СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Человек спасается достоинством" (по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Человек спасается достоинством" (по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича")»

"Человек спасается достоинством" (по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича")

“ Сталин – наша слава боевая, Сталин –нашей юности полёт” “ Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую жизнь”.  ГУЛАГ Был восстановлен 8-ми часовой рабочий день, введены ежегодные отпуска, отменена карточная система, проведена денежная реформа. И благодарный народ не уставал прославлять святое имя Сталина, слагая о нем песни и стихи, снимая фильмы и живя по его заповедям. Но была и другая жизнь, наглухо закрытая от посторонних, правда о которой шла к человеку очень долго. И совсем другие слова звучали в адрес “отца всех людей и народов”.

Сталин – наша слава боевая, Сталин –нашей юности полёт”

Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую жизнь”.

ГУЛАГ

Был восстановлен 8-ми часовой рабочий день, введены ежегодные отпуска, отменена карточная система, проведена денежная реформа. И благодарный народ не уставал прославлять святое имя Сталина, слагая о нем песни и стихи, снимая фильмы и живя по его заповедям.

Но была и другая жизнь, наглухо закрытая от посторонних, правда о которой шла к человеку очень долго. И совсем другие слова звучали в адрес “отца всех людей и народов”.

Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир — одним днем... достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все».
  • Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир — одним днем... достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все».
«Лагерь глазами мужика» , — сказал Лев Копелев, передавая Твардовскому рукопись Солженицына.  

«Лагерь глазами мужика» , — сказал Лев Копелев, передавая Твардовскому рукопись Солженицына.

  •  
Повесть напечатана в 1962 г. в
  • Повесть напечатана в 1962 г. в "Новом мире ". Автора обвиняли в очернительстве советской действительности, но благодаря авторитетному мнению главного редактора журнала А.Т.Твардовского повесть была опубликована. Твардовский писал: " Жизненный материал, положенный в основу повести А. Солженицына необычен в советской литературе. Он несет отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного и отвергнутого партией культа личности, которые по времени хотя и отстают от нас не так далеко, представляются нам далеким прошлым.
Солженицын воссоздает подробности лагерного быта: мы видим, что и как едят зеки, что курят, где достают курево, как спят, во что одеваются и обуваются, где работают, как говорят между собой и как с начальством, что думают о воле, чего сильнее всего боятся и на что надеются. Автор пишет так, что мы узнаем жизнь зека не со стороны, а изнутри, от «него».
  • Солженицын воссоздает подробности лагерного быта: мы видим, что и как едят зеки, что курят, где достают курево, как спят, во что одеваются и обуваются, где работают, как говорят между собой и как с начальством, что думают о воле, чего сильнее всего боятся и на что надеются. Автор пишет так, что мы узнаем жизнь зека не со стороны, а изнутри, от «него».
 Где и как живут осужденные?

Где и как живут осужденные?

 Что едят осужденные?

Что едят осужденные?

БУР - барак усиленного режима стены там каменные, пол цементный, окошка нет никакого, печку топят -- только чтоб лед со стенки стаял и на полу лужей стоял. Спать -- на досках голых, если зубы не растрясешь, хлеба в день -- триста грамм, а баланда -- только на третий, шестой и девятый дни. Десять суток! Десять суток здешнего карцера, если отсидеть их строго и до конца, -- это значит на всю жизнь здоровья лишиться. Туберкулез, и из больничек уже не вылезешь. А по пятнадцать суток строгого кто отсидел -- уж те в земле сырой.

БУР - барак усиленного режима

стены там каменные, пол цементный, окошка нет никакого, печку топят -- только чтоб лед со стенки стаял и на полу лужей стоял. Спать -- на досках голых, если зубы не растрясешь, хлеба в день -- триста грамм, а баланда -- только на третий, шестой и девятый дни. Десять суток! Десять суток здешнего карцера, если отсидеть их строго и до конца, -- это значит на всю жизнь здоровья лишиться. Туберкулез, и из больничек уже не вылезешь. А по пятнадцать суток строгого кто отсидел -- уж те в земле сырой.

 Порядки зоны?

Порядки зоны?

