СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередование звуков

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сколько тайн в русском языке?

Сегодня к одной из них мы прикоснемся

Просмотр содержимого документа
«Чередование звуков»

Технологическая карта урока

Название предмета:

Русский язык

Класс:

5

Номер урока:

1

Дата:

27.01.2020

Тема урока: Чередование звуков

Цели урока:

  • Образовательные

Сформировать знания (УУД)

Устранить пробелы в знаниях…

  • Развивающие

Развивать эмоции учащихся

Учить устанавливать межпредметные связи

  • Воспитательные

Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей

Формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний  

Межпредметные связи: литература, история языка

Дидактические средства: визуальные

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная




Эпиграф: Сколько тайн в русском языке?

Сегодня к одной из них мы прикоснемся




Этапы урока


Содержание

Виды деятельности

Результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные (УУД)

учителя

учащихся

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1









Организационный момент. Этап эмоциональной подготовки к уроку

- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня действительно он добрый, потому что нам предстоит очень интересная и увлекательная работа.

- Сейчас у нас урок русского языка. Предлагаю настроиться на урок.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели.

Тихо мальчики за парту сели

На меня все посмотрели.


Приветствует учащихся

Создает эмоциональный настрой

Мотивирует учащихся

Дети приветствуют учителя, выполняют те движения, что просит учитель

Получают представление о чередовании звуков (гласных и согласных) как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов, выделяют корни с чередующимися звуками, определяют, при каких условиях происходит чередование, объясняют выбор написания.

Положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Осознают учебно - познавательную задачу.

Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи

Умение задавать вопросы по теме

2







Актуализация знаний

- Ребята, что перед вами?

А какие морфемы вы могли бы выделить в слова?

Написание каких морфем вы изучали?


Задание: придумайте слова, состав которых соответствует схемам:

¬∩□, ¬∩^□, ¬ ¬∩^□.

Каким схемам соответствуют данные слова? (безуспешный, бездонный, безвыходный, безграничный, беззаботный, безутешный, безоблачный).

Как образовались эти слова?

Безошибочный- без ошибок

Бездонный- без дна

Безуспешный-без успеха

Мы образовали новые слова, и в эти слова пришли новые звуки: к//ч; х//ш; ч//ц; о// с нулем звука



Создает проблемную ситуацию

Формулирует задание

Организует коллективную проверку

Учащиеся выполняют задание (практическую часть пройденного материала по теме «Способы образования слов») письменно, наблюдают, делают выводы

Учащиеся сверяют свои выводы с эталоном и выявляют затруднения в индивидуальной деятельности, оценивают себя


Имеют мотивацию учебной деятельности

Принимают и сохранют учебную задачу

Выполняют учебно- познавательные действия материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.

Слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3























Постановка учебной задачи.

- А теперь проведем еще одно наблюдение .

Задание: найдите среди предложенных однокоренные к словам ОРЕХ, ПЕКАРЬ, СНЕГ выделите морфемы в словах (работа в группах по карточкам).

Карточка 1.

Орех - орешник, ореховый, подорешник;

пекарь – печёт, печь, запеканка;

снег - снежок, подснежник, снеговик (выделить корни).


Вопросы и задания:

  1. Выделите корень, что заметили?

(Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова).

-Правильно, в результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова.

  1. Какой мы можем сделать вывод?

(Значит, в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных).

  1. В какой морфеме происходит чередование звуков?

(В корне слова).

  1. Выполните задание на карточках (вывод о чередовании звуков).


Карточка 2. Подставьте пропущенные слова, чтобы получился текст.

ПРИ ОБРАЗОВАНИИ И ИЗМЕНЕНИИ СЛОВ МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ ЗАМЕНА ОДНИХ … ДРУГИМИ В ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ … СЛОВА. ЭТУ ЗАМЕНУ НАЗЫВАЮТ … ЗВУКОВ. ЧЕРЕДУЮТСЯ … С ГЛАСНЫМИ, … С СОГЛАСНЫМИ.


Проверьте себя! Сравним наш вывод с тем, что предлагает нам учебник. Для этого откройте учебники на странице 23, прочитайте теорию § 78 .

Оцените себя!


5. Как мы сформулируем тему нашего урока?



- Записываем тему урока в тетради.




6. Цель нашего урока

Умение находить слова с чередованием гласных и согласных звуков в тексте.



(озвучить самой)







7. Какие нужно решить задачи, чтобы достичь этой цели?


Задача: 1. Видеть слова, в которых происходит чередование .

3. Знать, в каких морфемах оно бывает.

4. Правильно выделять морфемы слова.
































Формулирует задание

Обеспечивает мотивацию выполнения задания

Организует проверку выполнения упражнения

Учащиеся высказываются, почему возникли затруднения, чего ещё не знают























Учащиеся выполняют упражнения с карточек (работа в парах), наблюдают, отвечают на вопросы







Учащиеся делают вывод о чередовании звуков с помощью опорных слов



Учащиеся работают с учебником (читают теорию параграфа 78 о чередовании звуков, сравнивают свою запись), оценивают себя

Учащиеся формулируют тему урока вместе с учителем «Чередование звуков»

Учащиеся ставят перед собой цель, формулируют задачи, которые нужны для достижения поставленной ими цели (составляют алгоритм чередования звуков.





