Урок географии. 5 класс.
Тема: «Человек и природа»
Пояснительная записка.
Урок разработан к учебнику: География. Начальный курс, авторы: И.И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, издательство « Дрофа».
Урок проводится в форме экскурсии. «Путешествие по Экологической тропе»
Технологическая карта.
Тема: «Человек и природа»
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Технология проблемного обучения.
Методы: частично – поисковый.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Цель: Углубить и развить знания о взаимодействии человека и природы.
Задачи:
Общеобразовательная. Сформировать знания о природных ресурсах и охране природы.
Развивающая. Уметь наблюдать, анализировать, прогнозировать;
развивать творческие, коммуникативные способности;
умение работать с компасом.
Воспитательная. Развивать экологическую культуру, воспитывать культуру общения.
Термины, понятия: природные ресурсы, охраняемые территории (заповедник, национальный парк, заказник.)
Планируемые результаты:
В познавательной сфере: давать определения охраняемым территориям (заповедник, национальный парк, заказник).
В ценностно - ориентированной сфере: классифицировать и характеризовать природные ресурсы.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать аргументированные суждения.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать необходимость изучения окружающей среды.
Регулятивные: планировать свою деятельность, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение выражать свои мысли.
Ресурсы: компасы, планшеты, авторучки, раздаточный материал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент | Сегодня нам предстоит отправиться в небольшую экспедицию. Во время которой, нам предстоит, выяснить есть ли поблизости какие ни будь природные ресурсы и если есть то научиться использовать некоторые из них. А кто знает, что это такое? Для этого нам предстоит разделиться на два отряда. Не будем терять время. В путь! | Отвечают на вопросы. Делятся на две группы. Выбирают командира. Получают оборудование: компасы, путевые дневники-планшеты. |
2.Актуализация знаний | Задаёт вопросы: Какие оболочки Земли мы изучили? Какую роль они играют в жизни человека? | Команды по очереди отвечают на вопросы. Подходят в формулировке темы урока, определяют цель урока. |
3 Изучение нового материала. Станция 1. | Станция 1 называется «Елочка – ровесница» Со многими объектами природы люди связывали приметы, слагали песни, легенды. ? 1.С какого года, и по указу какого царя начали отмечать Новый год 1 января, а не 1 сентября. ( по Указу Петра I в 1700) Вечнозеленое дерево издавна считалось многими народами священным. Древние германцы украшали ель фигурками полезных в хозяйстве животных, окружали её кострами, пели и плясали, заклинали добрых духов, которые, по их мнению, селились в еловых ветвях. Российское духовенство придало языческим традициям христианский смысл. По календарному совпадению ель называли рождественским «христовым деревом». Звезда символизировала ту звезду, которая по описанию Библии, загорелась после рождения Христа, а ёлочные украшения должны были напоминать о дарах, принесённых новорожденному сыну божию. Такова история, дошедшая до наших дней, всеми нами любимой традиции. В природе ель достигает 80 метров, а живет до 250 лет. Хвоя ели выделяет много летучих фитонцидов, губительно действующих на микроорганизмы. Неудивительно, что в ельнике воздух практически стерилен. Ветки и почки ели широко используются в медицине. | Команды по очереди отвечают на вопросы. |
Станция 2. | Станция 2. «Белая береза» Никакая другое дерево не распространена так в нашей стране, как береза. ?Какую роль играет берёза в жизни человека, как используется? Берёза — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые. В роду около 140 видов. Распространена по всему северному полушарию от субтропиков до тундры и только половина произрастает в нашей стране. Из всех деревьев, березы первыми заселили пустынные каменистые пустоши, образовавшиеся в результате таяния льда в конце последнего в истории Земли ледникового периода. Вырастает до 45 метров и встречается в виде стелющихся кустарников. ? Какие ещё деревья вы видите поблизости? Что можете о них рассказать? Деревья дают ценную для промышленности древесину. Относятся к лесным ресурсам. | Отвечают на вопросы. |
Станция 3. | «Крылатые соседи» ? На школьном дворе можно встретить птиц, обитающих в нашей местности. Назовите их. ? Какую роль играют птицы в жизни человека? За день скворец делает около 200 вылетов. Ласточка за лето успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров, тли. Если насекомых, которых съедает за лето стриж, сложить в одну линию, она растянется на целый километр, а за период вскармливания уничтожает до 250.000 вредных насекомых. Синица за сутки съедает столько корма, сколько весит сама. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, то он съедал бы за день 40 буханок хлеба. О птицах можно рассказывать много интересного. Насчитывается около 9000 видов. ? А какой вред могут принести кормушки? Животные относятся к биологическим ресурсам. | Отвечают на вопросы. |
Станция 4 | Сигнал «SOS» Здесь можно наблюдать еще один пример взаимодействия человека и природы. К сожалению остро стоит проблема утилизации отходов т.е. переработки мусора. А ведь некоторые виды отходов будут находиться на земле дольше чем те, кто их оставил. По предложенной таблице назовите, что можно не считать инородными телами в природе. Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами является одной из экологических проблем. Кто может назвать другие? Как сберечь природу? Как называется книга в которую заносят названия редких и исчезающих растений? Какие охраняемые территории вы знаете? | Выполняют задания в группах по предложенной таблице (приложение) |
