Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Орловское специальное учебно – воспитательное учреждение для обучающихся
с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа».
Технологическая карта воспитательного занятия
по формированию опыта оценочной деятельности
«Через тернии к звездам»
Шалагинова Марина Вениаминовна
социальный педагог Орловского СУВУ.
Орлов 2018
Целевая группа - подростки от 15 до 17 лет.
Тема занятия: «Через тернии к звездам».
Тип занятия: групповое занятие с элементами тренинга.
Виды деятельности на занятии: проблемно-ценностное общение, игровая деятельность.
Цель: содействовать становлению личности, способной сделать осознанный выбор базовых национальных ценностей через формирование опыта оценочной деятельности.
Задачи:
1. Образовательная: раскрыть смысл афоризма «Через тернии к звёздам», работать над формированием переносного смысла через проведение эксперимента (работа с притчей).
2. Развивающая: формировать коммуникативную компетентность через проблемно-ценностное общение, игровую деятельность.
3. Коррекционная: систематизировать представления и мифы воспитанников о причинах аморального поведения; создать целостное представление о личной ответственности каждого за свое поведение, через накопление позитивного опыта.
4. Диагностическая: создать условия для осознания учащимися собственных стилей выхода из трудных жизненных ситуаций.
Воспитательная: формировать самосознание воспитанников, через преобразование момента совместной деятельности в переживании ценностных отношений и создания педагогической ситуации переживания негативного опыта утрат человека, практикующего рискованное поведение.
Методы:
Психокоррекционные методы: игровая коррекция, элементы тренинга.
Методы воспитания: убеждение, разъяснение, этическая беседа, пример.
Методы обучения: проблемного изложения материала, частично-поисковый.
Приёмы стимулирования развития эмоциональной сферы воспитанника: игровое эмоциональное регулирование, приёмы словесной подгруппы (анализ проблемных вопросов, ситуаций из жизни, разбор содержания афоризмов), аудиовизуальные приёмы (показ видеоролика, презентации)
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Технология проблемно – диалогового обучения
Продолжительность – 45 мин.
Условия проведения и оборудование:
Кабинет социального педагога.
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Магнитная доска, магниты.
Презентация к занятию, видеоролики.
Морковь (сырая, вареная), яйцо (сырое, вареное), кофе.
Раздаточный материал: картинки с ситуациями, карточки формата А6 (20 шт.), заготовка (Формула неудачника) – 4 шт., составляющие формулы неудачника (по образцу) – 4 шт., карточки 5 х 5 см (80 шт.), фломастеры, ручки, 4 веревки длиной 1 м., свеча.
План проведения занятия.
Структура занятия | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Формирование УУД |
Организационный момент. Цель этапа: проверка готовности воспитанников к работе. | Приветствует. Проверяет готовность воспитанников к совместной работе на занятии. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к занятию. | Регулятивные - готовность к работе. |
2. Мотивация и целеполагание. Цель этапа: формирование интереса, положительной мотивации к занятию, способности к позитивному целеполаганию. | Предлагает просмотреть фрагмент фильма об училище. Обращает внимание воспитанников на слова диктора: «Вряд ли можно назвать невезением» Проводит опрос: Считаете ли вы для себя удачей, то, что оказались в стенах нашего училища? Подводит итог опроса. Стимулирует познавательную активность и интерес воспитанников через: - работу с карточками Приложение 1. Инструкция: Рассмотрите карточки, выберите те, которые на ваш взгляд могут помешать человеку в достижении своих планов, целей, которые негативно повлияют на его судьбу. - поиск причин для аморального поведения. Педагог организует работу в группах, контролирует ход работы, предлагает учащимся найти причины, по которым люди: употребляют ПАВ; совершают преступления; проявляют агрессию по отношению к людям, животным; бродяжничают, не желают учиться, работать. Обобщает сказанное Приложение 2 Подводит воспитанников к обозначению основной идеи занятия: «Что мешает человеку принять правильное решение, что мешает ему в достижении своих целей?» | Просмотр фильма, осмысление содержания. Делают выбор: Красный камень «Для меня это удача» Синий камень - «Для меня это неудача» Желтый камень - «Еще не определился». Воспитанники выбирают карточки, далее по очереди выходят к доске, называют ситуацию, аргументируют свой