
Деятельность человека и ее основные формы (труд,игра, учение)
1. Деятельность – _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Выберите верные суждения:
1) животное, в отличие от человека, обладает инстинктами
2) деятельность человека носит преобразовательный характер
3) животное может осознавать цель своей деятельности
4) человек, как и животное, приспосабливается к окружающей действительности
5) деятельность человека, в отличие от животного, может носить творческий характер
3. Заполните схему:
4. Охарактеризуйте формы деятельности:
Труд: ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игра: ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учение: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творчество: __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
1. Заполните схему:
2. Назовите признаки малой группы:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3. Выберите верные суждения:
1) правила поведения в группе называют групповыми нормами
2) лидер группы не несёт ответственности за её деятельность
3) лидером в группе называют того, кто ведёт за собой
4) в группах предусмотрены санкции за выполнение групповых норм
5) групповые санкции предусматривают только наказания
4. Дайте определение понятия, заполните схему:
__________________________________________________ – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения
5. Выберите верные суждения:
1) основой межличностных отношений являются чувства
2) чувство, вызывающе внутреннее расположение, называют симпатией
3) сближению людей способствуют зависть и гордыня
4) антипатия сближает людей
5) положительными являются такие чувства, как радость и восторг
6. Дайте определение понятия:
________________________________ – обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе
7. Выберите верные суждения:
1) по стилю межличностные отношения делятся на личные и деловые (официальные)
2) все межличностные отношения носят официальный характер
3) межличностные отношения могут носить личный характер
4) деловыми отношениями можно считать отношения между работником и работодателем
5) в дружеской компании, как правило, отношения между людьми официальные
8. Дайте определение понятия:
__________________________________ – взаимные деловые или дружеские отношения людей; процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен информацией, знаниями, опытом, деятельностью, а также её результатами
9. Заполните схему:
10. Заполните пропуски в тексте:
Общение бывает речевое и ___________________________. Первое называют ______________________________, второе –невербальное. Речевое общение может осуществляться в двух формах: __________________ и _____________________________. Невербальное общение происходит с помощью ___________________, ________________, взглядов, _______________________________________.
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
1. Дайте определение понятия:
________________________________ – столкновение противоположных интересов, целей, мнений, позиций, взглядов людей
2. Охарактеризуйте любые три стратегии поведения в конфликте, проиллюстрируйте примером одну из них:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Охарактеризуйте любые три пути разрешения конфликта, проиллюстрируйте примером один из них:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заполните пропуски в тексте:
Путь разрешения конфликта бывает _________________________________ и ________________________________________. В первом случае стороны не выходят за рамки ____________________ __________________________, не переходят ____________________ _______________________, не допускают _______________________ и ____________________________. Во втором стороны используют _____________________________ ___________________________ для достижения цели, последствия могут быть ________________________________________.
21