проблема нравственного, духовного суда над всем происходящим Осознание настоящей человеческой жизни противостоит чудовищному в своей привычности надругательству над людьми: конвой ведёт тщательный пересчёт

проблема нравственного, духовного суда над всем происходящим

  • Осознание настоящей человеческой жизни противостоит чудовищному в своей привычности надругательству над людьми: конвой ведёт тщательный пересчёт "по головам", "человек - дороже золота. Одной головы за проволокой недостанет - свою голову туда добавишь". Что может быть большим издевательством над самим понятием о ценности человека?
  Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».       
  •   Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».
  •       
Коля Вдовушкин Сенька Клевшин Цезарь Маркович Студент литературного факультета, арестован со второго курса за написание вольнодумных стихов. Лагерный доктор посоветовал объявиться фельдшером, поставил на работу, и стал Коля учиться делать внутривенные уколы. А сейчас и в голову никому не придет, что он не фельдшер, а студент литфака. Сидел в Бухенвальде, состоял там в подпольной организации, оружие в зону носил для восстания. Немцы за руки подвешивали и палками били. Очень плохо слышит. В Цезаре всех наций намешано: не то он грек, не то еврей, не то цыган -- не поймешь. Молодой еще. Картины снимал для кино. Но и первой не доснял, как его посадили. У него усы черные, слитые, густые. Потому не сбрили здесь, что на деле так снят, на карточке.

Коля Вдовушкин

Сенька Клевшин

Цезарь Маркович

Студент литературного факультета, арестован со второго курса за написание вольнодумных стихов. Лагерный доктор посоветовал объявиться фельдшером, поставил на работу, и стал Коля учиться делать внутривенные уколы. А сейчас и в голову никому не придет, что он не фельдшер, а студент литфака.

Сидел в Бухенвальде, состоял там в подпольной организации, оружие в зону носил для восстания. Немцы за руки подвешивали и палками били. Очень плохо слышит.

В Цезаре всех наций намешано: не то он грек, не то еврей, не то цыган -- не поймешь. Молодой еще. Картины снимал для кино. Но и первой не доснял, как его посадили. У него усы черные, слитые, густые. Потому не сбрили здесь, что на деле так снят, на карточке.

Фетюков  «Шакал» Разобраться, так жаль его. Срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить.

Фетюков

  • «Шакал»
  • Разобраться, так жаль его. Срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить.
О чем хотел сказать нам автор, что подчеркнуть, рассказывая истории этих людей О жестокости, несправедливости тоталитарной системы. Практически все персонажи рассказа помогают автору высказать свои идеи насчет причин и следствий репрессий.

О чем хотел сказать нам автор, что подчеркнуть, рассказывая истории этих людей

  • О жестокости, несправедливости тоталитарной системы. Практически все персонажи рассказа помогают автору высказать свои идеи насчет причин и следствий репрессий.
Как вы думаете, почему героем своей повести Солженицын выбрал простого, малообразованного мужика-крестьянина. Потому что таких ни в чем не повинных людей много сидело по лагерям. Шухов – и есть сам народ , Шухов – крестьянин, обиженный советской властью. Важна личность , а не то место, которое он занимает в социуме

Как вы думаете, почему героем своей повести Солженицын выбрал простого, малообразованного мужика-крестьянина.

  • Потому что таких ни в чем не повинных людей много сидело по лагерям. Шухов – и есть сам народ , Шухов – крестьянин, обиженный советской властью. Важна личность , а не то место, которое он занимает в социуме
Как ведёт себя Иван Денисович в санчасти? Как решает проблему голода? Можно ли такое поведение Шухова назвать “приспособленчеством? Он ведет себя совестливо, как будто зарясь на что-то чужое. Он подрабатывает, как может Это приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с униженностью, потерей человеческого достоинства. Ему очень важно сохранить это достоинство, не стать опустившимся попрошайкой, как Фетюков.
  • Как ведёт себя Иван Денисович в санчасти?
  • Как решает проблему голода?
  • Можно ли такое поведение Шухова назвать “приспособленчеством?

Он ведет себя совестливо, как будто зарясь на что-то чужое.

Он подрабатывает, как может

Это приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с униженностью, потерей человеческого достоинства. Ему очень важно сохранить это достоинство, не стать опустившимся попрошайкой, как Фетюков.

Как относится к работе Иван Денисович?   Отношение к труду у него особенное “Работа она как палка о двух концах, для людей делаешь- дай качество, для начальства – показуху”. Шахов мастер на все руки, он работает добросовестно, не чувствуя холода, как у себя в колхозе. Труд для Шухова – это жизнь. Советская власть не развратила его, не научила халтурить. Уклад крестьянской жизни, её вековые законы оказались сильнее. А здоровый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять. припрятывает толь, чтобы заделать окна, старается скрыть мастерок между стенами, старается облегчить труд других, рискуя быть за это наказанным, допоздна задерживается на работе, так как ему жаль оставшийся раствор.

Как относится к работе Иван Денисович?

Отношение к труду у него особенное “Работа она как палка о двух концах, для людей делаешь- дай качество, для начальства – показуху”. Шахов мастер на все руки, он работает добросовестно, не чувствуя холода, как у себя в колхозе.

