Н. И. Черкес, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 1 г. Скиделя» Гродненского района
Использование авторского сайта «Муза в солдатской шинели» при изучении поэзии периода Великой Отечественной войны
Одной из основных тенденций развития образования и педагогической науки в XXI веке является гуманитаризация образования, которая призвана формировать у личности духовность и способность к сохранению памяти о событиях прошлого в контексте общечеловеческой и национальной культур. Говоря об особенностях XXI века, учёные обращают внимание на «рост объёмов информации, связанный с быстрым развитием цифровых технологий» [2]. Обеспокоенность педагогов вызывает то, что «системы восприятия учащихся стали активнее заполняться информацией, не имеющей непосредственной образовательной ценности» [1, с. 43].
Учитель, чтобы поддерживать интерес школьников к своему предмету и формировать у них учебную мотивацию, должен учитывать современные тенденции и использовать образовательные электронные ресурсы, в том числе и созданные им самим.
Историческая память о трагических и героических событиях периода Великой Отечественной войны сохранена не только в учебниках истории, в воспоминаниях- ветеранов, кадрах кинохроник, но и в различных видах искусства: в художественных фильмах, живописи, музыке и литературе. Причём особый по силе выразительности и художественной достоверности пласт представляет собой поэзия поэтов-фронтовиков, опровергнувших широко известное высказывание о том, что музы молчат, когда говорят пушки. Муза в солдатской шинели в годы Великой Отечественной войны не молчала, она вместе с бойцами шла в атаку, мёрзла в окопах, выносила с поля боя раненых, а в минуты отдыха поднимала боевой дух солдата, напоминая ему о том, что его ждут дома... В этот период поэзия «была агитатором и трибуном, сердечным собеседником и близким другом» [5, с. 3].
«В годы войны заявило о себе новое поколение поэтов, позже названное военным... Прошедшие фронтовыми дорогами поэты писали о суровом солдатском быте, о войне, остро ощущая трагизм страшного времени...» [4, с. 199]. Как сегодняшнему поколению молодых людей дать возможность почувствовать биение пульса времени «сороковых фронтовых», как помочь услышать голоса поэтов-фронтовиков, которые тоже были молоды, любили, хотели жить, но шли в бой и часто умирали за свою Отчизну?
Для IT-поколения понятен и доступен язык интернета, и именно это подтолкнуло меня к тому, чтобы разговор о поэзии военных лет перенести в виртуальное пространство и создать сайт «Поэзия периода Великой Отечественной войны. Муза в солдатской шинели» [7]. Электронный ресурс представляет собой учебно-методический комплекс, созданный на облачной платформе.
Цель данного ресурса — обеспечить интерактивность, коммуникативность обучения, способствовать повышению эффективности и качества образования по предмету «Русская литература».
Задачи, которые он преследует, следующие:
оказать помощь учителям русского языка и литературы, учителям истории, классным руководителям, педагогам- организаторам в подготовке уроков и внеклассных мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне;
расширить и углубить представление учащихся о поэзии периода Великой Отечественной войны, ознакомить с творчеством поэтов-фронтовиков;
способствовать развитию у школьников навыков работы с художественными текстами и информационно-справочными материалами, умения сопоставлять произведения литературы, музыкальные произведения с историческими событиями;
создать ситуацию, способствующую осознанию учениками величия подвига солдат Великой Отечественной войны, воспитанию патриотизма, формированию гражданской позиции.
Навигация по сайту проста и удобна: с любой виртуальной страницы можно вернуться на главную или перейти по вкладкам на другие страницы, составляющие содержание электронного ресурса. Учебно-методический комплекс включает несколько разделов.
В первом разделе «Поэты-фронтовики и их творчество» в алфавитном порядке представлены имена двадцати поэтов-фронтовиков, а также информация о них и тексты произведений. Например, одна из страниц рассказывает об Эдуарде Асадове. В мае 1944 года он был тяжело ранен, что привело к потере зрения. На странице размещены две его фотографии: молодой, красивый боец и поэт с тёмной повязкой на глазах, которую Асадов носил до конца жизни.
Виртуальная страница, посвящённая Константину Симонову, повествует о его особом отношении к Беларуси, где в 1941 году он «нашёл точку опоры». Вернувшись из-под Могилёва, поэт написал ставшее для тысяч солдат своеобразным оберегом стихотворение «Жди меня». Здесь же размещены фотографии молодого военкора Симонова, его жены, актрисы Валентины Серовой, которой и было посвящено это удивительное по силе чувств произведение, фотоснимки уже ставшего седовласым Константина Симонова. Поэт завещал развеять свой прах на Буйничском поле под Могилёвом, чтобы навечно остаться среди солдат, погибших на белорусской земле.
Юлия Друнина — молодая, хрупкая девушка, «сестричка», выносившая с поля боя раненых, также говорит с нами. Именно она от лица своего поколения сказала: «Мы не ждали посмертной славы, мы со славой хотели жить...»