выбор. Воспитанники делятся на подгруппы (по 2 человека), обсуждают возможные причины аморального поведения, анализируют собственное поведение, записывают на карточках. Далее представитель от каждой команды размещает на магнитной доске заполненные карточки (причины), зачитывает то, что на них написано, аргументирует свой ответ. Оценивают ответы друг друга. Слушают, вступают в диалог, с помощью педагога формулируют главную идею (суть) занятия. | Регулятивные – оценка, выделение главного, осознание материала. Волевая саморегуляция. Коммуникативные – умение вступать в контакт с педагогом; умение выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог; умение услышать и понять главную мысль занятия. Личностные – личностное самоопределение, нравственно- этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм. |
Актуализация опорных знаний Цель этапа: оценка имеющихся знаний по теме, опора на положительные ресурсы. 4. Постановка проблемы. Цель этапа: выявление противоречия и формулирование проблемы. 5. Открытие нового знания. Цель этапа: составление Формулы неудачника с опорой на личный опыт учащихся, расширение информации о собственной личности, анализ и оценка своего поведения. Диагностика Цель: определение стратегии поведения в трудной жизненной ситуации. | Оценивает исходный уровень информированности воспитанников, побуждает к анализу афоризма «Через тернии к звёздам» Как вы понимаете это высказывание? Что в данном случае обозначают слова «звезды», «тернии»? Актуализирует проблему. Почему некоторые люди становятся успешными, а другие неудачниками, хотя, большинство из них сильные, физически развитые, имеющие неплохие умственные способности? В чем составляющая успеха, которая позволяет одним добиваться большего? Предлагает составить формулу неудачника. Приложение 3 Прогнозирует результат В конце занятия у нас должно получиться наглядное пособие, которое вы разместите на стенде в рабочих комнатах, тем самым познакомите остальных ребят с ошибками, которые допускают многие люди, и которые не способствуют достижению успеха, цели. Педагог организует работу в группах. Раздает заготовки, контролирует ход работы. Одновременно на экране демонстрируется образец оформления наглядного пособия. Итак, у каждого человека есть цель (звезда), которую он стремится или пытается достичь. Подводит к первой составляющей формулы: ЖИЗНЕННАЯ ТРУДНОСТЬ Проводит эксперимент, демонстрируя различные стратегии поведения людей в трудных жизненных ситуациях. Приложение 4 Предлагает сделать выбор. Определить стратегию поведения при встрече с трудностями. Возвращает воспитанников к проблеме занятия: Почему некоторые люди становятся успешными, а другие неудачниками, хотя, большинство из них сильные, физически развитые, энергичные, имеющие неплохие умственные способности? В чем же их отличие? Они отличаются своим выбором. Неудачники не желают или не умеют решать затруднения. Определяет 2 составляющую формулы: НЕУМЕНИЕ, НЕЖЕЛАНИЕ РЕШАТЬ ЗАТРУДНЕНИЕ Предлагает посмотреть отрывок из фильма «Обыкновенное чудо». - Чего же не хватает королю, а в его лице некоторым людям? Подводит к 3 составляющей формулы: ПОЗИЦИЯ ЖЕРТВЫ (поиск причин и оправданий для своего поведения, выбора, чтобы снять с себя ответственность за него). Чем же обычно оправдывают себя люди? Предложите свои варианты? Есть четыре способа, которыми люди пытаются оправдывать себя. Приложение 5 Попробуйте их сформулировать, посмотрев отрывки из мультфильмов. Подводит к последствиям, которые непременно возникают, когда человек начинает жить в соответствии с формулой неудачника. Упражнение “Марионетка” Предлагает воспитанникам занять роль Марионетки, которой управляют другие. Приложение 6 Обсуждение Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли «куклы», «кукловода»? Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было? Упражнение «Путь утрат» Приложение 7 Резюме педагога (реабилитационная часть) «То, что произошло сейчас, было только игрой и закончилось вместе с игрой. Запомните эти ощущения. Я надеюсь, что в будущем, подобное никогда не коснется ни вас, ни ваших близких». | Воспитанники отвечают на вопросы, аргументируют ответы Высказывают предположения, с помощью педагога формулируют проблему Воспитанники делятся на подгруппы . Приклеивают звезду, ориентируясь на образец. Приклеивают лист с текстом, ориентируясь на образец. Слушают педагога, наблюдают за ходом эксперимента, сами принимают участие. Анализируют и оценивают собственное поведение в заданных условиях. Наклеивают одно из изображений (морковь, яйцо, зерна кофе) Дети