Труд для Шухова – это жизнь. Советская власть не развратила его, не научила халтурить. Уклад крестьянской жизни, её вековые законы оказались сильнее. А здоровый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.

припрятывает толь, чтобы заделать окна, старается скрыть мастерок между стенами, старается облегчить труд других, рискуя быть за это наказанным, допоздна задерживается на работе, так как ему жаль оставшийся раствор.

Так чему же нас учит Солженицын и его главный герой? Тому, чтобы ни при каких обстоятельствах человек не терял чувство собственного достоинства, как бы ни тяжела была жизнь, какие бы испытания не готовила, всегда нужно оставаться человеком, не идти на сделки со своей совестью.

Так чему же нас учит Солженицын и его главный герой?

  • Тому, чтобы ни при каких обстоятельствах человек не терял чувство собственного достоинства, как бы ни тяжела была жизнь, какие бы испытания не готовила, всегда нужно оставаться человеком, не идти на сделки со своей совестью.
Иван Денисович – настоящий национальный характер. В нём заметны черты классического «маленького человека». Солженицын любуется своим Иваном, превращая его в собирательный образ всего долготерпеливого русского народа. Он – крестьянин и пехотинец, то есть самый обыкновенный человек (как и Василий Тёркин у А. Твардовского).
  • Иван Денисович – настоящий национальный характер. В нём заметны черты классического «маленького человека». Солженицын любуется своим Иваном, превращая его в собирательный образ всего долготерпеливого русского народа.
  • Он – крестьянин и пехотинец, то есть самый обыкновенный человек (как и Василий Тёркин у А. Твардовского).
он – не ропщет, наоборот, Иван Денисович обладает высшей мудростью – свыкаться со своей судьбой. Его герой мог бы «кашу из топора сварить», он мастер на все руки .Человек творческий, способный работать с задором, на совесть, а не за страх.. Недаром его в бригаде уважительно называют « мастером» (так же называла у М. Булгакова Маргарита и своего возлюбленного писателя). Его находчивость и крестьянская хозяйственность вызывают заслуженное уважение (эпизод, в котором Шухов «раствор бережёт», понравился Хрущёву особенно). Таков русский характер. Да, Иван Денисович может и слукавить – но ради бригады, готов, что называется, «прислуживаться», потому что ему иначе не выжить. Но именно «живучесть», отсутствие ложной гордыни и дорого в нём автору. Для Солженицына в ней – залог крепости и силы страны. Зато герой никогда не поступится нравственным законом: он не пойдёт в доносчики, не погонится за «длинным рублём»
  • он – не ропщет, наоборот, Иван Денисович обладает высшей мудростью – свыкаться со своей судьбой. Его герой мог бы «кашу из топора сварить», он мастер на все руки .Человек творческий, способный работать с задором, на совесть, а не за страх..
  • Недаром его в бригаде уважительно называют « мастером» (так же называла у М. Булгакова Маргарита и своего возлюбленного писателя).
  • Его находчивость и крестьянская хозяйственность вызывают заслуженное уважение (эпизод, в котором Шухов «раствор бережёт», понравился Хрущёву особенно). Таков русский характер. Да, Иван Денисович может и слукавить – но ради бригады, готов, что называется, «прислуживаться», потому что ему иначе не выжить.
  • Но именно «живучесть», отсутствие ложной гордыни и дорого в нём автору. Для Солженицына в ней – залог крепости и силы страны. Зато герой никогда не поступится нравственным законом: он не пойдёт в доносчики, не погонится за «длинным рублём»
язык Главной особенностью повести и новизной её повествования стал своеобразный язык. Он вобрал в себя несколько речевых пластов: от чёрно-блатной лексики («опер», «качать права», «шмон») до просторечных словоупотреблений «загнуть», «матернуть», «вкалывать» и изречений из словаря В. Даля («ежедён», «поменело», «закалелый»), которые не знала русская проза шестидесятых годов. Повесть Солженицына и в языковом плане, прежде всего в плане возрождения сказа, отказа от всякого рода казённых «речезаменителей», предваряла будущие успехи «деревенской» прозы.

язык

  • Главной особенностью повести и новизной её повествования стал своеобразный язык. Он вобрал в себя несколько речевых пластов: от чёрно-блатной лексики («опер», «качать права», «шмон») до просторечных словоупотреблений «загнуть», «матернуть», «вкалывать» и изречений из словаря В. Даля («ежедён», «поменело», «закалелый»), которые не знала русская проза шестидесятых годов. Повесть Солженицына и в языковом плане, прежде всего в плане возрождения сказа, отказа от всякого рода казённых «речезаменителей», предваряла будущие успехи «деревенской» прозы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!