«Рассмотрено» «Утверждаю»
На заседании ШМО директор МБОУ
_____Данилова Л.А. «Владимировская ООШ»
_________Бачкова Е.А. «29» августа 2017 г. Пр.№ 40, от 1.09. 2017 г.
Программа
элективного курса по биологии
для 9 класса
«Человек и его здоровье»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Владимировская ООШ» Мамадышского муниципального района РТ
Разработана: Бачковой Е.А, учителем 1 кв. категории.
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «29» августа 2017 г.
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важное направление модернизации среднего образования - переход к профильному обучению, необходимость которого определена в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Введение предпрофильного обучения направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение углубленного изучения профилирующих предметов;
- создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников, для построения индивидуальных образовательных программ;
- установление равного доступа к полноценному образованию равным категориям обучающихся в соответствии с их способностям, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессиональным образованием.
Профильные и элективные курсы - те новые элементы учебного плана, которые должны составить индивидуальную образовательную траекторию для учащихся старших классов и их профилизации. Эти курсы призваны удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности учащихся, помочь ученику сделать ответственный выбор профиля дальнейшего обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов; рассчитан на 17 часов и реализуется за счёт времени, отводимого на компонент ОУ.
Структура программы складывается из четырёх частей. В первой вводятся общие сведения о специальностях, требующих знания по биологии, об учебных заведениях по этим специальностям. Рассматриваются специальности и учебные заведения по этой специальности, сфера их деятельности. Во второй части рассматриваются зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни. В третьей - теоретические основы биотехнологии и генетики. В четвертой - защита проектов.
ЦЕЛЬ курса:
- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественнонаучного); сориентироваться в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.
ЗАДАЧИ курса:
- формировать у учащихся познавательный интерес к изучению предмета биологии и целостной мировоззренческой позиции в области этой науки;
- формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;
- подкрепить теоретические знания, полученные на уроках биологии, практическими специально-предметными навыками;
- развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся;
- развивать естественнонаучное мышление учащихся;
- создать условия для развития таких качеств личности, как требовательность к себе, чувство собственного достоинства, коммуникабельность, воспитание нравственного отношения к научно-исследовательскому труду, творческой самореализации и саморазвития учащихся.
Содержание
Раздел 1. Биологические специальности и учебные заведения по этой специальности. (2 часа)
Раздел 2. Проблемы здоровья в жизни современного человека и проблема питания.(10 часов)
Раздел 4. Научно-исследовательский труд учащихся (2 часа)
Планируемые результаты
Тематическое планирование
Раздел 1. Биологические специальности и учебные заведения по этой специальности. (2 часа)
Специальности, требующие знаний по биологии. Учебные заведения по этим специальностям. Биологические специальности и учебные заведения в ЧР и РФ по этой специальности. Сфера их деятельности.
Раздел 2. Проблемы здоровья в жизни современного человека и проблема питания.(10 часов)
Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Питательные вещества; заболевания органов пищеварительной системы. Химический анализ продуктов, расчёт калорийности питания. Значение питания. Пища как важный экологический фактор здоровья. Нормы питания.
Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Открытие витаминов. Роль витаминов в нашем организме.
Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее. Основные типы современных вакцин. Изобретение вакцин и лечебных сывороток.
Инфекционные болезни и проблемы долголетия. СПИД. ВИЧ-инфицированные люди. Меры профилактики по борьбе со СПИДом
Клонирование людей.
Тканевая совместимость и переливание крови. Донорские традиции в России. Донор и реципиент. Резус-фактор.
Раздел 3. Теоретические основы биотехнологии и генетики. (3 часа)
Теоретические основы биотехнологии. Биотехнология и проблемы, перспективы её развития. Микробиология. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии.
История развития генетики. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Фенотип и генотип. Законы наследования.
Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Раздел 4. Научно-исследовательский труд учащихся (2 часа)
Правила оформления НИР. Методы биологических и экологических исследований в работе. Общий план изложения научной работы. Методические рекомендации по составлению проектов.
Требования к уровню подготовки учеников
Учащиеся должны знать:
свои права при обращении в лечебное учреждение;
наиболее распространенные заболевания, инфекции, их клиническая картина и профилактика;
хронические заболевания: причины возникновения, клиническая картина;
влияние наркотических средств (никотин, алкоголь, наркотики) на все системы организма и психику человека;
основные требования к охране труда;
значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;
что такое рациональное питание;
влияние отравляющих веществ на организм человека;
о зависимости человеческого организма от ритмических процессов жизнедеятельности:
о влиянии ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека;
заболевания, передающиеся половым путем;
об организации поведения и психики человека;
о психических процессах (восприятие, воображение, внимание, память, мышление, эмоции); свойствах личности (индивидуальность, темперамент, воля, самооценка), навыках общения и разрешения конфликтов; состоянии окружающей среды в конкретной местности; влиянии окружающей среды на здоровье человека; мерах по улучшению качества окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
-оказать первую помощь при травмах;
-приготовить и использовать элементарные антисептические средства;
-составить рацион питания;
-ухаживать за собственным телом ( кожей, волосами, ногтями);
-пользоваться основной и дополнительной литературой.
-Дать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
-Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека.
-Составлять план, конспект, реферат, проект.
-Отстаивать свою точку зрения, выражать свою мысль.
