СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередующиеся гласные в корнях слов. Практикум

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю в работе по повторению и систематизации знаний при изучении чередующихся гласных в корнях слов.

Просмотр содержимого документа
«Чередующиеся гласные в корнях слов. Практикум»

Правописание корня -кас- — -кос- с чередованием а//о. Чередующиеся гласные в корнях слов.  Практикум 6 класс Подготовила Носкова Ольга Леонидовна,  учитель русского языка и литературы

Правописание корня -кас- — -кос- с чередованием а//о. Чередующиеся гласные в корнях слов. Практикум

6 класс

Подготовила Носкова Ольга Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

Выпишите из предложения слова с пропусками. Объясните орфограммы.  Утром Саша наточил к..су и к..сил траву, почти к..саясь земли. А Таня, заплетая волосы в к..су, слегка прик..салась к голове. Почему гласные в корнях этих слов разные? Как их проверить? Найдите слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по своему значению. Как они называются? Составьте с ними словосочетания по схеме: прил. + сущ.

Выпишите из предложения слова с пропусками. Объясните орфограммы.

Утром Саша наточил к..су и к..сил траву, почти к..саясь земли. А Таня, заплетая волосы в к..су, слегка прик..салась к голове.

  • Почему гласные в корнях этих слов разные? Как их проверить?
  • Найдите слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по своему значению. Как они называются? Составьте с ними словосочетания по схеме: прил. + сущ.
1. Как отличить слова с чередующейся гласной в корнях -кас- — -кос- , от слов с проверяемой гласной в омонимичном корне?  2. Для чего нужно отличать корни с чередующимися гласными от корней с безударными гласными?

1. Как отличить слова с чередующейся гласной в корнях -кас- — -кос- , от слов с проверяемой гласной в омонимичном корне? 2. Для чего нужно отличать корни с чередующимися гласными от корней с безударными гласными?

Распределите данные на следующем слайде корни с чередующимися гласными в таблице в соответствие с правилами их написания. Условия написания чередующихся гласных в корнях слов Зависят от последующих согласных Зависят от наличия или отсутствия суффикса -А- Зависят от ударения

Распределите данные на следующем слайде корни с чередующимися гласными в таблице в соответствие с правилами их написания.

Условия написания чередующихся гласных в корнях слов

Зависят от последующих согласных

Зависят от наличия или отсутствия суффикса -А-

Зависят от ударения

кос – кас бер – бир пер – пир дер – дир раст – ращ – рос гор – гар стел – стил мер – мир лаг – лож тер – тир жег – жиг   зар – зор блест – блист  

кос – кас

бер – бир

пер – пир

дер – дир

раст – ращ – рос

гор – гар

стел – стил

мер – мир

лаг – лож

тер – тир

жег – жиг

 

зар – зор

блест – блист

 

Проверьте! Зависят от последующих согласных Зависят от наличия или отсутствия суффикса -А- раст – ращ – рос Зависят от ударения лаг – лож кос – кас бер – бир гор – гар зар – зор дер – дир мер – мир тер – тир пер – пир стел – стил жег – жиг блест – блист

Проверьте!

Зависят от последующих согласных

Зависят от наличия или отсутствия суффикса -А-

раст – ращ – рос

Зависят от ударения

лаг – лож

кос – кас

бер – бир

гор – гар

зар – зор

дер – дир

мер – мир

тер – тир

пер – пир

стел – стил

жег – жиг

блест – блист

Запишите слово с парной чередующейся гласной заг..реть на солнце – прик..сновение руки – прот..рать полку – предл..гать помощь – утренняя з..ря – соб..рать урожай – расст..лить ковёр –

Запишите слово с парной чередующейся гласной

заг..реть на солнце –

прик..сновение руки –

прот..рать полку –

предл..гать помощь –

утренняя з..ря –

соб..рать урожай –

расст..лить ковёр –

Распределите слова в соответствии с правилом. К словам с безударной проверяемой гласной в корне подберите проверочное слово. Графически объясните орфограммы. Составьте два предложения, используя по одному слову из правого и левого столбика. Безударная проверяемая гласная в корне Чередующаяся гласная в корне

Распределите слова в соответствии с правилом. К словам с безударной проверяемой гласной в корне подберите проверочное слово. Графически объясните орфограммы. Составьте два предложения, используя по одному слову из правого и левого столбика.

Безударная проверяемая гласная в корне

Чередующаяся гласная в корне

Зам..реть, прим..рить (врагов), бл..стеть,  проб..жать, предпол..гать, изл..жение, разр..стаются, пол..вать, распол..гаться, зар..сли, возр..ст, г..ревать, сл..гка, зап..вать (лекарство), р..синка, к..снуться, резв..ваться (на ветру), с..дой (старичок), в..сеть (на ветках), расст..латься.

Зам..реть, прим..рить (врагов), бл..стеть,  проб..жать, предпол..гать, изл..жение, разр..стаются, пол..вать, распол..гаться, зар..сли, возр..ст, г..ревать, сл..гка, зап..вать (лекарство), р..синка, к..снуться, резв..ваться (на ветру), с..дой (старичок), в..сеть (на ветках), расст..латься.

Спишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корнях слов.  Отряд ра..пол..жился у р..ки. Быстро выр..сли на берегу палатки. Вечерняя з..ря дог..рала. Последние лучи солнца чуть к..сались вершин д..рев..ев. По оврагу ра(с,сс)т..лался туман. Ребята стали соб..рать суч..я. Один за другим разг..рались к..стры. Пламя то уг..сало то выр..стало. Оно почти к..салось в..твей д..ревьев осв..щало лица ребят.  Девоч(?)ки ра(с,сс)казывали истории и пели песни. Мальчики играли в фу..бол. Борьба разг..рает(?)ся. Болельщики зам..рают. Мяч(?) в в..р..тах противника.  Потом стали сж..гать сухие ветки д..ревьев и готовить еду. Вдруг дети услышали ш..рох. Кто-то проб..рался сквозь густые зар..сли бур..яна. Все зам..рли. Ок..залось, что это еж(?) приб..жал на зап..х еды.

Спишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корнях слов.

Отряд ра..пол..жился у р..ки. Быстро выр..сли на берегу палатки. Вечерняя з..ря дог..рала. Последние лучи солнца чуть к..сались вершин д..рев..ев. По оврагу ра(с,сс)т..лался туман. Ребята стали соб..рать суч..я. Один за другим разг..рались к..стры. Пламя то уг..сало то выр..стало. Оно почти к..салось в..твей д..ревьев осв..щало лица ребят.

Девоч(?)ки ра(с,сс)казывали истории и пели песни. Мальчики играли в фу..бол. Борьба разг..рает(?)ся. Болельщики зам..рают. Мяч(?) в в..р..тах противника.

Потом стали сж..гать сухие ветки д..ревьев и готовить еду. Вдруг дети услышали ш..рох. Кто-то проб..рался сквозь густые зар..сли бур..яна. Все зам..рли. Ок..залось, что это еж(?) приб..жал на зап..х еды.

Домашнее задание:

Домашнее задание: