ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ
МЕРОПРИЯТИЕ
ТЕМА: «ЧЁРНОЕ КРУЖЕВО»
ЭПИГРАФ: «Решётки! Это кажется мелочью.
Но в завитке бронзы, в извилине литого
железа, порою, – душа забытой эпохи».
С.К.Маковский
ЦЕЛИ: 1. Познакомить уч-ся с памятниками художественного
чугунного литья Санкт- Петербурга и его пригородов.
2. Развивать память уч-ся, умение оценивать прекрасное
эстетические и художественные вкусы уч-ся.
3.Повышать интерес уч-ся к русскому литейному делу
через создание компьютерных презентаций.
4.Воспитывать у уч-ся любовь к прекрасному, чувство
гордости за русское искусство художественного литья.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, проектор, программные продукты,
иллюстрации.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
I.Орг.момент. (Обоснование значения темы. Цели мероприятия. Чтение эпиграфа)
II. А) Рассказ преподавателя и учащихся, с использованием компьютера.
( Показ слайдов по плану)
План:
1. Перила Питерских мостов
2. Решетка Летнего сада
3. Архитектурные ансамбли пригородов Санкт- Петербурга.
4. Ограды Михайловского замка и Шереметьевского дворца.
Ворота Русского музея.
5. Черное кружево современного Петербурга.
Б) Просмотр фильма «Санкт- Петербург и его пригороды»
III. Викторина «Чёрное кружево»
IV. Подведение итогов мероприятия.
В опросы:1. Что нового и интересного узнали?
2. Что дают вам такие мероприятия?
V. Подведение итогов викторины.
( Награждение победителя)
1 ведущий: Бывая в Ленинграде, обращаете ли вы внимание на кружевные плетения чугунных оград, перил мостов и маленьких мостиков, то строгих и скромных, то пышных и нарядных? Они опоясывают сады и парки, отражаясь причудливыми узорами в воде. Не случайно поэты и писатели, воспевая неповторимую красоту городу на Неве, обращают особое внимание на металлическое черное кружево, К. Паустовский писал: «...Чей гений, чья тонкая рука создали этот прекраснейший и мире разворот колоннад, зданий, арок, чугунных решеток, этот простор, наполненный зеленоватой ночной прохладной и величавой архитектурной мыслью?» (Паустовский К. Северная повесть // Собр соч.— М . 1967,— Т. 2.— С. 290.)
Давайте совершим экскурсию по этому городу-музею, где человеческий талант и фантазия заставляют нас останавливаться на каждом шагу и молчаливом восхищении.
2-й ведущий. (Подходит к фотографиям и рисункам и во время рассказа обращает на них внимание зрителей.)
Всматриваясь в чугунное наследие города, мы видим искусство мастеров, сумевших из тяжелого и хрупкого чугуна отлить тончайшие прожилки листьев на перилах Демидова моста, легкую, воздушную, кап бы «поющую» решетку Певческого моста, раскрытые веера Банковского мостика. Садовый мост с его изящными фонарями-торшерами Чугунными кружевными деталями изобилуют Литейного и Кировского мостов, моста лейтенанта, а перила мостов вблизи Марсова поля и Инженерного включают композиции из античного оружия.
(Ученик читает стихотворение П. Шубина):
Ты сойти в тишину и застынь:
Словно спины коней на скаку –
Над водой изогнулись мосты.
…………………………………..
Человек над водой их простер,
Выгнул в плавное полукольцо,
Чтобы хлынул безумный простор
Мглой, и светом, и ветром в лицо.
Пусть безвестен строитель, но ты,
Как наследник, поймешь, породнясь,
Красоту его давней мечты,
Воплощенной в чугуну вязь…
3-й ведущий. Легкостью рисунка и красотой орнамента отличается решетка собора Смольною монастыря. Перед Отечественной войной 1812 г. великий русский зодчий А. Н. Воронихин построил Казанский собор. Гигантский колонны собора покоятся на базах, созданных руками мастеров Александровского металогического завода в Карелии. Вместе с собором было создано замечательное произведение декоративного искусства – чугунная огради с литыми украшениями ромбовидной формы и ажурной монументальной решеткой между столбами красного гранита, придающей ограде особую торжественность. Считают, что этот памятник художественного литья можно поставить в один ряд с решетной Летнею сада.