Учащиеся записывают тему урока в тетради.


Положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану

Извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.

Строят необходимые монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач

4





«Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднений)

Одна и та же морфема можем обозначаться различными звуками робок- робкий

В русском языке много слов, в которых происходит чередование звуков.

Чередование согласных в корне слова.

а) к-ч рук-а — руч-к-а — руч-н-ой

х-ш сух-ой — суш-и-ть

г-ж-з друг — друж-и-ть — друз-ей

д-ж-жд вод-и-ть — вож-ак — вожд-ени-е

б) б — бл люб-и-ть — любл-ю

п-пл куп-и-ть — купл-ю

в-вл лов-и-ть — ловл-ю, ловл-я

ф-фл граф-а — граф-и-ть — графл-ю

м-мл корм - корм-и-ть — кормл-ю

Чередование звуков в суффиксах:

горч-иц-а — горч-ич-ник;

рыб-ак — рыб- ац-кий;

круп-иц-а — круп-ит-чатый;

брус-ок — брус-к-а (-ок//ноль звука/к);

потч-ева-ть — потч-у-ю (-ева//-у)

Чередование в приставках

 пере-/пре-, через-/чрез- : перегородка — преграда, чересполосица —чрезмерный;
на -з- представлено чередование з/c (беззаботный —беспокойный).

Долго жили в языке эти звуки, шло время — и они стали исче­зать. Но пропали они не везде, а только там, где звучали совсем кратко, невнятно. В других же случаях они превратились в знакомые нам гласные е и о.

Вот так и получилось, что в одной и той же морфеме звук то произносится, то не слышен совсем (нуль звука): пеньпня (е//нуль звука), продавецпродавца (е//нуль звука), подо­братьподбирать (о//нуль звука).

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Помогает выявить причинно-следственные связи

Сравнивают

Слушают доклад

Анализируют

Выявляют закономерность


Осознавать потребность и готовность к самообразованию

Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану

Извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.

Строят необходимые монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач



5














Первичное закрепление

-Итак, полученные на уроке знания, применим, выполняя упр. 423.

Работа с учебником:

  1. Упр. 423 (устно).

Задание: участвуют 2 команды. Представитель первой команды называет слово, в котором возможны чередования. Представитель второй команды называет нужное слово и чередующиеся звуки.



Оцените свою работу и работу одноклассников!



Учащиеся выполняют упражнение 422 (комментированное письмо, «по цепочке», фронтальная работа). Слушают своих одноклассников, оценивают свою работу и работу одноклассников


Имеют желание осваивать виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Выполняют учебно- познавательные действия в материальной и в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Формулируют собственные мысли, сказывают и обосновывают свою точку зрения.

6

Физкультминутка

А вы любите танцевать?

Как часто вам приходится танцевать? А на уроках?


Выполняет упражнения вместе с учащимися

Учащиеся выполняют танцевальную физкультминутку


Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.




7

Самостоятельная работа (с проверкой по образцу)

Задание: запишите предложение, поставив знак препинания (если он нужен), составьте схему; найдите слово с чередованием звуков, подберите к нему однокоренные слова и формы слов.


Лё..кий в..терок играет серебристыми л..сточ..ками ивы и они сле..ка др..жат от этого.

-Давайте на минуту перенесёмся на урок литературы, посмотрим на предложение и скажем, какие литературные приёмы использовал в нём автор. (Олицетворение и эпитет)


Проверить по образцу!

Схема: [ – =], и [ – =].

Слово с чередованием звуков: дрожат

Однокоренные слова к словам с чередованием звуков: дрожат – дрогнуть (ж//г)

Оцените себя!


Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

Учащиеся выполняют письменное задание самостоятельно, проверяют выполненное задание по эталону, оценивают себя


Нравственно- этическое-оценивание усваиваемого содержания.

Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Формулируют собственные мысли, сказывают и обосновывают свою точку зрения.

8





Включение нового знания в систему знаний и повторение

- А теперь обратимся к упр. 424.

- Это за предложения? (пословицы)

- На какую тему эти пословицы?

- Какая из них вам больше всего нравится?

В каких словах мы наблюдаем чередование звуков?

Дайте толкование одной из них? В 3-4 предложениях.

.ИЛИ
Как вы поняли значение эпиграфа, и как он связан с темой нашего урока?

Создает проблемную ситуацию

Формулирует задание

Организует самостоятельную работу с учебником

Работают в группе





















Учащиеся выполняют упражнения из учебника, которые содержат новый алгоритм выполнения (на выбор: упр. 422 или 423), выполняют его

Учащиеся выполняют предлагаемые учителем дополнительные задания

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания


Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

9











Рефлексия (подведение итогов, выставление оценок)

  1. Так к какой тайне мы сегодня прикоснулись?

  2. Раскрыли ли мы эту тайну?

  3. Какие сложности на пути ее постижения пришлось преодолеть?

  4. Кто на ваш взгляд сегодня был наиболее успешным на уроке?

  5. Что на уроке у вас хорошо получилось? За что бы вы себе поставили «5»?








Подводит обучающихся к выводу

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников

Учащиеся оценивают себя (комментируют свои оценки, отвечая на вопросы); делают вывод по уроку


Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивают свою работу.

Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Строят небольшие монологические высказывания.