СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар практикум для учителей начальных классов «Через инновации к качеству образования» с применение технологии ТРИЗ и критического мышления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар – практикум для

учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Семинар практикум для учителей начальных классов «Через инновации к качеству образования» с применение технологии ТРИЗ и критического мышления.»

«Через инновации к качеству образования»



Семинар – практикум для

учителей начальных классов





Ведущий семинара:

Сувашбаева Гульсина Аликовна,

учитель начальных классов







Плешаново, 2024





Тема семинара: Через инновации к качеству образования.

Целевая установка: 

  • осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования

Задачи:

  • на основе анализа психолого-методической литературы рассмотреть инновационные образовательные технологии как трехмерное взаимосвязанное пространство;

  • расширить знания о развитии инновационных технологий в работе с учащимися начальной школы с целью повышения качества образования и эффективности учебного процесса;

  • определить факторы, влияющие на успешность работы учителя в современных условиях;

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический

Материалы: карточки, анкета, карточки – визитки, листы бумаги, разноцветные ленты, деревья, коробочки, фрагменты афоризмов,  презентация,

Регламент: 40 мин 

Участники: педагоги начальной школы

Форма проведения: семинар – практику,  деловая игра в режиме «мозгового штурма»

Планируемый результат:

  • учитель знает: компоненты инновационных технологий?

  • учитель умеет: организовать учебный процесс в  соответствии с требованиями ФООП НОО.

  • учитель владеет такими понятиями: как «инновации», «современный», «профессиональный».

  • учитель осознаёт необходимость самообразовательной деятельности для повышения уровня профессионального мастерства.





















Ход семинара

«Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем»

Конфуций


Ход семинара.

  1. Организационный момент.

А) Приветствие участников семинара.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на методическом семинаре. Надеюсь, что для вас он будет интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.


Б) Деление на группы. Распределите роли в группах. (На доске картинки)

Спикер – человек с рупором, руководитель;

Докладчик – человек с книгой;

Секретарь – человек с ручкой;

Хранитель времени – человек с часами.

Критик – человек с вопросительными знаками.

Участники группы - картинка людей в группе.

В группе вы должны выбрать: руководителя, спикера, хранителя времени – для контроля времени.  Докладчик – для защиты вашей работы. Критика, который подвергает всё сомнению. Секретаря, который будет записывать, любые мнения, предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы. После обсуждения выбираются наиболее значимые, важные по вашему мнению. Выступающий докладчик представляет подготовленный материал.

Время работы: 3 минуты.



В) Эмоциональный настрой на работу.

Слайд № 3

В чём смысл жизни человека? Есть такое определение: "Человек должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына". Главное только не надо воспринимать эти слова буквально. Это выражение скрывает более глубокий смысл. Посадить дерево, говорит не только об одномоментном действии, а возможности воспитать новое поколение, вырасти и стать новым деревом жизни, Древом Жизни. Дерево символ жизни, природы, труда, здоровья, мудрости. Недаром наши предки украшали майские деревья лентами, прося у них сил, здоровья, счастья, любви и благополучия.

Сегодня мы тоже будем украшать наши маленькие ветки лентами разного цвета, в зависимости от пользы получаемой информации на семинаре, по следующим критериям: если задание, которое вы будете выполнять или информация, которую услышите, для вас будет:


полезной украсите дерево зелёным ленточкой,

если – познавательная – синей,

если интересной – красной,

       а если время потеряно зря – белой.

(На доске полоски бумаги, на которых написано: полезно, познавательно, интересно, время потеряно зря на листах разного цвета).

В конце семинара у вас должны получиться красивые деревья, а в зависимости от цвета лент, мы узнаем, на каком уровне прошёл семинар, оценим результаты своей работу.

На рабочем столе у каждой группы лежат ленточки разного цвета, клей, зелёные листочки и веточка берёзы, которое символизирует маленькое (дерево).



1. Актуализация знаний.

А) Байка

 «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?»

Один из  Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвёртый Высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Так появились учителя и ученики.

Б). Упражнение «Собери целое»

Цель: активизация на работу, вспомнить афоризмы о педагогах, развивать мышление

Инструкция. Работа в группах. Педагогам раздаются фрагменты афоризмов про педагогов. Задача — собрать части картинки с высказыванием в единое целое и пояснить смысл высказывания.