1-й ведущий. Чугун – это материал прекрасных литейных и пластических качеств, и его проникновение в различные виды декоративного искусства особенна ясно видно в Ленинграде, где русскими мастерами чугунного литья и выдающимися зодчими А. Н. Воронихиным, Д. Д. Захаровым, К. И. Росси, Дж. Кваренги, В. Растрелли, Ю. М. Фельтеном другими созданы великолепные архитектурные Петербурга и его пригородов «Рассерженные львы» на спусках «Итальянской лестницы» к Павловском парке, перила и решетки для Обводного канала в Кронштадте, ажурные стены террас для дачи «Александрии» в парке Петродворца, медная облицовка с чеканными деталями для Нарвских ворот, чугунная решетка для Ботанического сада о Петербурге – все это множество отливок было выполнено на Александровском заводе в Карелии.
2-й ведущий. В Ленинграде, по воле замечательных русских умельцев чугунного литья и ковки металла, на ограде Михайловского сада даже и сильные морозы как будто распускаются цветы, а и ненастье порыва ветра словно прижимают твердые листья лавра к копьям на воротах Русского музея и заставляют звенеть колокольчики на ограде Шереметьевского дворца. А белыми ночами на мостике через Лебяжий канал узор просвечивает до мельчайших деталей.
3-й ведущий. Город украшается чугунными кружевом и в наши дни: появились перила на мостиках Каменного острова, ленты овалов опоясали набережную Карповки. Ограниченно вошла в архитектурный ансамбль на Неве решетка моста Строителей; украшенная трезубцами Нептуна, она напоминает нам о том, что Ленинград не только город-Музей, но это и крупный порт, город морской сланы (ученик Читает стихотворение И. Шубина):
Этот город бессонный, похожий на сон,
Где сияющий шпиль до звезды вознесен,
Город башен и арок и улиц простых,
Полуночный, прозрачный, как пушкинский стих.
……………………………………………………….
Ты – внезапный и вечный в своей красоте,
Как бессмертная сказка на снежной земле,
Как мгновенный узор на морозном стекле.
1-й ведущий. После победы России в войне 1812 г. в русском искусстве особенно выразительно зазвучала патриотическая тема. После Великой Отечественной войны в образе многих ленинградских оград появились звезды, пики, лавровые венки. Так, продолжая традиции славных мастеров прошлого, наши архитекторы увековечили память о победе советского народа над фашизмом:
Пришла Победа…
И ее солдат,
Ее Правофланговый – Ленинград
Он возрождает свой Международный
Трудом всеобщим, тяжким, благородным.
……………………………………………….
Среди руин, транши закидав,
Здесь мы закладываем Парк Победы,
Во имя Горького ее труда.
(Берггольц О. Лирика – М., 1974 – С. 179-180.)
2-й ведущий. Каслинское чугунное литье – это одна из блистательных страниц русский культуры. Касли... Что означает это слово?
В 70-е годы XIX в заводскому посаду Касли была выдана «визитная карточка», (Ведущий разворачивает свиток и читает: «Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод построен в Екатеринбургском уезде при озере Касли, от Перми в 490 и от Екатеринбурга в 130 верстах; от заводов этого же округа Каштымского в 30 и Теченского в 15 верстах».)
В справочниках и путеводителях по Уралу говорится, что Каслинский завод прославился своим чугунным литьем, доведенным до высокой степени художественности.
3-й ведущий. У писатели П. П. Бажова, превосходного знатока художествен ныл промыслов Урала, об одном из сказов есть такие строки: «Каслинские литейщики в форму льют чугун, а остывает он серебром. К это я не для красного словца говорю». И дальше: «Против наших каслинских мастером па фигурному литью никто выстоять не мог. Сколько заводей кругов, а ни одни вровень не поставишь».
В чем же секрет успеха, который с далеких времен сопровождал художественные изделия Каслинского завода?
1-й ведущий. Прежде всего в самой природе. Город лежит на берегу озера, где природа уготовила залежи разнообразных формовочных смесей, необходимых для литейного дела. Пески обладают редчайшей для этого материала газопроницаемостью, пластичностью, стекловидностью и огнестойкостью. Кроме того, песок имеет такую тонкую структуру, что достаточно легкого прикосновения пальцев, чтобы на нем отпечатались самые слабые линии.
