СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чем опасна противоправная компания? Как защитить себя от насилия?

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия является актуальной. Целью занятия является привлечение внимания учащихся к проблемам соблюдения прав человека. Содержание занятие соответствует возрастным и умственным возможностям учащихся. В соответствии с темой подобран дидактический материал.  Применение наглядного материала является оправданным, так как является одним из эффективных методов обучения и воспитания учащихся с нарушением слуха, нарушениями речи.

Просмотр содержимого документа
«Чем опасна противоправная компания? Как защитить себя от насилия?»

Константинова Валентина Алексеевна

МАОУ «Ишимская школа–интернат»

М АОУ «Ишимская школа – интернат»



Конспект занятия



Тема занятия: Чем опасна противоправная компания? Как защитить себя от насилия?

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие учащихся с ОВЗ.

Возраст детей: 11 – 12 лет.

Дата проведения: 10.02.2022

Место проведения: кабинет педагога – психолога в образовательном учреждении по адресу: Тюменская область, город Ишим, ул. Приозёрная, д. 80.

Ф. И. О. педагога: Константинова Валентина Алексеевна





















Ишим

2 022 г.

Пояснительная записка

Тема занятия является актуальной. Целью занятия является привлечение внимания учащихся к проблемам соблюдения прав человека. Содержание занятие соответствует возрастным и умственным возможностям учащихся. В соответствии с темой подобран дидактический материал. Применение наглядного материала является оправданным, так как является одним из эффективных методов обучения и воспитания учащихся с нарушением слуха, нарушениями речи.

На занятии использован метод кинотерапии как групповой метод работы психолога с учащимися с целью оказания помощи в самосовершенствовании, более углублённом понимании жизни, улучшении отношений с окружающими. Кино позволяет в яркой, динамичной, эмоциональной форме показать учащимся феномены, которые порой трудно распознаются в жизни. В кинотерапии фильм это реальность, которая может быть осознана и осмыслена. Зрители, в данном случае учащиеся, способны объяснить поведение и поступки героев, исходя из содержания самого фильма. Кинотренинг затрагивает как эмоциональную, так и интеллектуальную сферу участников, что повышает его эффективность. Важным критерием выбора фильма для данного занятия явилось то, что показаны конструктивные способы решения проблемы. Герой фильма не только выходит из ситуации социальной опасности с помощью взрослого, но и развивается как личность, что является позитивным примером для учащихся с ОВЗ.





















Чем опасна противоправная компания? Как защитить себя от насилия?

(Психопрофилактическое занятие – кинотренинг по короткометражному фильму «Забыли!» для учащихся с ОВЗ)

Цель: привлечь внимание школьников к проблемам соблюдения прав человека.

Задачи:

1.Обучающие:

1) актуализировать и расширять знания учащихся об ответственности подростков перед законом;

2) познакомить с понятием «личная неприкосновенность»;

3) познакомить с правилами поведения в ситуации социальной опасности – ситуации насилия.

2.Развивающие:

1) способствовать развитию диалоговой формы общения;

2) развивать критичность мышления;

3) развивать навыки ответственного правового поведения.

3.Воспитательные:

1) воспитывать эмпатию, толерантность;

2) повышать уровень правовой культуры учащихся;

3) формировать мотивацию на саморазвитие и самовоспитание на примере главного героя фильма.



Оборудование занятия

Дидактический материал:

плакатики с речевым материалом;

Декларация «О правах ребёнка»;

памятки для школьников «Что такое травля», «Останови буллинг», «Что делать, если появились первые признаки травли?»



Материально – техническое оснащение занятия:

помещение с освещением и температурным режимом, соответствующим требованиям СанПиНа;

посадочные места для учащихся;

компьютер, фильм «Забыли!» на флеш-накопителе.



Ход занятия

  1. Организационный момент: настрой на активность, более внятную речь, уважение к мнению товарищей.

  2. Работа по теме.

2.1.Информация педагога на тему «Какими бывают опасности» в виде диалога

– Ребята, опасности бывают разные. Например, природные опасности – это что?

– Да, это наводнения, очень сильный мороз и так далее. Есть опасности социальные.

- Как вы думаете, что относится к социальным опасностям?

Социальными называются опасности, угрожающие жизни и здоровью людей. Носителями социальных опасностей являются люди. К ним, например, относятся все незаконные формы насилия, мошенничество, употребление веществ, нарушающих психическое и физиологическое равновесие человека (алкоголь, наркотики), курение, способные нанести ущерб здоровью и имуществу людей.

- Сейчас мы посмотрим фильм о социальной опасности.

2.2. Демонстрация короткометражного фильма «Забыли!».

- Что не поняли, спросите у меня.

2.3. Беседа на выявление первичного восприятия фильма.

- Кто герои фильма?

- Спроси у товарища, кто главный герой фильма, как его зовут.

- Что происходило с ним каждый день? Задай этот вопрос товарищу.

- О какой социальной опасности этот фильм?

- Кто помог главному герою выйти из трудной ситуации?

- Чем закончился фильм, спроси у товарища.

2.4.Беседа с целью выявления идейного содержания фильма.

- Ребята, почему подростки обижали своего сверстника?

- Да, это их жестокость, очень плохое отношение к сверстнику.

- Что чувствовал Саша после каждого случая жестокого отношения к себе?

- Конечно, обиду, бессилие, уныние, злость. Он даже учиться не мог. Вспомните кадры, где Саша сидит в классе, не может ничего делать.

- Давайте попробуем представить состояние человека, которого постоянно обижают, бьют. Попробуйте выразить это состояние подавленности мимикой, пантомимикой.