Материал к упражнению «Собери целое».  


Умные мысли для вашей души.

Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф  Эмерсон

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Дмитрий Менделеев

От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется. Мария фон Эбнер-Эшенбах

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций

Хорошие учителя создают хороших учеников. - Остроградский М. В.

Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. - Дистервег А.

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. - А. Дистервег

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. - В. Вильсон

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. – Катон


Вывод: о ком все эти высказывания? 

В стремительно меняющемся мире профессий, профессия учителя остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав постоянно меняются. В наше время профессия учителя мало популярна и практически непрестижна – у нас не очень высокая зарплата и очень сложная, ответственная работа.


Нам педагогам, тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации инноваций в образовательном процессе (не просто их знать, а использовать в своей практической деятельности).


3. Вступительная часть

Эпиграф семинара

Кто не хочет применять новые средства, должен ждать новых бед.

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата «Опыт и наставления нравственные и политические».

Учитель и ученик растут вместе: обучение – наполовину учение.

Ли Цзи


4. Теоретическая часть

Ведущий

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования белорусского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся.

В настоящее время перед любым учреждением образования стоит задача не просто дать учащимся определенный набор знаний по учебным дисциплинам, а сформировать творческую личность, обладающую современными компетенциями, способную к постоянному саморазвитию.

«Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Давайте сейчас мы с вами выясним, каким должен быть педагог, чтобы подготовить сегодняшнего выпускника.

Для этого мы работаем в группах.


5. Практическая часть

Задание 1. Участники семинара делятся на три группы:

«обучающиеся»;

«педагоги»;

«эксперты».


Первый вопрос для обсуждения:

Группа обучающиеся отвечают на вопрос «Когда обучающемуся не интересно учиться?»

Группа педагоги отвечают на вопрос «Когда педагогу не интересно учить?»

Эксперты в роли администрации отвечают на оба вопроса.

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и представляют ответ группы. Затем один из участников группы отвечает на поставленный вопрос. «Эксперты» анализируют ответы групп «учащиеся» и «педагоги».


Предположим, что выделены следующие проблемы:

  1. Недостаточный уровень владения педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.

  2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.

  3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и «пассивными» методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.


Второй вопрос для обсуждения

Обучающиеся отвечают на вопрос: «Какого педагога вы хотите видеть на своих занятиях?» Отразите на листе бумаги сегодняшнего педагога.

Педагоги отвечают на вопрос: «Какого педагога - коллегу вы хотите видеть рядом с собой?» Отразите на листе бумаги сегодняшнего педагога.

Эксперты отвечают на вопрос: «Каким должен быть современный педагог?»

В течение 5 минут участники отвечают на вопрос и представляют ответ группы. Затем один из участников группы отвечает на поставленный вопрос. «Эксперты» анализируют ответы групп «учащиеся» и «педагоги».


Ведущий

Много восторженных, добрых, требовательных и самокритичных слов сказано об учителе простыми и выдающимися людьми. Давайте попробуем осознать суть этого понятия через осмысление сути букв, в него входящих.

У– устремление, Ч – человек, И – истина,

Т – творение, Е– единство, Л – любовь, – Ь.

В итоге получаем: Учитель – это устремлённый Человек к Истине, Творящий Единство и Любовь.

И основные качества педагога:

  • стремление к истине, т.е. к самосовершенствованию;

  • творение единства миропонимания и проявление любви.

Давайте стремиться воспринимать истину, осознавать истину и проявлять истину, тогда. Всё будет в нашем сознании, и счастье, и радость и восторг, а затем это станет достоянием наших  детей.

Задача педагога показать учащимся единство, красоту и гармонию мира, путь к раскрытию потенциальных творческих способностей и возможностей человека.


Третий вопрос для обсуждения

Обучающиеся и Педагоги отвечают на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы учащемуся стало интересно учиться, а педагогу учить?».

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, помогут повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективных довода.


Ведущий.

Как мы видим, что для того, чтобы образовательный процесс был организован эффективно и с пользой, как для преподавателя, так и для учащихся; чтобы одним было интересно учить, а другим учиться; чтобы качество образования и результат обучения были на достаточно высоком уровне, необходимо что-то менять в организации всего образовательного процесса, а также в организации и проведении учебных занятий в частности.