с помощью педагога формулируют основное отличие успешных людей от неудачников. Приклеивают листок с текстом, ориентируясь на образец. Просмотр фильма, анализируют содержание, отвечают на вопросы. Приклеивают листок с текстом, ориентируясь на образец. Высказывают предположения, аргументируют ответы. Смотрят отрывки из мультфильмов, анализируют содержание, с помощью педагога формулируют способ оправдания поступков человеком. Приводят примеры из личного опыта. Приклеивают изображение, ориентируясь на образец. Учащиеся разбиваются на тройки. К рукам и ногам «марионетки» привязывают веревки. Выполняют упражнение. Анализируют свои ощущения, высказываются, делают выводы. Дополняют пособие: рисуют веревки к рукам и ногам человека, ориентируясь на образец. Выполняют упражнение, анализируют, проговаривают свои ощущения. Слушают педагога, следят за видеорядом, делают выводы. Дополняют пособие текстом: ПОТЕРИ НЕИЗБЕЖНЫ! ориентируясь на образец. | Познавательные - умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные - умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные - умение высказывать своё предположение (версию) Личностные – осознание себя, как личности и, одновременно, как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий и поступков; формирование собственного отношения к полученным знаниям; перенос знаний и навыков в новую ситуацию. Регулятивные - умение произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других; мобилизация сил, волевых усилий при преодолении препятствий. Познавательные - умение ориентироваться в своей системе знаний, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные - умение выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение работать в коллективе, проявлять активность, сотрудничать в поиске и сборе необходимой информации, осуществлять контроль, оценку и коррекцию действий партнера. |
Обсуждение Цель этапа: прояснение позиций учащихся, развитие умения излагать свою точку зрения и аргументировать ее. | Обращает внимание на ФОРМУЛУ НЕУДАЧНИКА, предлагает дополнить или исправить, если с чем-то не согласны. Резюмирует: Мы проделали большую работу. Эти знания вы унесете с собой во взрослую жизнь, поделитесь со своими детьми, а пока что поделитесь ими со своими сверстниками, оформите стенды в рабочих комнатах, ответьте на вопросы интересующихся. И пусть количество неудачников в нашей жизни будет меньше. Упражнение «Охмурение» Приложение 8 | Обсуждают, заканчивают оформление, демонстрируют полученный результат. Слушают педагога, выполняют упражнение, анализируют свое поведение. | Личностные - умение давать верную оценку своей деятельности; формирование позитивной самооценки, самоуважения, потребности в творческом самовыражении. Регулятивные – умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, делать прогноз; формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха в предлагаемой деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Познавательные – умение ориентироваться в новой системе знаний, воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения поставленной задачи; умение презентовать подготовленную информацию в вербальном виде; делать выводы по результатам совместной работы. Коммуникативные – умение слушать и понимать инструкцию к заданию; проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач. |
Подведение итогов, рефлексия Цель этапа: оценка психологического состояния, результативности работы, формирование навыка самоанализа. | Возвращает к афоризму «Через тернии к звездам». Пусть в вашей жизни будет, как можно меньше трудностей, а преодолев их вы становились лучше, как то кофе. Предлагает воспитанникам высказать свое впечатление от занятия. Мобилизует воспитанников на рефлексию. Предлагает сделать выбор и поместить на звездное небо. Желтая звезда - Я считаю, что тема важна для меня. Оранжевая звезда - Я подумаю об этом, но не сегодня, когда-нибудь, может быть… Красная звезда - Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Я просто зря потратил время. Анализ. | Оценивают результат своей работы, высказывают свое мнение о занятии. Делают выбор, приклеивают на экран. | Личностные – осознание практической и личностной значимости изученного материала, оценивание эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу. Регулятивные – давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Коммуникативные – умение координировать свои действия и действия партнера; умение выражать свои мысли, строить высказывания, формулировать простейшие выводы. |
Приложение 1
К
АРТОЧКИ С СИТУАЦИЯМИ.
