СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек-индивид-личность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация более широко освещает тему, чем в учебнике.

Просмотр содержимого документа
«Человек-индивид-личность»

Человек. Индивид. Личность.

Человек. Индивид. Личность.

Человек как биосоциальное существо Все люди, живущие на Земле уже более 50 тысяч лет, относятся к одному и тому же виду — Homo sapiens (человек разумный). Однако оказалось не так просто выделить то специфическое, что отличает человека от животных. В качестве исходного отличительного признака вида Homo sapiens выступает культура , играющая решающую роль в определении человеческих поступков. При этом природа человека признается бинарной , т.е. двойственной, включающей в себя как биологические, так и социальные характеристики. Однако вопрос об их соотношении до сих пор остается нерешенным.

Человек как биосоциальное существо

  • Все люди, живущие на Земле уже более 50 тысяч лет, относятся к одному и тому же виду — Homo sapiens (человек разумный).
  • Однако оказалось не так просто выделить то специфическое, что отличает человека от животных.
  • В качестве исходного отличительного признака вида Homo sapiens выступает культура , играющая решающую роль в определении человеческих поступков.
  • При этом природа человека признается бинарной , т.е. двойственной, включающей в себя как биологические, так и социальные характеристики. Однако вопрос об их соотношении до сих пор остается нерешенным.
Индивид Индивид  (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода , обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации

Индивид

  • Индивид  (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода , обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации
Индивидуальность Индивидуальность  — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей . Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Индивидуальность

  • Индивидуальность  — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей . Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.
Личность?

Личность?

Личность Личность  — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся. Личность  формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения.

Личность

  • Личность  — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений.
  • Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся.
  • Личность  формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения.
В структуре личности важное значение имеют: 1. Способности. 2. Темперамент. 3. Характер. 4. Волевые качества. 5. Мотивация. 6. Социальные установки.

В структуре личности важное значение имеют:

  • 1. Способности.
  • 2. Темперамент.
  • 3. Характер.
  • 4. Волевые качества.
  • 5. Мотивация.
  • 6. Социальные установки.
1.Способности Способность  - наследственные  возможности человека к какому – либо виду деятельности. Виды способностей: Общие Специальные Интеллектуальные (умственные, мыслительные) Художественные. Организаторские. Коммуникативные. Инструментальные.

1.Способности

  • Способность  - наследственные  возможности человека к какому – либо виду деятельности.
  • Виды способностей:
  • Общие
  • Специальные
  • Интеллектуальные (умственные, мыслительные)
  • Художественные.
  • Организаторские.
  • Коммуникативные.
  • Инструментальные.
Этапы развития способностей:   Наследственные способности (задатки) Развитые способности.

Этапы развития способностей:

  • Наследственные способности (задатки)
  • Развитые способности.
Одаренность  Одаренность  – способность к многим видам деятельности. Природные (врожденные)  задатки  способностей (например, сила, равновесие и подвижность процессов возбуждения и торможения и другие анатомо-физиологические особенности) называются  одаренностью. Одаренность есть лишь природные предпосылки способностей. Последние же выражаются в мастерстве, которое приходит в процессе приобретения жизненного опыта, воспитания в широком смысле этого слова. Развитие способностей одаренного человека происходит в том случае, если у человека обнаруживается устойчивая склонность к какому-либо делу, любовь к этому делу. Способствует развитию способностей общая работоспособность человека, умение трудиться не покладая рук, упорно добиваясь искомого результата.

Одаренность 

  • Одаренность  – способность к многим видам деятельности.
  • Природные (врожденные)  задатки  способностей (например, сила, равновесие и подвижность процессов возбуждения и торможения и другие анатомо-физиологические особенности) называются  одаренностью. Одаренность есть лишь природные предпосылки способностей. Последние же выражаются в мастерстве, которое приходит в процессе приобретения жизненного опыта, воспитания в широком смысле этого слова. Развитие способностей одаренного человека происходит в том случае, если у человека обнаруживается устойчивая склонность к какому-либо делу, любовь к этому делу. Способствует развитию способностей общая работоспособность человека, умение трудиться не покладая рук, упорно добиваясь искомого результата.
Талант Талант  - выдающиеся врожденные способности, особая природная одаренность. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности, называется  талантом  к данной деятельности. 

Талант

  • Талант  - выдающиеся врожденные способности, особая природная одаренность.
  • Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности, называется  талантом  к данной деятельности. 
Гениальность Гениальность  - высший уровень развития способностей человека, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью; создаются вещи, никогда ранее не существовавшие.

Гениальность

  • Гениальность  - высший уровень развития способностей человека, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью; создаются вещи, никогда ранее не существовавшие.
2.Темперамент  Темперамент  – совокупность психических свойств человека, зависящих от физиологических особенностей организма и составляющих определенный психологический тип.

