СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме  "Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов" для 10 класса по Родному (русскому) языку.

Просмотр содержимого документа
«Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.»

Предмет: Русский (родной) язык

Класс: 10

Дата: 05.12.2022

Тема урока: Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

Цели:

Обучающая: познакомить учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корне;

Развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся; формировать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой.

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, интерес к учению; привить любовь к труду.

Тип урока: закрепление изученного материала

Оборудование: раздаточный материал по теме, словарь для активного усвоения


Ход урока


1.Организационный момент

Здравствуйте. ребята! Рада видеть вас, желаю хорошего настроения и успехов. Итак, начнём!

2.Проверка домашнего задания.

3.Актуализация опорных знаний учащихся.

Терминологический диктант.

  1. Раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования называется….

  2. Часть слова без окончания – это…

  3. Изменяемая значимая часть слова называется…

  4. В основе слова могут быть …

  5. Главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов – это …

  6. Значимая часть слова, которая находится после корня называется…

  7. Значимая часть слова, которая находится перед корнем – это…

Ответы: 1 – словообразование, 2 –основа, 3 – окончание, 4 – приставка, корень, суффикс, 5 – корень,6 –суффикс. 7 – приставка.


4.Объяснение нового материала.

1. Вступительное слово учителя. Определение темы и цели урока.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корне.

Задание1.

- Запишите пары однокоренных слов, выделите корни, обозначьте чередующиеся звуки.

Крик –кричать, орех –орешек, свет –свеча, гласный –голос, бросить – разбрасывать, холст – холщовый, выросли – растение, заря – зорька, корм –кормление, блистать – блестеть, застилать – застеленный, касаться – коснуться, предлагать – предложение, гореть – загар, поклон – кланяться.

- Объясните правописание чередующихся гласных.

Задание 2.

- Запишите корни, в которых возможно чередование гласных, сгруппировав их в три группы:

В первую – те, написание гласной в которых в безударном положении зависит от того, какая буква стоит после корня;

Во вторую – те, написание гласной в которых в безударном положении зависит оттого, какие согласные стоят в корне после гласной:

В третью- те, написание гласной в которой зависит от того, на какую часть слова падает ударение.

- Какой корень вы записали дважды? Почему?

Задание 3.

Запишите слова натирать, отпирать, настилать, умирать, касаться, полагать, расти, гореть.

- От данных слов с помощью приставок от-, за-, рас-, вы-, у-, об-, под-, пере-, пред -, при-, про-, образуйте по два однокоренных глагола совершенного и несовершенного вида. Выделите корни.

Физкультминутка «Пол – потолок»

2.Объяснительный диктант.

Запишите текст под диктовку. Объясните написание слов и постановку знаков препинания.


Зарница пронеслась по небу. Грохнуло над головой.

Дождь вдруг ударил по воде всеми каплями. Река закипела, зашевелилась, молнии гнулись над нею.

Внезапно дождь кончился. И загорелось что – то на ветках ивы и сполз с них, закачался в воздухе сверкающий колобок.

Колобок повис неподвижно в воздухе и чуть дрожал, колебался, а вокруг огненного колобка горела радуга.

Засияло всё: и река, и кусты молочая по берегам. Колобок полетел над берегом, шёл низко над кустами. Вдруг он раздулся и стал огромным чёрным шаром. В нём вспыхнули лиловые жилы и грохнул взрыв.


3.Творческая работа в парах: составление диалога.

- Видели ли вы, когда-нибудь грозу или шаровую молнию? Вспомните это интересное природное явление. Запишите слова, с помощью которых можно описать то, что вы видели. Используя записанные слова, обсудите с товарищем по парте то, что произвело на вас наибольшее впечатление в этом природном явлении.

-Подумайте, какую коммуникативную задачу вы поставите перед собой.


5. Итог урока и выставление оценок.

Беседа с учащимися.

— Какие гласные чередуются в русском языке?

— Приведите несколько примеров чередования гласных в корнях слов.

— Какие согласные чередуются в корнях слов?

— Приведите примеры чередования согласных в русском языке.


6.Рефлексия (закончить предложение)

• Было интересно…

• Было трудно…

• Я выполнял (а) задания…

• Я понял(а), что…

• Я приобрел(а)…


7. Домашнее задание.

Записать 10 пословиц, в которых есть слова с чередующимися гласными в корне. Объяснить написание этих слов.