- Что чувствуете? Приятно ли находиться в таком состоянии?

- Конечно, очень неприятно. Кроме того, это унижает человека, нарушает его здоровье.

- Кто знает, что такое личная неприкосновенность?

2.5.Знакомство с понятием «личная неприкосновенность». Беседа.

Сопряжённое чтение речевого плакатика: «Личная неприкосновенность – защищённость от всякого посягательства со стороны кого-либо. Каждый человек - ценность. Законом запрещено посягать на жизнь, здоровье, имущество человека.»

Право на неприкосновенность личности записано в Декларации «О правах ребёнка», в других документах. (Демонстрация данного документа). После занятия можете познакомиться с этим документом.

- Как вы думаете, личная неприкосновенность должна быть у человека?

- Конечно, должна быть. У каждого из вас есть своя территория – место, вещи. И у этой территории есть границы. Это границы вашей свободы. Воспитанный человек всегда чувствует границы своей и чужой свободы и не переступает их.

- Приведите примеры нарушения границ свободы? (воровство, драка, грубость, бесцеремонность и т.д.).

2.6. Беседа. Информация по теме.

- Можно ли эту компанию подростков назвать противоправной? Почему?

- Да, ребята поступали несправедливо и незаконно по отношению к своему сверстнику: нарушали его право на безопасность, на личную неприкосновенность.

– Как вы думаете, Саша виноват в том, что его обижали?

– Верно, его вины нет.

- Ребята, запомните: если кто – то травит другого человека, то есть обзывает, толкает или бьёт, портит его вещи и так далее, это несправедливо, это травля. Вины того, кого обижают, здесь, как правило, нет. Особенно опасно, когда несколько школьников, объединившись, обижают другого ребёнка.

- ……, спроси у товарища, почему нельзя нарушать личную неприкосновенность другого человека.

– Что должен был сделать герой фильма, чтобы остановить жестокое отношение ребят к себе?

- Конечно, нужно было сообщить об этом взрослому. Защититься одному человеку от нескольких очень трудно, а чаще всего невозможно.

- Ребята, запомните: если кто – то из вас попадёт в подобную ситуацию, то терпеть нельзя. Кому нужно немедленно сообщать?

- Конечно, родителю, законному представителю или классному руководителю. Тому взрослому, которому больше доверяешь. Очень важно защитить себя от насилия. Просить помощи у взрослых в такой трудной ситуации не стыдно.

Чтение речевого плакатика сопряжённо:

«Если кто-то из вас оказался в ситуации социальной опасности, в ситуации насилия, то немедленно сообщайте об этом тому взрослому, которому доверяете.»

- Что помогло герою фильма не ожесточиться, а стать сильным, уверенным в себе? (Словарная работа: не ожесточиться – не стать жестоким, злым, равнодушным)

- Конечно, встреча с неравнодушным человеком – тренером по дзюдо, регулярные занятия спортом, постоянная работа над собой.

- Для чего нужно заниматься спортом? Спроси у товарища.

- Конечно, спорт делает людей сильными, решительными. Человек, занимающийся спортом, развивается.

- Если школьники занимаются саморазвитием, то их жизнь становится интереснее?

- Да, конечно.

-Попробуйте осанкой, походкой, выражением лица показать уверенного человека.

- Что чувствуете? Приятно быть в этом состоянии?

- Ребята, оказывается, чувствовать себя уверенно очень полезно для хорошего настроения, здоровья, самооценки.

- Как характеризует главного героя то, что он не дал в обиду мальчика, которого били сверстники?

- Да, Саша по характеру добрый, отзывчивый, смелый.

- Почему фильм называется «Забыли!»? Задай вопрос товарищу.

- Герой фильма сказал спасённому товарищу о том, что он забыл все обиды.

- Чему учит фильм? Обсуждение. Подведение учащихся к выводу: фильм учит нас уважать других людей, не нарушать их интересы.

Чтение речевого плакатика сопряжённо:

«Необходимо уважать других людей, соблюдать их интересы».

- Чему ещё учит фильм? Задай вопрос товарищу.

- Необходимо защищать свою личную неприкосновенность; нужно соблюдать законы.

3. Выдача памяток учащимся: «Что такое травля», «Останови буллинг», «Что делать, если появились первые признаки травли?».

4. Домашнее задание: познакомьтесь с этими памятками. На следующем занятии мы продолжим разговор по теме.

5. Рефлексия: что понравилось или не понравилось на занятии и почему?

6. Оценка речи учащихся.


Примечания

Педагог в течение занятия контролирует осанку учащихся.

Педагог в течение занятия осуществляет беглую коррекцию речи учащихся, помогает грамотно построить предложение.


Используемая литература

Березин С. В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников. – Самара, 2003.



















П риложение № 1

Памятка «Что такое травля»











П риложение № 2

Памятка «Останови буллинг»



Приложение № 3

Памятка «Что делать, если появились первые признаки травли?»

  1. Сначала попробуй реагировать так: пожать плечами, улыбнуться. Если травля продолжается, немедленно сообщи о происходящем своим родителям или тому взрослому, которому доверяешь.

  2. Не надейся, что всё закончится само. Медлить опасно. Анализируй ситуацию, ищи помощников.

  3. Знаки тела очень важны. Тренируй их. Держи спину ровно. Взгляд должен быть прямым, смелым, но не вызывающим.

  4. Займись самовоспитанием: работай над исправлением своих недостатков, повышай свою уверенность в себе, развивай свои способности.

  5. Не теряй уверенности в себе. Помни, что каждый имеет право быть в безопасности.

Источники:

1. Петрановская, Л. «Что делать, если тебя травят»: памятка



9