Станция 5 | «Зеленая аптека» на службе человека. Лекарственным сырьем являются многие растения. Мы сегодня называли некоторые деревья. А сейчас небольшая разминка постарайтесь найти и записать некоторые лекарственные травы ( 2 минуты) | Выполняют задания в группах |
Станция 6 | «Дорога к знаниям». Каждое утро мы проходим по ней, восхищаясь красками и ароматом цветущих растений. Это не только красиво, но и ……… (помогите мне продолжить представление этой станции, подчеркнув пользу цветочных культур. | Выполняют задания в группах |
4.Закрепление нового материала и ранее полученных навыков | Но для того чтобы все, что мы сегодня видели, выросло необходимы почва, вода, энергия солнца (свет и тепло). Это тоже природные ресурсы. А сейчас предлагаю еще одно задание: Для начала давайте станем в круг и изобразим деревья (ноги вместе, руки вверх, потрясли руками), а сейчас изобразим кустарники и травянистые растения. Отлично! Получаем карточки с ролями и компас. Каждая команда должна правильно расположить растения относительно сторон горизонта. Все помнят, как правильно пользоваться компасом? Давайте вспомним какие природные ресурсы, нам удалось сегодня обнаружить? Стоит особо отметить минеральные ресурсы (полезные ископаемые) | Выполняют задания в группах
|
Обследование территории. | Для выполнения следующего задания вам необходимо изучить предложенный материал и найти на территории описанное растение. Описание включает некоторые особенности растения и интересные факты, связанные с его использованием. О которых вам предстоит рассказать другой команде, после того как вы найдете это растение. | Выполняют задания в группах |
5. Домашнее задание. | ПОДГОТОВИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ О РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫХ ЗАНЕСЕННЫХ В КРАСНУЮ КНИГУ. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Тому, кто не придает значения разлетающемуся мусору, напоминаем сроки разложения мусора в природе.
Виды мусора | Сроки разложения | Усредненная частота встречаемости |
Помет животных | До 10 дней | Единично |
Пищевые отходы | От 10 дней до 1 месяца | Не очень часто |
Газетная бумага | От 1 месяца до 1 сезона | Единично |
Листья, семена, веточки | От 1 месяца до 1 сезона | Часто |
Картонные коробки | До 1 сезона | Единично |
Бумага | 2 года | Единично |
Крупные ветки | До 10 лет | Единично |
Доски со стройки | До 10 лет | Единично |
Железная арматура | До 10 лет | Единично |
Железные банки | До 10 лет | Не очень часто |
Старая обувь | До 10 лет | Единично |
Обломки кирпича | До 100 лет | Часто |
Автоаккумуляторы | До 100 лет | Единично |
Фольга | До 100 лет | Не очень часто |
Жестяная банка | До 90 лет | Не очень часто |
Электрические батарейки | До 100 лет | Единично |
Резиновые покрышки | Более 100 лет | Единично |
Пластиковые бутылки | Более 100 лет | Единично |
Алюминиевые банки | 500 лет | Часто |
Стекло | Более 1000 лет | |
«Дорога к знаниям». Каждое утро мы проходим по ней, восхищаясь красками и ароматом цветущих растений. Это не только красиво, но и …
( рассказать о значении цветущих растений)
НАЙДИТЕ РАСТЕНИЕ ПО ОПИСАНИЮ (1 вариант)
Невысокий (до 2 метров высотой) вечнозеленый кустарник. Родина - Северная Америка. Произрастает от реки Колорадо до побережья Тихого океана. В 1822 году она была впервые завезена в Европу. Растет в высоту медленно, поэтому ее можно использовать в качестве бордюрного растения и в низких живых изгородях. Образует невысокие красивые заросли. Теневыносливость делает желанным растением в любом саду, цветет в мае-июне, мелкие желтые цветки собраны на концах ветвей в плотные кисти. Нежный аромат привлекает насекомых-опылителей.
До появления искусственных красителей делали краску: из листьев - зеленую, из корней и коры - желтую, а из ягод лиловую и синюю. Первые американские джинсы Levi's красились краской полученной из плодов. (Магония падуболистная)
НАЙДИТЕ РАСТЕНИЕ ПО ОПИСАНИЮ (2 вариант)
Его можно встретить в Африке, Америке, на о. Мадагаскар. Вечнозеленый кустарник или дерево. Типичный представитель Средиземноморья. Ученый полагают, что некоторые леса растут на протяжении 30 млн. лет.
У многих народов Западного и Восточного Закавказья он считается священным деревом. В Абхазии в музее долголетия одним из экспонатов стала люлька, устланная сухими листьями. По преданию они дают ребенку здоровье и продлевают жизнь. Но для самолечения использовать нельзя, так как все растение ядовито.
Относится к очень медленно растущим породам. В возрасте 100 лет диаметр ствола составляет всего 6 -7 см, а в высоту 4-5 м. продолжительность жизни до 500 лет. Цветы невзрачные. Древесина всегда очень ценилась на мировом рынке. Из неё делали стволы пушек и трости, винты самолетов и чашки, подшипники и шкатулки, шестеренки и ложки и т.д. Даже опилки идут в дело, ими в странах Западной Европы полируют ювелирные украшения.
Это любимое растение ландшафтных дизайнеров, так как отлично поддается стрижке.
Следует помнить, что растение взято под защиту как древнее исчезающее растение. Он внесен в Красную книгу, т.е. причислен к растениям, которые надо особенно беречь.
САДОВНИК | САДОВНИК |
ЯБЛОНЯ | ГРУША |
СМОРОДИНА | КРЫЖОВНИК |
ЗЕМЛЯНИКА | ЗЕМЛЯНИКА |