Второй секрет – высокое качество чугуна. Для художественного литья чугун выплавляли из руд, богатых железом, содержащих мало вредных примесей. Выплавка шла на древесном угле. Уголь получали углежоги. Вот как об этом писал П. П. Бажов: «...раньше как уголь в кучах томили, вовсе мудреное дело это было. Иной всю жизнь колотится, но настоящею сорта уголь довести не может... все у него трухляк и нертвяк выходит. По угольному делу тогда на большой славе считался дедушка Нефед. Лучше всех уголь доводил. Так и назывался — нефедовский уголь. В сараях этот уголек отдельно ссыпали. На самую тонкую работу выдача была. К этому дедушке Нефеду Тимоха и заявился...
– Принять в выученики могу, без утайки все показывать стану, только с уговором. От меня тогда уйдешь, как лучше моего уголь доводить навыкнешь...
Стали плахи о кучи устанавливать, дело вовсе хитрое нашло. Мало того, что ночное дерево по-своему ставить доводится, а и с одним деревом случаев не сосчитаешь. С мокрого места сосна – одни наклон, с сухого – другой. Раньше рублена пак, позже – иначе. Потолще плачи – продули такие, пожиже - другие, жердовому расколу – особо. Вот и разбирайся. И в засыпке землей тоже. Дедушка Нефед все это объясняет по совести, – да и то вспоминает, у кого чему научился,
-Охотник один научил к дымку принюхиваться... Как учую – кислым потянуло, сейчас тягу посильнее пущу... Набеглая женщина надоумила… говорит: «С этою боку жарче горит».
-Как, – спрашиваю, – узнала?
- А вот обойди, — говорит, — кругом, сам получаешь.
Обошел я, чую – верно сказали. Ну, подсыпочку сделал, поправил дело. С той пиры этого бабьего совета никогда не зарываю.
— По этим вот ходочкам в полных потемачках наша живинка-паненушка и поскакивает, а ты угадывай, чтоб она огневкой не перекинулась либо пустодымкой не обернулась. Чуть не доглядел, либо недогар будет, либо перегар. А коли все дорожки улажены, уголь выйдет звон-звоном». (Бажов П. П. Живинка в деле).
Третий секрет – это великое мастерство формовщиков, формовщиков, литейщиков, чеканщиков, вдохнувших в грубый чугун живую душу искусства: «В Каслях, видишь, это фигурное литье с давних годов укоренилось... фигурка, сколь хорошо ее ни слепит художник, сама в чугун не заскочит. Умелыми да ловкими руками её переводить доводится. Формовщик хоть по готовому ведет, а его рука много значит. Чуть оплошал - уродец родится.
Формовочное дело, известно, с лепкой-то по соседству живет: тоже приметливого глада да ловких пальцев требует».
2-й ведущий. Трудно вообразить, что кружеву может быть литым, да к тому же не из текучего золота, а из грубого чугуна. Первым лучом еще совсем безвестного Каслинского завода было тончайшее кружево: в Эрмитаже хранятся два удивительных произведения, выполненных из чугуна – пояс, будто сплетенный из конского волоса, с изящной хрупкой пряжкой и браслет – такая тонкая паутинка, что надо заставить себя поверить – это чугунное литье, а не черная шелковая нить кружев.
3-й ведущий. 1900 г. на Всемирной выставке в Париже каслинские мастера демонстрировали ажурный чугунный павильон пятиметровой высоты, состоящии из десяти тысяч деталей. Вот что писал журнал «Искусство и художественная промышленность» в январе 1900 г.: «Киштымскне горные заводы приготовили на Парижскую Всемирную выставку громадный павильон в византийском стиле. Очень тонко и художественно сделаны различные орнаменты... порой можно встретить отзвуки замечательный народной резьбой по дереву, неожиданно, по-новому зазвучавшей а чугунном литье…»
1-й ведущий. Вход в павильон украшена скульптура «Россия» – женщина-воин, одетая в кольчугу, снаряженная боевыми доспехами. Детали древнерусского вооружения статуи были выполнены с большим мастерством: невесомо легкими кажутся чугунные складки платья, предостерегающе молчит таящая звон кольчуга. С достоинством и уверенностью «Россия» оберегает мир. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил награду «Гран-при».
