Человек познает мир (2 часа).
Ход урока:
1) проверка домашнего задания
2) мотивационно-целевой этап
Всем хорошо известно имя знаменитого древнегреческого философа Сократа. Однажды к нему пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (святилища бога Аполлона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым среди эллинов. Радуйся!» на что Сократ ответил: «Меня признали самым мудрым только потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого».
Вопросы к классу
- Как вы поняли смысл этого рассказа?
- Где границы нашего познания? Насколько мы можем познать окружающий нас мир?
- Можем ли мы познать самих себя?
- Правы ли писатели-фантасты братья Стругацкие, которым принадлежит афоризм: «Чтобы покорить мир, надо его иначе назвать?»
Поразмышляем над этими вопросами в течение следующих двух уроков
Тема урока: «Человек познает мир».
Итак, план уроков:
Познание мира и себя
Что такое самосознание
На что ты способен
Проблемный вопрос урока – почему процесс познания мира начинается с процесса познания самого себя?
3) Введение в новый материал
Человека всегда волновал вопрос: сколько он может узнать о мире и о себе? Мудрейшие из философов – Сократ, Конфуций. Лао-Цзы и другие - говорили, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше человек познает, чем более он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного его окружает. Поэтому особенно интересно исследовать наиболее общие принципы познания, его соотношение с реальным миром, границы между знанием и верой, увидеть пределы познавательных возможностей человека. Сегодня мы только начнем разговор на эту удивительную тему.
4) Работа по теме урока
1. Познание мира и себя (1 ч)
Человек, взаимодействуя с окружающим миром, одновременно познает его. Процесс познания происходит в ходе активной деятельности человека.
Творческое задание – разделим учеников по партам на 4 группы (1 парты , 2 парты и тд) – разделившись, обсудите, как происходит процесс познания мира. Какие 4 вида деятельности мы изучили?
1 парты – исследуют процесс познания мира в ходе трудовой деятельности
2 парты – в ходе игровой деятельности
3 парты – в ходе общения
4 парты – в ходе учебной деятельности
По итогу – все вместе заполняем схему в тетради и на доске письменно записывает учитель
Пространство, в котором мы живем и действуем:
учебная деятельность – приобретение знаний о мире и себе; приобретение важных практических приемов; осознание своего места в мире
трудовая деятельность – расширение представлений о мотивах трудовой деятельности; расширение представлений о труде; помогает в поиске трудового занятия
общение – получение новой и значимой информации; попытки найти ответ на волнующие вопросы; помогает улучшить себя
игровая деятельность – попытки повторить действия взрослых; приобретение первого опыта практической деятельности; приобретение первых навыков нравственного поведения
Интерес к окружающему миру и к себе у детей возникает с раннего детства.
Стремление узнать человека, то есть самого себя, является важнейшей потребностью личности. Как вы думаете, почему? (и вместе заполняем схему по ходу ответов)
Почему важно узнавать себя?
увеличивается полезность деятельности
возрастает самооценка
повышается настроение
повышается точность в предсказании результатов деятельности
находишь дело, которое нравится
повышается эффективность работы
На одном из самых знаменитых храмов есть надпись: «Познай самого себя». Эти слова самые главные, самые важные в жизни, так как именно с познания самого себя все начинается. Никакие блага не могут заменить человеку удовлетворение от правильно выбранного места в жизни, занятия по душе.
А ведь многие люди сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков, высказываний. А иногда и собственных мыслей. Они могут часами разговаривать о своих родителях, братьях, сестрах или друзьях, но если им необходимо рассказать что-то о себе, начинают спотыкаться на каждом слове.
Задание: вам необходимо письменно дать как можно больше ответов на вопрос «Кто я?»
2) что такое самосознание?
Следовательно, потребность понять и узнать себя способствует развитию самосознания, то есть сознания, направленного на самого себя.
Два разнонаправленных, даже противоположных стремления владеют подростками: страстный интерес к внешнему миру и столь же страстное, пристальное вглядывание в себя – в мир своих мыслей, чувств. Переживаний.
Интерес ребенка к своему я – к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. «Я сам!» - говорит трехлетний малыш. И это значит, что он выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас такое отличие самоочевидно, иначе быть не может, но для малыша это заметный шаг в развитии.
Кто я? Каков я? Что я могу? – спрашивает себя подросток. Это уже иная форма и иной уровень развития самосознания.
Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он и познающий, и познаваемый.
Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.
Самооценка формируется в единстве двух ее факторов:
рационального, отражающего знания человека о себе
эмоционального, отражающего то, как человек воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог эти знания складываются
таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умений увидеть и оценить свои возможности и способности.
На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (я большой, я сильный), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка выступает уже как важнейший регулятор поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.
В подростковом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в конкретную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным ядром личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии индивида.
Самооценка имеет ряд измерений: она может правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Иногда в литературе используются и другие термины: высокая, средняя или заниженная самооценка.
Таким образом, и недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – слабого, среднего или сильного, задающего тон в учебе – постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Звездами, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов.
Мы с вами поняли, что процесс формирования самооценки весьма непрост и противоречив.
. Ученые пришли к выводу, что неспособных людей в природе не существует. Конечно, не все из нас могут стать гениями, но каждый имеет свои таланты и должен развивать их в течение жизни.
- перечислим на доске свои таланты и способности, составив, таким образом, талантливую карту нашего класса (по одному к доске и записываем)
Ученые утверждают: чтобы труд человека стал творческим, ему, во-первых, должна нравиться его профессия и, во-вторых, его дело должно соответствовать способностям.
- чем бы вы руководствовались при выборе будущей профессии?
По ходу на доске записываем вместе
Мотивация выбора профессии:
наличие способностей
престижность профессии
материальная обеспеченность
привлекательность содержания образования
желание родителей
традиции семьи
интерес к данной профессии
если есть время – обсуждаем информацию ниже
Прокомментируйте мнение исследователей:
«Если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека, неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, да к тому же еще и неправильно выбравшего профессию, - 30%»
- насколько важен правильный выбор профессии для человека?
- всегда ли правильно люди делают свой выбор?
- что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии?
Что нужно учитывать при выборе профессии:
необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей. На сегодняшний день существует пять вариантов деятельности человека
Группа профессий | Примеры |
«Человек – природа» | Биологи, физики, геологи |
«Человек – техника» | Инженеры, конструкторы, водители |
«Человек – человек» | Учителя, психологи, журналисты |
«Человек – знаковая система» | Филологи, программисты, статистики |
«Человек – художественный образ» | Художники, актеры, поэты, музыканты |
вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будет востребованы
выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придется заниматься, представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы будущей работы
соотнесите понравившуюся вам специальность с потребностями общества