Приложение 2
ПРИЧИНЫ АМОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
1. Неудовлетворенность собой и своим состоянием («из-за некрасивой внешности», «из-за плохого характера», «из-за того, что человек застенчивый», «чтобы снять напряжение», «чтобы забыть, что виноват», «думает, что из него все равно ничего не выйдет» и т. д,).
2. Неудовлетворенность своими отношениями («из-за ссоры с родителями», «из-за того, что любимый человек изменил», «из-за того, что никто не любит», «из-за одиночества», из-за обиды на кого-нибудь» и т. д.).
3.Неудовлетворенность обстоятельствами своей жизни («бедный, и не может никуда поступить учиться, и нет перспектив», «родители заставляют учиться не там, где хочет», «не может найти работу», «нет дома, негде жить, мотается по случайным притонам», «дома все плохо, старается уйти куда попало, лишь бы домой не идти» и т. д.).
4.Дружба с теми, кто сам таким образом ведет себя («все друзья ведут себя так», «приятели не хотят дружить, если не будет делать то же, что и они» и т. д.).
5. Без причин («от скуки», «некуда себя деть», «из любопытства», «просто так, чтобы знать, как это бывает» и т. д.).
6. Жертва («приятели пригрозили: или будешь с нами, или прибьем», «заставили насильно» и т. д.).
Приложение 3
ФОРМУЛА НЕУДАЧНИКА.
ПОТЕРИ НЕИЗБЕЖНЫ!
Приложение 4
ЭКСПЕРИМЕНТ «ТРУДНОСТИ ЖИЗНИ»
Представьте себе, что мы с вами находимся на кухне, перед нами плита, на которой находятся три кастрюли с кипящей водой. В одну из них мы положим морковь, во вторую опустим яйцо, а в третью забросим кофе.
Демонстрация
Через некоторое время мы увидим, что морковь, которая попала в кастрюлю твердой – размякла и ее теперь легко сломать, растереть; яйцо, которое было жидким и нежным под тонкой скорлупкой – затвердело; кофе же, напротив, превратил кипящую воду в прекрасный, ароматный напиток.
Так и люди, по-разному реагируют на одни и те же трудности в жизни. Кипящая вода была одинаковой температуры для всех 3 продуктов.
А на что из них похожи вы, когда невзгоды и трудности стучаться к вам в дверь? Как вы реагируете при жизненных невзгодах: как морковь, которая выглядела крепкой, но легко потерявшая свою силу, как яйцо, нежное и хрупкое, но, уже с затвердевшим сердцем. Оно ведь осталось таким же белым и хрупким снаружи, но его сердцевина теперь тверда. А может быть, вы как кофе, который превращает создавшееся положение в самое лучшее из возможного? Ведь кофе извлекает свои самые лучшие качества именно при кипении воды. Так и человек становится сильнее, лучше, преодолев все трудности.
Сделайте свой выбор. Кто вы?
Приложение 5
СПОСОБЫ ОПРАВДАНИЯ ПОСТУПКОВ.