Во втором разделе «Стихи, написанные в годы Великой Отечественной войны» представлены стихи и сведения об их авторах, которые не сражались на фронте, но своим творчеством, «к штыку приравняв перо», внесли вклад в приближение победы. Среди них Анна Ахматова с её звучащим как метроном «Мужеством», Ольга Берггольц, ставшая душой осаждённого Ленинграда: «Я говорю с тобой под свист снарядов...»
Третий раздел «Аудиозаписи и видеозаписи чтения стихов военных лет» составляют аудио- и видеозаписи чтения стихов военных лет, в том числе чтение своих произведений К. Симоновым, А. Сурковым, С. Наровчатовым и др.
В четвёртом разделе «Стихи, ставшие песнями в 1941—1945 гг.» помещены аудио- и видеоматериалы с песнями военных лет в исполнении «легенд» 1940-х годов: Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, Марка Бернеса, а также современных исполнителей. Для создания визуальных образов на страницах расположены фотографии, например кадры из фильма «Два бойца», в котором Марк Бернес исполняет песню «Тёмная ночь».
В пятом разделе «Сценарии литературных вечеров, посвящённых Великой Отечественной войне» предложены сценарии трёх литературно-музыкальных вечеров, разработанные автором электронного ресурса.
Статьи с обзором поэзии периода Великой Отечественной войны, автором одной из которых является военный корреспондент К. Симонов, представлены в разделе «Статьи о поэзии периода Великой Отечественной войны».
В следующем разделе помещены тестовые задания по теме «Муза в солдатской шинели», а также материалы для самопроверки тестовых заданий с последующей самокоррекцией. Тест можно выполнять в режиме онлайн или же распечатать задания на бумажном носителе.
Раздел «Отзывы» даёт возможность получить обратную связь, увидеть рекомендации педагогов, школьников и их родителей для дальнейшего совершенствования работы электронного средства обучения.
Все материалы электронного учебно-методического комплекса могут быть использованы и при необходимости легко адаптированы педагогами при подготовке уроков и внеурочных мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне. Электронное средство обучения можно рекомендовать школьникам для самостоятельной работы.
Актуальность данного электронного образовательного ресурса заключается в том, что он предназначен как для совместной, групповой, так и индивидуальной работы педагогов, учащихся и их родителей с целью расширения и углубления сведений школьного курса «Русская литература» по теме «Поэзия периода Великой Отечественной войны».
Тема Великой Отечественной войны в нашей стране остаётся одной из приоритетных как для ветеранов и людей, переживших тяготы войны, так и для молодёжи, призванной сохранить историческую память, чему «в значительной степени будет способствовать применение на уроках и во внеурочное время учебно-методического комплекса “Поэзия периода Великой Отечественной войны”» [6, с. 8].
В январе 2018 года сайт «Поэзия периода Великой Отечественной войны. Муза в солдатской шинели» занял I место в V Международном конкурсе русскоязычных сайтов «RUCCKOE ЗАПиБЕЖЬЕ» в номинации «Образовательные сайты» [3]. Организатором конкурса, в котором приняли участие более 150 сайтов из 20 стран мира, выступил Международный центр продвижения русского языка и культуры «ЦЕНТРУС». Такая высокая оценка авторского сайта «Поэзия периода Великой Отечественной войны. Муза в солдатской шинели» свидетельствует о его востребованности и актуальности идеи создания педагогами собственных электронных образовательных ресурсов.
Список цитированных источников
Данильченко, С. Л. Современная образовательная политика: оценка подходов и целеполагания, результатов реализации и систем управления / С. Л. Данильченко // Электронный научный журнал «Педагог XXI века», 17—19 октября 2016 г. : Сборник материалов / под ред. И. С. Кусова. — Севастополь : Научный консультант, 2016. — 340 с.
Задора, С. Педагогика XXI века [Электронный ресурс] // Проза.ру. — Режим доступа: http:// www.proza.ru/2011/09/08/856. — Дата доступа: 12.02.2018.
Международный конкурс русскоязычных сайтов зарубежных российских соотечественников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://konkrus.com/2017. — Дата доступа: 12.02.2018.
Мищенчук, Н. М. Литература 1940-х — середины 1950-х годов // Русская литература : учеб, пособие для 11-го кл. общеобразоват. учреждений с белорус, и рус. яз. обучения / Н. И. Мищенчук [и др.] ; под ред. Н. И. Мищенчука, Т. Ф. Мушинской. — 4-е изд. перераб. — Минск : Нац. ин-т образования, 2010. — 336 с.
Русская советская поэзия. Хрестоматия / сост. Л. П. Кременцов [и др.] ; под ред. Л. П. Кремен- цова. — Л. : Просвещение, 1988. — 591 с.
Чаркес, Н. I. Муза у салдацшм шынял1 / Н. I. Чаркес // Настаунщкая газета. — 2016. — 16 января. — С. 8.
Черкес, Н. И. Поэзия периода Великой Отечественной войны. Муза в солдатской шинели [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nivcherkes.wix.com/poeziavov. — Дата доступа: 07.02.2018.