Предмет: Русский (родной) язык
Класс: 10
Дата: 05.12.2022
Тема урока: Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корне;
Развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся; формировать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой.
Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, интерес к учению; привить любовь к труду.
Тип урока: закрепление изученного материала
Оборудование: раздаточный материал по теме, словарь для активного усвоения
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте. ребята! Рада видеть вас, желаю хорошего настроения и успехов. Итак, начнём!
2.Проверка домашнего задания.
3.Актуализация опорных знаний учащихся.
Терминологический диктант.
Раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования называется….
Часть слова без окончания – это…
Изменяемая значимая часть слова называется…
В основе слова могут быть …
Главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов – это …
Значимая часть слова, которая находится после корня называется…
Значимая часть слова, которая находится перед корнем – это…
Ответы: 1 – словообразование, 2 –основа, 3 – окончание, 4 – приставка, корень, суффикс, 5 – корень,6 –суффикс. 7 – приставка.
4.Объяснение нового материала.
1. Вступительное слово учителя. Определение темы и цели урока.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корне.
Задание1.
- Запишите пары однокоренных слов, выделите корни, обозначьте чередующиеся звуки.
Крик –кричать, орех –орешек, свет –свеча, гласный –голос, бросить – разбрасывать, холст – холщовый, выросли – растение, заря – зорька, корм –кормление, блистать – блестеть, застилать – застеленный, касаться – коснуться, предлагать – предложение, гореть – загар, поклон – кланяться.
- Объясните правописание чередующихся гласных.
Задание 2.
- Запишите корни, в которых возможно чередование гласных, сгруппировав их в три группы:
В первую – те, написание гласной в которых в безударном положении зависит от того, какая буква стоит после корня;
Во вторую – те, написание гласной в которых в безударном положении зависит оттого, какие согласные стоят в корне после гласной:
В третью- те, написание гласной в которой зависит от того, на какую часть слова падает ударение.
- Какой корень вы записали дважды? Почему?
Задание 3.
Запишите слова натирать, отпирать, настилать, умирать, касаться, полагать, расти, гореть.
- От данных слов с помощью приставок от-, за-, рас-, вы-, у-, об-, под-, пере-, пред -, при-, про-, образуйте по два однокоренных глагола совершенного и несовершенного вида. Выделите корни.
Физкультминутка «Пол – потолок»
2.Объяснительный диктант.
Запишите текст под диктовку. Объясните написание слов и постановку знаков препинания.
Зарница пронеслась по небу. Грохнуло над головой.
Дождь вдруг ударил по воде всеми каплями. Река закипела, зашевелилась, молнии гнулись над нею.
Внезапно дождь кончился. И загорелось что – то на ветках ивы и сполз с них, закачался в воздухе сверкающий колобок.
Колобок повис неподвижно в воздухе и чуть дрожал, колебался, а вокруг огненного колобка горела радуга.
Засияло всё: и река, и кусты молочая по берегам. Колобок полетел над берегом, шёл низко над кустами. Вдруг он раздулся и стал огромным чёрным шаром. В нём вспыхнули лиловые жилы и грохнул взрыв.
3.Творческая работа в парах: составление диалога.
- Видели ли вы, когда-нибудь грозу или шаровую молнию? Вспомните это интересное природное явление. Запишите слова, с помощью которых можно описать то, что вы видели. Используя записанные слова, обсудите с товарищем по парте то, что произвело на вас наибольшее впечатление в этом природном явлении.
-Подумайте, какую коммуникативную задачу вы поставите перед собой.
5. Итог урока и выставление оценок.
Беседа с учащимися.
— Какие гласные чередуются в русском языке?
— Приведите несколько примеров чередования гласных в корнях слов.
— Какие согласные чередуются в корнях слов?
— Приведите примеры чередования согласных в русском языке.
6.Рефлексия (закончить предложение)
• Было интересно…
• Было трудно…
• Я выполнял (а) задания…
• Я понял(а), что…
• Я приобрел(а)…
7. Домашнее задание.
Записать 10 пословиц, в которых есть слова с чередующимися гласными в корне. Объяснить написание этих слов.