2.Темперамент 

  • Темперамент  – совокупность психических свойств человека, зависящих от физиологических особенностей организма и составляющих определенный психологический тип.
3.Характер Характер  – от греческого «печать, чеканка» - индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющееся в типичных способах поведения: В отношении к другим людям (общительность, замкнутость, доброта) В отношении к труду (инициативность, ответственность, трудолюбие, леность, недобросовестность). В отношении к вещам (щедрость, аккуратность, скупость, неряшливость). В отношении к себе (скромность, самокритичность, гордость, самомнение, честолюбие)

3.Характер

  • Характер  – от греческого «печать, чеканка» - индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющееся в типичных способах поведения:
  • В отношении к другим людям (общительность, замкнутость, доброта)
  • В отношении к труду (инициативность, ответственность, трудолюбие, леность, недобросовестность).
  • В отношении к вещам (щедрость, аккуратность, скупость, неряшливость).
  • В отношении к себе (скромность, самокритичность, гордость, самомнение, честолюбие)
Характер  – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, себе, деятельности, окружающему миру. Формируется характер под воздействием трех условий: наследственность. общественное окружение. самовоспитание.
  • Характер  – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, себе, деятельности, окружающему миру.
  • Формируется характер под воздействием трех условий:
  • наследственность.
  • общественное окружение.
  • самовоспитание.
Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду) Демонстративный тип.  Главной особенностью демонстративной личности является потребность произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре событий Педантичный тип. Внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, стремление к порядку, нерешительность и осторожность.

Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду)

  • Демонстративный тип.  Главной особенностью демонстративной личности является потребность произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре событий
  • Педантичный тип. Внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, стремление к порядку, нерешительность и осторожность.
Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду) Застревающий тип . Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Гипертимический тип . Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное пребывание в приподнятом настроении даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью и жаждой деятельности. Для гипертимов характерны такие качества, как общительность, повышенная словоохотливость, оптимистический взгляд на жизнь. Трудности часто преодолеваются без особого труда.

Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду)

  • Застревающий тип . Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так.
  • Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения.
  • Гипертимический тип . Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное пребывание в приподнятом настроении даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью и жаждой деятельности. Для гипертимов характерны такие качества, как общительность, повышенная словоохотливость, оптимистический взгляд на жизнь. Трудности часто преодолеваются без особого труда.
Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду) Дистимический тип. Дистимическая личность -- противоположность гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Циклотимический тип. Экзальтированный тип.  Главной чертой экзальтированной личности является бурная (экзальтированная) реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и впадают в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта.

Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду)

  • Дистимический тип. Дистимическая личность -- противоположность гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни.
  • Циклотимический тип.
  • Экзальтированный тип.  Главной чертой экзальтированной личности является бурная (экзальтированная) реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и впадают в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта.
Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду) Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда покорностью. Эмотивный тип . Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность. Характерны такие качества, как мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость высокоразвитая эмпатия, повышенная слезливость (как принято говорить, ``глаза на мокром месте'').

Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду)

  • Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда покорностью.
  • Эмотивный тип . Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность. Характерны такие качества, как мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость высокоразвитая эмпатия, повышенная слезливость (как принято говорить, ``глаза на мокром месте'').
Структура личности и ее психики по Фрейду

Структура личности и ее психики по Фрейду

Структура личности и ее психики по Фрейду «Оно».  Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека. «Эго» («Я»).  Сознание, которое следует реальности. Вырабаывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде. «СуперЭго» («Сверх Я»).  Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей. Согласно психоанализу Фрейда структура гармоничной личности подразумевает равное сочетание «Оно» и «СуперЭго». Любой перевес в одну из этих субстанций может привести к отклонениям в психических процессах и даже возникновению патологий.

Структура личности и ее психики по Фрейду

  • «Оно».  Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека.
  • «Эго» («Я»).  Сознание, которое следует реальности. Вырабаывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде.
  • «СуперЭго» («Сверх Я»).  Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей.
  • Согласно психоанализу Фрейда структура гармоничной личности подразумевает равное сочетание «Оно» и «СуперЭго». Любой перевес в одну из этих субстанций может привести к отклонениям в психических процессах и даже возникновению патологий.
4.Воля Воля  — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в способности человека преодолевать ограничения, трудности и препятствия на пути к поставленной цели. Преодоление препятствий и трудностей требует волевого усилия — особого состояния, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека

4.Воля

  • Воля  — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в способности человека преодолевать ограничения, трудности и препятствия на пути к поставленной цели. Преодоление препятствий и трудностей требует волевого усилия — особого состояния, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека
Свобода и ответственность личности «Я верю в свободу,  в право человека быть самим собой, отстаивать себя и давать отпор всем тем, кто мешает ему состояться. Но свобода — это нечто большее, чем отсутствие притеснения. Свобода — это не только «свобода от… Это «свобода для: свобода стать независимым; свобода чувствовать свое бытие, а не обладать вещами или командовать людьми.. Эти рассуждения психолога Э. Фромма вводят нас в непростую проблему свободы человека и его ответственности перед собой и обществом.   Один философ сказал: «свобода – не в независимости. Свобода – в осознании нужности кому – то»

Свобода и ответственность личности

  • «Я верю в свободу,  в право человека быть самим собой, отстаивать себя и давать отпор всем тем, кто мешает ему состояться. Но свобода — это нечто большее, чем отсутствие притеснения. Свобода — это не только «свобода от… Это «свобода для: свобода стать независимым; свобода чувствовать свое бытие, а не обладать вещами или командовать людьми.. Эти рассуждения психолога Э. Фромма вводят нас в непростую проблему свободы человека и его ответственности перед собой и обществом.  Один философ сказал: «свобода – не в независимости. Свобода – в осознании нужности кому – то»