СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередование звуков

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чередование звуков»

Прозвенел и смолк звонок.   Начинается урок.   Тихо девочки за парту сели.   Тихо мальчики за парту сели.   На меня все посмотрели.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели.

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели.

¬∩□,  ¬∩^□,  ¬ ¬∩^□.    безошибочный, безуспешный, бездонный, безвыходный, безграничный, беззаботный, безутешный, безоблачный.

¬∩□,  ¬∩^□,  ¬ ¬∩^□. 

безошибочный, безуспешный, бездонный, безвыходный, безграничный, беззаботный, безутешный, безоблачный.

Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого.

Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого.

«Чередование звуков» 1ряд – слово круг; 2ряд – слово луг; 3ряд – слово снег.

«Чередование звуков»

1ряд – слово круг; 2ряд – слово луг; 3ряд – слово снег.

Чередование звуков – это закономерное различие звуков в вариантах одной и той же морфемы. Например: робок – робкие имеется чередование в корне звуков [б] и [п]. Позиционными чередованиями являются и чередование [р`] / [р]: токарь – токарный, дверь – дверной- в связи с законом ассимиляции мягких согласных по твердости), и чередование [ш] и [с]: сшить - скрутить (в связи с законом ассимиляции зубных перед передненёбными).

Чередование звуков – это закономерное различие звуков в вариантах одной и той же морфемы. Например: робок – робкие имеется чередование в корне звуков [б] и [п]. Позиционными чередованиями являются и чередование [р`] / [р]: токарь – токарный, дверь – дверной- в связи с законом ассимиляции мягких согласных по твердости), и чередование [ш] и [с]: сшить - скрутить (в связи с законом ассимиляции зубных перед передненёбными).

Многие чередования остались от прежнего состояния русского языка – от древнерусского, общеславянского языков –как результат давно исчезнувших фонетических законов. Так, например, когда -то в русском языке действовал закон перехода звуковых сочетаний [кт] и [чт] в [ч], что дало слова  НОЧЬ  из НОКТ Ь, МОЧЬ  из  МОГТЬ, ПЕЧЬ  из  ПЕКТИ.  Сейчас такие сочетания не заменяются на [ч] (ср.: практика, локти, ногти),  значит, закон перестал действовать. Как следствие от него остались чередования [к] - [ч] и [г] - [ч], (ср .: вытек – вытечь, сберегла- сберечь).

Многие чередования остались от прежнего состояния русского языка – от древнерусского, общеславянского языков –как результат давно исчезнувших фонетических законов. Так, например, когда -то в русском языке действовал закон перехода звуковых сочетаний [кт] и [чт] в [ч], что дало слова  НОЧЬ  из НОКТ Ь, МОЧЬ  из  МОГТЬ, ПЕЧЬ  из  ПЕКТИ.  Сейчас такие сочетания не заменяются на [ч] (ср.: практика, локти, ногти),  значит, закон перестал действовать. Как следствие от него остались чередования [к] - [ч] и [г] - [ч], (ср .: вытек – вытечь, сберегла- сберечь).

ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ. Схема:  [ – =], и [ – =]. Слова с чередованием звуков:  птиц, много, редко. Однокоренные слова к словам с чередованием звуков:  птиц – птичий (ц//ч), много – множество (г//ж), редко – реже (д//ж).

ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ.

Схема:  [ – =], и [ – =].

Слова с чередованием звуков:  птиц, много, редко.

Однокоренные слова к словам с чередованием звуков:  птиц – птичий (ц//ч), много – множество (г//ж), редко – реже (д//ж).

Домашнее задание. § 78 Вставьте пропущенные буквы. Подберите к словам с чередованиями  е, и  в корне парные однокоренные по образцу. Подчеркните чередующиеся гласные. Образец: сжечь — сжигать. Зап..реть — …, разб..раться — …, расст..лать — …, соб..ру — …, зам..рать — …, разб..русь — …, зап..р — …, выч..тание — …, зам..р — …, соб..раю — …, подб..рать — …, подст..лю — …, выч..сть — …, отб..ру — …

Домашнее задание.

§ 78

Вставьте пропущенные буквы. Подберите к словам с чередованиями  е, и  в корне парные однокоренные по образцу. Подчеркните чередующиеся гласные.

Образец: сжечь — сжигать.

Зап..реть — …, разб..раться — …, расст..лать — …, соб..ру — …, зам..рать — …, разб..русь — …, зап..р — …, выч..тание — …, зам..р — …, соб..раю — …, подб..рать — …, подст..лю — …, выч..сть — …, отб..ру — …