Обвиняет окружающих (указующий перст): «Вот если бы они не делали то-то и то-то, я бы не стал..., вот, пусть знают, что они со мной сделали»; «это из-за них я такой…»
2. Ставят на себе крест, (могильный крест) думают: «Я все равно никчемный человек, ну и пусть меня посадят, я погибну»; «Какая разница, что со мной будет дальше, - я знаю, что ничего хорошего все равно не будет»; «Ничего лучшего в этой жизни я недостоин…»
3. Представляют себя мучеником, (скорбная театральная маска) говорят: «Мне так плохо, я должен как-то расслабиться» или «Мне так скучно, надо как-то развлечься».
4. Представляют себя пленниками ограничений и никак не хотят с этим мириться…(тюремная решетка), «Что это вы мне запрещаете?» «Я должен попробовать все. Почему нельзя?»; «Серые будни и ограниченность окружающих мешают мне творчески проявляться, мне нужны экстремальные обстоятельства»; «Я взрослый человек, я сам знаю, что мне можно, а что нельзя» или: «Я бы и не стал, но мои друзья... Отказаться — значит потерять их».
Приложение 6
УПРАЖНЕНИЕ «МАРИОНЕТКА»
Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.
Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть
роль кукловода — полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы.
Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5—3 метра. Цель «кукловодов» — перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды».
Обсуждение
Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли «куклы»?
Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было?
Хотелось ли что-либо сделать самому?
Приложение 7
УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЬ УТРАТ»
Материалы: листки бумаги 5 х 5 – 80 шт., ручки
Инструкция:
«Напишите на первых 3-х карточках самую любимую еду или лакомство — по одному на каждой карточке.
Теперь на следующих 3-х карточках напишите по одной важной жизненной цели или мечте (в случае затруднений можно подсказать: «Для кого-то это - встреча любимого человека, для кого-то рождение детей, для кого-то любимая профессия, для других - достижение солидного материального положения и т. д).
На следующих 3-х карточках напишите имена самых любимых, самых значимых для вас людей (если возникают трудности в выборе, можно на одной карточке написать «неразделимых» для участника людей, например «родители», «братья» и т. д., в остальных случаях на каждой карточке — один человек).
Теперь вы видите перед собой нечто очень ценное для вас. Представьте, что в вашей жизни что-то произошло, вы запутались и в результате вам приходится чем-то пожертвовать. Выберите 2 карточки, на которых написано то, чем вам легче всего пожертвовать. Скомкайте бумажки и бросьте рядом со своим стулом...
Вскоре вам приходится снова чем-то жертвовать. Снова выберите 2, чем вы теперь готовы пожертвовать. Снова скомкайте бумажку и бросьте рядом со своим стулом...
Проходит время, и жизнь снова требует жертв. Снова выберите 2, чем вы готовы пожертвовать. Снова скомкайте бумажку и бросьте рядом со своим стулом...
Кажется, вы оказались на тропе жертв. Придется снова чем-то пожертвовать. Выберите чем. Скомкайте и бросьте рядом... И снова жертвы... Выбирайте. Комкайте. Бросайте... Это не все. Жертвы продолжаются. Вы уже стольким пожертвовали! Но придется продолжить...
Это уже не тропа жертв, а целая прорва. Вы снова жертвуете! Выбирайте! Комкайте! Бросайте! Бросайте!!!»
За последней жертвой ведущий идет сам, выхватывая бумажки из рук участников, комкая их и бросая рядом, играя роль Рока.
В жизни бывает так, что ваше мнение никто не спрашивает.
Реабилитационная часть.
«Сейчас аккуратно соберите все свои карточки, расправьте их. Вы никого и ничего не потеряли. Представьте их перед собой. Подумайте, как хорошо, что они есть. Как вы думаете, где они находятся в настоящий момент, что делают?» (выход из упражнения в реальность).
Обсуждение
«Расскажите, что вы пережили во время упражнения? С чем (или с кем) труднее было расставаться?
Резюме ведущего
«Вы все знали, что это только игра, упражнение. И все-таки даже сама мысль о возможной потере вызывала сильнейшие чувства, почти горе. Теперь давайте представим, что переживает человек, который теряет в реальной жизни.