2-й ведущий. Во время поездки на Урал Д. И. Менделеев познакомился с каслинским литьем, и вот что он писал: «Видал я на выставках это литье не раз. Сам кун к л в Екатеринбурге прекрасные образцы, но то, что я увидел в Кыштыме, где склад, или, вернее, музей этик отливок, то превзошло вес мои ожидания» (Менделеев Д. И. Соч: В 12 т. М.. 1949. С. 594—5%). (Ученик читает стихотворение якутского поэта С. Данилона «Прекрасное».)
Красота – утешенье для глаз,
Для души и для сердца утеха.
Красота и в природе и в нас
Вкук и отзвук, стократное эхо.
Красота не стареет. О, нет!
Чья-то юность пройдет, отсмеется,
Отгорит, как светильник, но свет
Красоты – навсегда останется.
Красота – доброта, вот в чем суть!
И считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножили!
3-й ведущий. Славу мастерам Касли принесло совершенство литого ажура, начиная от тарелок и блюд и кончая часовыми цепочками. Особую известность получили так кабинетные вещи: читающий книгу «Дон Кихот», гневная «Юдифь» с мечом за спиной, застывший во вкрадчивой и льстивом позе «Мефистофель», «Девочка со скакалкой, «Юный рыболов», «Зарема» и др. Каслинские мастера и отлили стебли фонарей и декоративные вазы, украсившие первый метромост через Москву-реку. В традициях петербургских садовых оград ими выполнены узорные решетки столичного Крестовского моста. Талант каслинских мастеров подарил людям скульптурные портреты, барельефы известных ученых, писателей, поэтов.
1-й ведущий. Изделия мастеров из Касли восемь раз удостаивались на выставках золотых и серебряных медалей. В Петербурге был издан каталог художественных изделий Каслинского завода, в нем было 750 наименований. В наше время мастерами из Клислинского сделано для декорирования канала Москва – Волга, Московского метро, для здания Московского университета, Челябинского цирка и оперного театра. Сегодня творчество каслинских мастеров развивается в нескольких направлениях. Кроме челкой скульптуры, делают декоративные ларцы, тарелки, отливают чугунные решетки для парков и мостов.
Знаете ли вы, что…
На протяжении всей жизни писатель П. П. Бажов обращал свой труд писателя и журналиста к Каслям. Описывая изделия каслинских мастеров, он приводит пример: «Чугунная табакерка» во Франции стоила дороже, чем такой же по весу серебряный портсигар, а чугунные колечки и прочий «женский убор» чуть ли не приравнивал к золотым».
«Парижский павильон» и коллекция литья Каслинскго завода, а 1927 г. была передана в краеведческий музей, в отдел уральского художественного литья.
Каслинский завод, старейший на Урале, был основан в 1747 г.
Многие сказы П.П. Бажов посвятил мастерам художественного литья. Так, сказ «Чугунная бабушка» рассказывает о рабочем Каслинского завода, талантливом литейщике Василии Федоровиче Торокине, создавшем ряд великолепных скульптур из чугуна, которые поныне считаются лучшими образцами каслинского художественного литья.
Герой сказа «Иванко Крылатко» – историческая личность, художник по металлу, русский мастер, живший в Златоусте, Иван Бушуев, замечательные работы которого можно и сейчас видеть в Оружейной палате.
Поэт Юрий Верховский посвятил бажовскому сказу «Иванко Крылатко» один из своих сонетов:
Клинок уральский – восхищение глаз:
В лазурном поле мчится конь крылатый;
Почтен неоценимою оплатой
Строй красоты, не знающей прикрас.
Таков даже, мастер, твой волшебный сказ, –
Связуя вязью тонкой и богатой.
Торжественно тревожный век двадцатый
И быть веков, – обворожат нас.
Да будет это творческое слово,
Грядущему являя мир былово,
Оружьем столь же мощным на века, –
Как эта сталь и как душа народа,
Как с ней одноименная свобода –
Крылатый конь уральского клинка.
2-й ведущий. Наверно, Петербург утратил бы частницу своего очарования без замечательной решетки Летнего сада. Известная всему миру своим строгим, изысканным узором, она издавна стала символом Ленинграда, как и золотой кораблик, венчающий здание Адмиралтейства.
