Урок повторения и обобщения знаний по теме:
«Человек в мире культуры» 8класс
Цели: актуализировать знания учащихся; углубить полученные знания;
обобщить знания; систематизировать прикладные и фундаментальные знания.
Задачи:
развивать умение работать в группе, команде; организовать работу группы.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Обобщить знания учащихся по теме
Совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Оборудование: презентация, раздаточный материал, фрагменты песен
Учитель: Доброе утро, ребята. Надеюсь, у вас у всех хорошее настроение. У меня тоже. Сегодня у нас на уроке гости, и мы покажем и расскажем им всё, что знаем по нашей теме урока. Мы будем работать в группе и индивидуально. Но сначала надо определить тему урока. У вас на столах задания. Мы проведём игру «Крестики-нолики». (Слайд 1).
Проверка заданий (Слайд 2)
После игры «Х и 0» вопрос: Исходя из заданий, какую тему будем повторять?
Кроме повторения что ещё мы должны сделать? ( закрепить, систематизировать, обобщить, углубить знания по теме)
Тема «Человек в мире культуры». (Слайд 3)
- А что первоначально означало слово «культура?»
В «чёрном ящике» находится одно из культурных растений. Вам предстоит угадать, что это за растение? Каждая группа по очереди задаёт мне вопрос, на который я могу ответить «да» или «нет». Группа, отгадающая, что лежит в чёрном ящике, получает 2 балла.
-Ребята, а какие формы культуры вы знаете? (массовая, элитарная, народная)
Вам предстоит прослушать фрагменты песен и определить, к какой форме культуры относится та или песня. А также назвать особенности каждой из форм культуры.
(Слайд 4)
Физкультминутка для глаз
- А сейчас работаем в группах. Выполняем задание 1 и помещаем на доску.
Задание 1. Слайд 5
Группа «Образование». Расположите в правильном порядке уровни образования в РФ:
среднее профессиональное, дошкольное образование, высшее образование, начальное образование, среднее общее образование , основное общее образование
Группа «Наука»
Выберите из предложенного списка особенности науки: образность, объективность, доказательность, эмоциональность, специальный язык, системность.
Группа «Религия»
Распределите в две группы мировые и национальные религии :
Буддизм, синтоизм, ислам, конфуцианство, иудаизм, христианство
Группа «Искусство»
Распределите в две группы: материальная и духовная культура
сказки, автомобиль, эпос, памятники, музыка, здания, украшения
- Следующее задание: составить текст из предложенных слов и словосочетаний. Гостей я попрошу оценить задание по 5-балльной системе. (СЛАЙД 6)
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (не более 3-5 предложений) сообщение о значении науки, используя все приведённые ниже понятия.
Критерии:
В сообщении корректно использованы четыре понятия. Составленные предложения представляют собой связанное сообщение.
(Слайд 7-10)
Религия — это вера в существование сверхъестественных сил. Религия включает в себя разнообразные верования . Человек, поклоняющийся одному или нескольким богам, обращается к высшим силам с молитвой о помощи или простыми словами благодарности, участвует в обрядах. Религия помогает человеку в трудных жизненных ситуациях.
Наука — это процесс познания истины. Учёные изучают опыт, накопленный другими людьми, на его основе и с учётом своих собственных знаний разрабатывают теории и гипотезы. Результат научной деятельности — это, как правило, какое-либо открытие. Наука даёт объективные представления о мире, обществе, человеке.
Искусство — это субъективное восприятие мира. Искусство вызывает у человека различные чувства и эмоции. Формы искусства разнообразны: живопись, скульптура, музыка, литература, театр, танец, кино, архитектура и другие. Искусство объединяет людей, создаёт связи между культурами, эпохами и поколениями.
Образование — это процесс получения знаний, приобщения к опыту предыдущих поколений. Получить необходимые знания можно в учебных учреждениях: школах, училищах, колледжах, университетах. Также важно самообразование — получение знаний и умений самостоятельно, без помощи преподавателя. Образование делится на два уровня: общее и профессиональное. Все желающие, взрослые и дети могут приобрести дополнительное образование
Дополнительно: кого называют культурным человеком?
ОЦЕНКИ и отметки
Рефлексия
Итог совместной работы: схема-паутина
-Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились на уроке?
-Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
-В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
-Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?
-С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?
-За что бы ты себя похвалил на уроке?
-Что тебе понравилось на уроке больше всего?
Д/З подготовиться к к/р