Человек, употребляющий наркотики, алкоголь по мере развития его зависимости, теряет в жизни все больше и больше — все приносится в жертву ради получения очередной дозы. Путь этих людей — это путь утрат. И они сами выбрали этот путь.
А что происходит с его близкими людьми? Ведь они тоже теряют, они переживают тот же путь утрат! Сначала наркозависимость или алкоголизм близкого забирает у них одну возможность за другой. Ведь им приходится расплачиваться за долги. Потом они вынуждены менять свои жизненные планы, отказываться от мечты или важной цели, потому что нужно как-то выручать бедолагу. А потом они переживают настоящее горе: практически на их глазах происходит медленное умирание, добровольная гибель любимого человека. Но они вынуждены проходить путь утрат, хотя они его и не выбирали, а трудностей у них прибавилось вдвое.
А когда человек попадает в учреждение закрытого типа, разве вы не проходите путь утрат? Вам тоже приходится долго ждать возвращения тех возможностей, которые для других людей являются обычными в их повседневной жизни. И конечно же, это отражается на близких людях.
То, что произошло сейчас, было только игрой и закончилось вместе с игрой. Запомните эти ощущения. Я надеюсь, что в будущем, подобное никогда не коснется ни вас, ни ваших близких.
Приложение 8
УПРАЖНЕНИЕ «ОХМУРЕНИЕ»
Цель: выработка навыка критического мышления.
На прощание я хочу сделать вам небольшой подарок. Слышал ли кто-нибудь из вас о том, что тибетские ламы используют символы для того, чтобы приобрести какой-нибудь навык, способность за короткий срок? Я запомнила три символа, которые, если их нарисовать на руке, позволят выработать за короткий срок следующие навыки:
- искусство очаровывать, иметь бешеный успех у противоположного пола;
- открывает интеллектуальные чакры;
- способность притягивать деньги.
Но этот подарок может быть сделан только трем учащимся (таков ритуал). Первые три, кто поднимется сейчас – счастливчики!
Педагог говорит, что символ, который он сейчас нарисует у них на руке, его нельзя стирать, он сойдет самостоятельно (отвалится вместе с грязью). Приступаем к ритуалу.
Педагог зажигает свечу. Затем по одному подростки подходят «казановам» рисует сердце со стрелой, «деньги» - знак доллара, «грамотеям» «АБВ».
Итог, когда уже все сидят, педагог говорит: «Ребята, скажите, пожалуйста, где вы видели, чтобы без старания, без усидчивости, без затраченных сил и времени можно было чему-то научиться? - Что же произошло?
- Вы не задумывались над нереальностью моего предложения?
- Почему вы сделали шаг и протянули мне свою руку? Я же, образно говоря «подсадила вас на наркотик, обманула, ввела в заблуждение».
Помните, в жизни ничего не бывает так просто. Не поддавайтесь уговорам сомнительных личностей, не верьте их обещаниям. За все, так или иначе, приходится платить, нести ответственность.
Литература:
1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Издательство «Первое сентября», 2004. -208 с.
2. Млодик И.,Сушинский С. Эти беззащитные подростки. – СПб.: Питер, 2016. – 96 с.
3. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. -М.: ВАКО, 2006. – 256 с.
4. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы/ Авт.- сост. Т.А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. -192 с.
5. Электронный сборник СПИД-центра г. Киров, отдел профилактики. Игры и упражнения к тренингам.
Фильмы:
1. Фильм об училище.
2. Отрывок из фильма «Обыкновенное чудо». Монолог короля – Дурная наследственность.
3. Отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая». «Обо мне узнают, обо мне заговорят…»
4. Отрывок из мультфильма «Винни Пух». – Монолог ослика Иа.
5. Отрывок из мультфильма «Малыш и Карлсон». – «Я самый больной на свете человек….»
6. Отрывок из фильма «Приключения Буратино». – «Еще чего, дай мне жить спокойно!»