Анна Ахматова писала: «Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград, Где статуи помнят меня молодой, А я их под невскою помню водой…»
«Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая легкость и какая стройность в ее рисунке…»,- сказал К. Батюшков Среди решеток города решетка Летнего сада – одна из самых изумительных. Тридцать шесть розово-пепельного цвета гранитных колонн, завершенных вазами и урнами, ритмично чередуются с железными звеньями самой решетки простого и строгого рисунка. Сооружена решетка в 1770-1784 г. по проекту Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова. Металлические звенья выкованы умельцами-кузнецами в Туле на заводе купца Денисова, а гранитные колонны созданы руками искусных каменотесов из села Путилова, расположенного недалеко от Петербурга.
Поэт Всеволод Рождественский писал:
О Фельтен! Как дивятся поколенья
Твоей решетке (век она жива!),
Когда сквозь тонко связанные звенья
Просвечивается сизая Нева…
Классическая ограда вместе с садом и гранитной набережной образует единый ансамбль, неразрывно вошедший в архитектурно-художественный облик городской панорамы невских берегов. Известный ученый-минеролог Д.И. Соколов в 1824 г. писал: «Набережные Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам света».
Ограда Летнего сада увековечена и в слове и в рисунке. Среди натянутых струн ее решетки золотятся лепестки цветов, ворота украшают вазы с огромными букетами роз. Не может не присутствовать решетка Летнего сада и в знаменитых пушкинских строках: «Твоих оград узор чугунный...», хотя она не чугунная, а сделана из кованого железа:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
Об ограде Летнего сада существуют легенды, но среди них есть и исторический факт. В 1920-х годах, когда наша страна переживала голод и разруху, один американский бизнесмен предложил за ограду Летнего сада сто паровозов, но народный комиссар просвещения А. И. Луначарский, от имени Советского правительства, с возмущением отверг это предложение.
3-й ведущий. В Петербурге, по воле замечательных русских умельцев чугунного литья и ковки металла, на ограде Михайловского сада даже в сильные морозы как будто распускаются цветы, а в ненастье порывы ветра словно прижимают твердые листья лавра к копьям на воротах Русского музея и заставляют звенеть колокольчики на ограде Шереметьевского дворца.
1-й ведущий. Город украшается чугунным кружевом и в наши дни: появились перила на мостиках Каменного острова, ленты овалов опоясали набережную Карповки. Органично вошла в архитектурный ансамбль на Неве решетка моста Строителей; украшенная трезубцами Нептуна, она напоминает нам о том, что Ленинград не только город-Музей, но это и крупный порт, город морской славы.
Этот город бессонный, похожий на сон,
Где сияющий шпиль до звезды вознесен,
Город башен и арок и улиц простых,
Полуночный, прозрачный, как пушкинский стих.
……………………………………………………….
Ты – внезапный и вечный в своей красоте,
Как бессмертная сказка на снежной земле,
Как мгновенный узор на морозном стекле.
2-й ведущий. Мы рассказали вам о многом, но далеко не обо всем. Мы только приоткрыли перед вами дверь в царство удивительных памятников русского чугунного художественного литья. Чтобы почувствовать прелесть металлического «кружева» Санкт- Петербурга, нужно не торопясь пройти по его улицам, набережным, площадям, внимательно вглядываясь в «лица» домов и фонарей, в рисунок оград, перил мостов… И бывая в городе на Неве, не проходите равнодушно мимо причудливых переплетений чугунных кружев, созданных не одним поколением прославленных архитекторов и талантливых русских мастеров – литейщиков и чеканщиков.
Викторина:
1. Перечислите мосты Санкт- Петербурга? (Демидов, Певческий, Банковский, Садовый, Инженерный) 5
2. Что является символом Санкт- Петербурга? ( Решетка Летнего сада)
3. Чьи это слова: «Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире
стоит из оград…»? ( Ахматова)
4. Кто автор решетки Летнего сада? ( Фельтен, Егоров)
5. Чем украшены ворота Летнего сада? (ворота украшают вазы с огромными букетами роз)
6. Кому принадлежат эти строки: «Твоих оград узор чугунный…»? ( Пушкину)
7. Что предложил в 1920-х годах один американский бизнесмен за ограду Летнего
сада? ( 100 паровозов)
8. Чем украшена ограда Шереметьевского дворца? ( Колокольчиками)
9. Что изображено на ограде Михайловского сада и на воротах Русского музея?
( цветы, листья лавра и копьям)
10. Чем украшена решетка моста Строителей? (трезубцами Нептуна)