Одним из условий изменения подходов к организации образовательного процесса является внедрение инноваций. И здесь нам на помощь приходят современные образовательные технологии, которые выступают как инструмент повышения мотивации к обучению и развития творческих способностей учащихся, как средство повышения результативности обучения и качества образования в целом.

Образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.

Поэтому главная задача каждого преподавателя – сформировать у обучающихся способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить учиться.

Возникает проблема: как правильно выбрать наиболее оптимальный режим взаимодействия в системе педагог-учащийся из предлагаемого спектра современных педагогических инноваций. Будет ли это одна технология, или сочетание нескольких?

Потому как без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Для этого каждый педагог совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к учебной дисциплине и к деятельности в целом.

Инновации в образовании – это процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приёмов и средств обучения, один из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Создание высокоэффективных инновационных технологий обучения позволяет, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, управлять качеством образования, обеспечивать их творческое развитие.

Инновационная образовательная технология повышает производительность труда педагога. Контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера.

Например, если один учащийся усваивает материал с первого раза, то другой может прорабатывать материал два-три раза и более. Перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время педагога, в результате чего он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся.

Для инновационной технологии цель определяется очень точно, поэтому использование объективных методов контроля даёт возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля, создание инновационных технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации педагога. Технологизация создаёт предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ профессионального образования.


Задание 2 для всех групп.

Перед вами «коробка», в которой лежат карточки с названиями образовательных технологий, которые вы используете на своих занятиях. На примере одной технологии расскажите, как она влияет на качество образования.

В течение 5 минут участники обсуждают ответ на вопрос и представляют ответ группы.


Выделены следующие технологии и как они влияют на качество образования:

– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной и трудовой деятельности для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций;

– проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.


Ведущий

Так в чем же отличие инновационного обучения от традиционного?

И на этот вопрос я попрошу ответить Вас.

Для этого Вы должны заполнить следующую таблицу

«Сравнительная характеристика традиционного и инновационного обучения»


Критерий характеристики

Особенности технологии обучения

традиционная

инновационная

Место и роль преподавателя в образовательном процессе

Субъект, определяющий все аспекты процесса обучения

Субъект, который инициирует процесс обучения и стимулирует превращение учащихся в активных субъектов процесса обучения

Место и роль учащихся в образовательном процессе

Восприятие, усвоение и воспроизведение информации, предоставляемой преподавателем

Активное усвоение и генерирования знаний, полученных из различных источников

Тип

информационной коммуникации

Управляемая преподавателем информация

Многоканальная система, которая генерирует информацию между преподавателем и учащимися, а также обеспечивает информационное взаимодействие между ними


Методы управления процессом обучения

Тоталитарное или

авторитарное

управления

Демократическое управление

Уровень творчества

Творчество присуща преподавателю, учащемуся предлагается уже готовая информация

Творчество преподавателя становится все более разнообразной, а деятельность учащихся имеет ярко выраженный творческий характер

Проблемность процесса обучения

В лучшем случае имеет место описание проблем или проблемных ситуаций

Обучение происходит в основном на примерах и в условиях проблемных ситуаций, способствует формированию умений их определения и решения

Уровень контроля за процессом обучения

Формальные, не индивидуализированы формы контроля Жесткий контроль

Гибкие индивидуализированные формы контроля, обучение учащихся самоконтролю и рефлексии

Результат обучения

Совокупность знаний

Совокупность знаний, практических умений и навыков, способность их творческого использования в профессиональной деятельности


Ведущий

Как видим внедрение инноваций предполагает развитие профессиональных компетенций преподавателей и предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения.

Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки.

Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.



6. Рефлексия

Ведущий

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:

«Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

Вывод: По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.






7. Итоги семинара

Ведущий

Так из чего же складывается качество знаний:

  1. Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.

  2. Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально - нравственные ориентации.

  3. Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.

  4. Стабильность здоровья учащихся.

  5. Удовлетворённость педагога своей работой.

Все эти составляющие можно реализовать через эффективное использование современных образовательных технологий

Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

В заключении я хотела подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: «Главное – не навредить!».