СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек природе друг или враг?

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия:

 - сформировать представление об экологии, экологических организациях, природоохранной деятельности.

 - развитие сознательного отношения детей к природе через занятия по экологии.

Просмотр содержимого документа
«Человек природе друг или враг?»


Юго - Восточное управление министерства образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 города Нефтегорска

муниципального района Нефтегорский Самарской области

Структурное подразделение дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Радуга»








Конспект открытого занятия

педагога дополнительного образования ЦДТ «Радуга»

ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска

Табунковой Елены Викторовны




Тема: «Человек природе друг или враг?»






Продолжительность занятия: 30 минут

Возраст участников:12-13 лет.

Тип занятия: вводное, комбинированное.

Форма организации обучения: занятие смешанного типа (беседа, эксперимент, практикум)





Нефтегорск, 2020 г.









Тип занятия: вводное (открытие новых знаний)

Форма проведения занятия: занятие смешанного типа (беседа, эксперимент, практикум)

Цели занятия:

- сформировать представление об экологии, экологических организациях, природоохранной деятельности.

- развитие сознательного отношения детей к природе через занятия по экологии.

Деятельностная цель: изучить влияние человека на природу, деятельность экологических организаций, приобрести практические навыки проведения эксперимента для развития экологического сознания и воспитания правильного отношения к природе.

Содержательная цель: формирование системы понятий: экология, экологические организации, антропогенные факторы, природоохранная деятельность, ознакомление с алгоритмом работы по решению экологических задач, выполнению эксперимента.

Формирование УУД:

Личностные УУД:(самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

  • Создавать условия для развития экологического мышления.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

  • Формировать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.



Метапредметные УУД:

Регулятивные:(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

  • Развивать способность к организации деятельности (самоконтроль), принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей по плану.

  • Способствовать развитию творческого мышления на основе самостоятельного опыта.

Познавательные:(общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

  • Уметь слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно её находить в различных источниках, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы.

  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Коммуникативные:(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

  • Развивать коммуникативные навыки: строить речевое высказывание, диалог с учителем.

  • Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

  • Устанавливать доброжелательных межличностных отношения в паре, группе.



Предметные УУД:

  • Понимать смысл терминов: экология, экологические факторы, экологическая безопасность, экологические организации, природоохранная деятельность.

  • Определять роль человека в природе, последствия его деятельности.

  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.


Межпредметные и внутрипредметные связи:

Межпредметные связи: биология, химия, география.

Внутрипредметные: алгоритм решения экологических задач и выполнения эксперимента. Определения: экология, человек, природа.



Оборудование занятия и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): бумага, маркеры, мини-лаборатории, медиа проектор, ноутбук (компьютер), колонки.

Предварительная работа: расстановка столов, подготовка оборудования.





Ход занятия



  1. Организационный момент – 1 мин

Педагог: - Здравствуйте, ребята, меня зовут Табункова Елена Викторовна.

- Я педагог Центра детского творчества «Радуга» города Нефтегорска, руководитель детского объединения «Юный эколог». Кто-то из вас уже знает, кто такие экологи, а кто-то сможет догадаться, посмотрев на слайд.

Слайд2.

На слайде дети на акциях, делают эксперименты, с животными в лесу.

Педагог: - Итак, чем занимаются юные экологи, как вы поняли?

Ответы детей

2. Вступительная часть – 12 мин

Педагог: - На занятиях ребята узнают много нового о живых организмах, об их взаимоотношениях между собой и окружающей средой, проводят эксперименты, решают экологические задачи, посещают экскурсии, участвуют в экологических акциях.

Сегодня вы тоже попробуете себя в качестве юных экологов, может быть в будущем это станет вашей профессией. А тема нашего занятия – «Ознакомление с новым видом деятельности».



Педагог: - Что же такое экология? Это наука, изучающая взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой. Человек – это тоже живой организм. Сегодня мы с вами ответим на вопрос: кто же человек для природы?

Слайд3.

Педагог: - А сначала, ребята, давайте поиграем и составим портрет человека, при этом каждый назовет свое лучшее качество.

Дети называют свое имя и качество характера и прикрепляют таблички на макет человека.



Педагог: - Вот такой идеальный получился у нас человек. Еще говорят: «Человек – венец природы». Вы согласны, что именно человек самое главное и высшее существо, что он стоит выше природы?

Слайд4.

Ответы детей

3. Основная часть – 13 минут



Педагог: - Но, всегда ли человек это понимает?

Педагог: - Давайте посмотрим следующий слайд.

Слайд5.

На слайде негативное влияние человека на природу.

Педагог: - Не все так идеально, и человек совершает ошибки. Как их предотвратить?

Ответы детей

Педагог: - А есть специальные организации, где люди объединяются, чтобы помогать природе.

Слайд6.

Педагог: - Сегодня мы станем такой организацией, эко-отрядом, который решает задачи по сохранению природы. Прямо сейчас мы попробуем это сделать.

Педагог: - На сайт детского объединения «Юный эколог» пришло сообщение от Гринпис, в котором есть три задания. Первое испытание для вас – решить экологическую задачу! Я предлагаю каждой команде выбрать одну из них.

Слайд7.



Дети выбирают задачу и решают ее в команде.

Ответы детей.

Педагог дополняет ответы детей, комментирует слайды, на которых дано решение.



Педагог: - Здорово! А теперь, прежде чем перейти к заданию со звездочкой, давайте немного подвигаемся.

Слайд13



Физкультминутка.



Педагог: - А теперь самое сложное задание.

Слайд 14.

Дети читают текст задания, в котором предполагается эксперимент.

Человек может загрязнять и воду, и воздух, и почву, не думая о тех живых организмах, которые могут пострадать от этого. Давайте выполним небольшой эксперимент, который это продемонстрирует.

Слайд 15

Педагог объясняет технику безопасности.



Дети забирают кейсы с оборудованием и выполняют эксперимент в командах.

Педагог во время выполнения работы детьми отдельно дает указания парам. Направляет, подсказывает, как правильно выполнять.


Во время самостоятельной практической деятельности педагог использует следующие методы: указание, вопросы, поощрение, разъяснение и т.д.

Опыт «Нефтяное пятно»

Цель: выяснить, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

Оборудование: - перья птиц; - нефть.

Педагог: - Подбросьте перышко и внимательно проследите за его плавным полетом. Затем обмакните перо в нефть и еще раз подбросить вверх. Перо быстро падает вниз.

Педагог: - Ребята, почему так происходит?

Дети формулируют вывод.

Вывод: строение перьев позволяет птицам летать, “отталкивая” крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.

Слайд16

Педагог: - Ребята, а можно ли помочь птицам?

Ответы детей.

Педагог: - Да, действительно, этим также занимаются экологи, а также добровольцы, волонтеры.

Педагог рассказывает о помощи пингвинам экологами из Гринпис.

Слайд17

Педагог: - То есть деятельность человека может быть и полезной!

Слайд18

На слайде положительное влияние человека на природу.



4.Заключительная часть - 4 минуты

Педагог: - Так кто же человек для природы?

Ответы детей.

Педагог: - Как вы поняли, нельзя бездумно относиться к природе. Нельзя наносить вред всему живому, а наоборот стараться сберечь. Человек – друг природе и ее защитник!

Слайд19

Педагог: - В течение занятия мы с вами как эко-отряд решали экологические задачи, проводили эксперимент. Но это лишь малая часть нашей работы. Мы можем обращать внимание людей на экологические проблемы и на охрану окружающей среды. Давайте вместе сделаем постер-призыв по защите природы, в котором отразим наши конкретные действия по ее охране.


Педагог раздает командам карточки для создания постера, клей, маркеры.


Самостоятельная работа по созданию постера и выступление детей.



Рефлексия

Педагог:- Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли вам оно? Как вы работали на нем? Я предлагаю вам выразить свое настроение и украсить им нашу планету!

Слайд20

Детям предлагаются образы их настроения: деревья – «да, я доволен занятием и своей работой на нем», цветы – «я мог бы работать лучше», бабочки – «хотелось бы узнать больше».

Дети выбирают образ и прикрепляют на рисунок планеты.

Педагог подытоживает занятие…

Педагог: - Я вижу, что у вас прекрасное настроение. Хотелось бы, чтобы наше занятие было для вас полезным и новые знания, навыки пригодились в будущем. Любите и охраняйте природу!

Слайд 21

Мне было очень приятно с вами заниматься сегодня. Я рада, что познакомилась с такими умными и любознательными ребятами и мне бы хотелось видеть вас в своем объединении. А пока я подарю вам значки с эмблемой «Юный эколог»! Большое спасибо вам за занятие!!!

Педагог дарит значки детям.