В результате изучения данной программы учащиеся должны ЗНАТЬ:
Специальности, требующие знаний по биологии.
Вредные для здоровья факторы
О норме и режиме питания
Роль ферментов и витаминов в организме.
Иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДА.
Вирусы как внеклеточные формы жизни.
Основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе.
Развитие отечественной биотехнологии.
Использование в биотехнологии достижений микробиологии.
Законы наследования.
Методы изучения наследственности человека.
Сущность клонирования; плюсы и минусы клонирования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Тип урока | дата |
1 | Специальности, требующие знаний по биологии. Учебные заведения по этим специальностям | Познакомить учащихся со специальностями медицинского, ветеринарного, зоотехнического, агрономического профилей со специализацией каждой специальности. | Урок-обозрение (с элементами беседы и дискуссии) | 4.09 |
2 | Биологические специальности и учебные заведения по этой специальности. Сфера их деятельности. | Дать перечень учебных заведений высшего и среднего звена, где можно обучаться этим специальностям. Назвать адреса учебных заведений. | Урок - знакомство (встречи с людьми разных профессий: врачами, агрономами, психологами, ветеринарами). | 11. 09 |
3 | Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Питательные вещества; заболевания органов пищеварительной системы. | Ознакомить учащихся несколькими вариантами системы питания, на которых можно остановить выбор. Зная их, они смогут определить, какие перемены необходимы и будут полезны при формировании привычек питания, смогут принимать решения, позволяющие сохранить и укрепить здоровье | Урок-семинар «Круглый стол» | 18. 09 |
4 | Химический анализ продуктов, расчёт калорийности питания. | Предоставить учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность. Научить оформлять результаты своей работы и составлять сообщение по результатам. | Практическая работа. | 25. 09 |
5 | Витамины. Открытие витаминов. | Познакомить учащихся с историей открытия витаминов. Завести спор о приоритете открытия витаминов (кого же считать первооткрывателем витаминов?) | Урок-диспут (с элементами беседы и дискуссии) | 2.10 |
6 | 6.Роль витаминов в нашем организме. | Расширить знания о витаминах, раскрыть их роль в нашем организме. | Урок-семинар. | 9. 10 |
7 | Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее. Основные типы современных вакцин. | Познакомить с историей применения вакцин; раскрыть вклад некоторых ученых в решение данной проблемы; познакомить с основными типами современных вакцин | Урок с элементами беседы и дискуссии. | 16. 10 |
8 | Инфекционные болезни и проблемы долголетия. | Дискутировать о причинах высокой смертности в молодом возрасте;дать сведения о 10 инфекционных болезнях, названных «biggest killers» (главными убийцами человечества). | Урок – дискуссия. | 23. 10 |
9 | СПИД. ВИЧ-инфицированные люди. | Завести дискуссию о мерах профилактики по борьбе со СПИДом. | Урок – дискуссия. | 30. 10 |
10 | Размышления о клонировании людей. Долли бросает вызов. | Раскрыть сущность клонирования; плюсы и минусы клонирования; научить учащихся отстаивать свою точку зрения, выражать свою мысль. | Урок - круглый стол. | 6. 11 |
11 | Донорские традиции в России. Переливание крови. Донор и реципиент. Резус-фактор. | Познакомить учащихся с развитием донорства в России, расширить представления о переливании крови. Раскрыть причины переливания крови, причины несовместимости групп крови донора и реципиента, дать понятие «резус-фактор». | Урок-беседа. | 13. 11 |
12 | Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра? | Развить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью. | Практическая работа. | 20. 11 |
13 | Биотехнология и перспективы её развития. Микробиология. | Обсудить с учащимися вопрос о развитии отечественной биотехнологии, расширить представления об использовании в биотехнологии достижений микробиологии, молекулярной биологии и генетики. | Урок-анализ. | 27. 11 |
14 | Генетика человека. Методы изучения генетики человека | . Дать понятие науки «генетика», познакомить с генетической картой хромосом. Познакомить с законами наследования, с методами изучения наследственности человека. | Урок-рассказ. | 4. 12 |
15 | Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. | Познакомить учащихся с некоторыми наследственными болезнями человека, раскрыть причины проявления этих болезней. | Урок-беседа. | 11. 12 |
16 | Интересные проекты на основе биологических знаний. | Предоставить учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность. Научить оформлять результаты своей работы и составлять сообщение по результатам. | Практическая работа | 18. 12 |
17 | Проектная работа | | сообщение | 25. 12 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Анастасова Л.П. Карточки – задания к курсу «Человек и окружающая среда».9 кл. М.:Дрофа, 1996.
2. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. М.: Просвещение,1996.
3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение, 1996.
4. Сапин М.Р. и др. Анатомия и физиология человека. 9 кл. (Для углубленного изучения ). М.: Просвещение, 1998, 1999.
5. Мамонтов С.Г. Биология: Справочник для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995,1997.
6. Пасечник В.В., Дмитриева Т.А., Кучменко В.С. и др. Биология :Сборник задач и заданий с ответами . 9- 11 кл. (Для углубленного изучения ). М.: Мнемозина, 1998, 2000.
Пособия для учителя
1. Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии .М.:Просвещение,1996.
2. Сапин М.Р. и др. Анатомия человека: Книга для учителя и студентов. М.: Просвещение, 1996.