Литература, 8 класс (фрагмент урока)
Тема : «Человек в ситуации нравственного выбора (повесть А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи!»)
Цель: знакомство учащихся с повестью Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи», формирование навыков анализа художественного произведения, развитие навыков самостоятельной работы.
Задачи : формировать у учащихся знания в области зарубежной литературы, знакомство с повестью, рассказывающей о проблеме нравственного выбора ребенка;
активизировать познавательную деятельность на уроках литературы, развивать интерес к чтению.
воспитывать патриотизм и такие нравственные качества, как совесть, доброта, отзывчивость, сострадание и чуткость через восприятие художественного произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с историей написания повести «Я умею прыгать через лужи», знать её содержание, дать представление о жизни ребенка - калеки, понимать авторскую позицию и формулировать своё отношение к ней, уметь анализировать литературное произведение.
Личностные: формировать нравственные чувства, нравственное поведение, а также устойчивую мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и уметь выделять нравственный аспект поведения.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке, строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Познавательные: искать и извлекать необходимую информацию, строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться в тексте художественного произведения, понимать целостный смысл текста, структурировать его, устанавливать взаимосвязь описанных в нём событий, явлений, процессов.
Коммуникативные: отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми, уметь строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге, формулировать свою точку зрения.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Средства обучения: компьютер, проектор .
Предварительное задание: прочитать повесть «Я умею прыгать через лужи», индивидуальное задание – создание буктрейлера.
Приветствие учителя.
Нравственный выбор — это выбор, который делает каждый человек, основываясь на своих убеждениях и перенесённом опыте.
Этот выбор может иметь совершенно различную тематику: выбор между добром и злом, любовью и долгом, законом или нравственностью.
Нравственный выбор у каждого свой, нет определённой формулы, по которой определяется «правильность» того или иного поступка. В одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному.
Демонстрация буктрейлера
Мы понимаем, что речь на сегодняшнем уроке пойдет о книге австралийского писателя Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи».
Спасибо, Виталий, за проделанную работу.
Итак, книга прочитана вами. Давайте проверим, насколько вы были внимательны, читая ее. (Перфотест)
Итак, о чем книга?
(- О мальчике, который в 6 лет заболел полиомиелитом и оказался навсегда лишенным возможности вести подвижный образ жизни
- про мужество, с которым он преодолевал жизненные трудности;
- Алан сам выбрал для себя такую жизнь – через боль души и тела не отставать от других мальчишек , быть как они.)
Учитель. Хорошо. Вот мы и подошли вплотную к теме нравственного выбора человека (в нашем случае – ребенка).
_ как и чем помогали Алану утвердиться в жизни его родители и друзья? ( Родители старались вовлекать мальчика в свою семейную жизнь, где он был нужен, поручали ему какое – нибудь дело, например, когда отец отправился объезжать на дальнее пастбище лошадей, он сказал Алану как взрослому, что сын мог бы помочь ему в этом деле – надо посмотреть на молодого жеребенка и оценить его коленки – как он будет вести себя на пробежке.
Друзья вообще не считали его инвалидом. Они брали его с собой на все проделки. Вместе ловили кроликов силками и завидовали Алану, говорили, что он везунчик, потому что ему в один силок две штуки попались. Друзья прикрывали его от матери. Например, когда он учился кататься на пони, лошадка вдруг побежала не по дороге, а по кустам. Алан не удержался, упал и разодрал себе плохую ногу. Ребята перебинтовали его и сказали : «Ничего, не убился же. А рана заживет.» Мать даже не догадалась., что ее сын чуть не погиб)
- Какие нравственные принципы прививал мальчику отец? Как учил сына терпению и мужеству? ( Отец боялся, что став недвижимым, его сын будет ныть и жалеть себя, поэтому он сказал ему : «Будь как все.» Он мог помочь сыну советом, подбодрить его, подсказать, как поступить в каком -то случае, но никогда не трясся над ним и не позволял этого делать жене.)
- Два мальчика жили в душе Алана. Расскажите о них поподробнее.
- Какие люди нравились Алану? Почему ему нравились люди, которые его никогда не жалели? (Алан любил людей, которые его не жалели. Он не понимал, почему все считают, что его судьба несчастливая. Он любил жизнь и чувствовал, что счастлив. Вот как Алан говорил о своем лучшем друге : «Джо ни разу не сделал такой ошибки – не бросился на помощь мне без моего согласия». Те, что не жалеют, считают человека достойным. Вот поэтому Алан любил таких людей).
- Боль, страх и отчаяние не раз испытывал мальчик, не желавший признавать себя калекой. Он хотел уметь делать все, что умели его ровесники, хотел быть с ними на равных. Как ему удалось этого добиться? ( Он много терпел боль, преодолевал ее, не разрешал себя жалеть, жил полной жизнью : ходил в школу , хотя очень болели руки и плечи от костылей, даже специально хулиганил на уроках, чтобы учителя пороли его, как и всех здоровых мальчишек).
- Какие события оказались особо значимыми в жизни Алана, ставили его на одну ступень со своими сверстниками, но не ниже?
(Драка на палках со Стивом Макинтайром, восхождение на вершину вулкана и спуск с него, плавание в озере, езда верхом, зачисление в Мельбурнский колледж бухгалтеров, становление как писателя)
Учитель Давайте проверим, так ли это (изображение «лестницы преодоления» в МЭШ).
Ребята, каждое из этих событий было для Маршалла испытанием на прочность. Но он с честью ответил на все вызовы судьбы.
Итак, мы посмотрели на Алана глазами его самого, его родителей, друзей и жителей Тураллы. А каким видите его вы? (Синквейн). Зачитывают.
Учитель У вас получились очень яркие, ёмкие стихотворения. Ни в одном из них я не увидела определения главного героя как калеки. Почему? Ведь с точки зрения врачей он увечный. (Нравственный выбор самого мальчика – не признавать того, что он калека, и всем доказывать, что он обычный ребенок. Он сам говорит : «Меня изумляло, что всем казалось, будто я никогда не смогу ходить. Но я – то знал, что это не так. Слово «калека» я никак не связывал с собой». )
Ребята, а почему книга так называется? (Потому что когда Алан переболел полиомиелитом, перенес операцию, он не загадывал, что научится плавать, ездить верхом, он хотел хотя бы научиться прыгать через лужи. Смысл названия включает в себя не только то, что он научился перебираться через лужи, но и продолжать радоваться жизни.
Итог урока (на доске)
Д/з
Сочинение – рассуждение «Что значит любить жизнь» (по страницам повести А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи»
Анализ одного из понравившихся эпизодов, описывающих важные события из жизни Алана Маршалла (как учился плавать, ездить верхом на пони, как держал испытания в Мельбурнский колледж бухгалтеров и т. д.) по предложенной схеме.
Составить свою «лестницу преодоления» по дням недели.