СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек и здоровье

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Человек и здоровье»

«Рассмотрено» «Утверждаю»

На заседании ШМО директор МБОУ

_____Данилова Л.А. «Владимировская ООШ»

_________Бачкова Е.А. «29» августа 2017 г. Пр.№ 40, от 1.09. 2017 г.



Программа

элективного курса по биологии

для 9 класса

«Человек и его здоровье»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Владимировская ООШ» Мамадышского муниципального района РТ



Разработана: Бачковой Е.А, учителем 1 кв. категории.



Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол №1

от «29» августа 2017 г.















2017-2018 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Важное направление модернизации среднего образования - переход к профильному обучению, необходимость которого определена в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Введение предпрофильного обучения направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение углубленного изучения профилирующих предметов;
- создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников, для построения индивидуальных образовательных программ;
- установление равного доступа к полноценному образованию равным категориям обучающихся в соответствии с их способностям, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессиональным образованием.


Профильные и элективные курсы - те новые элементы учебного плана, которые должны составить индивидуальную образовательную траекторию для учащихся старших классов и их профилизации. Эти курсы призваны удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности учащихся, помочь ученику сделать ответственный выбор профиля дальнейшего обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов; рассчитан на 17 часов и реализуется за счёт времени, отводимого на компонент ОУ. 
Структура программы складывается из четырёх частей. В первой вводятся общие сведения о специальностях, требующих знания по биологии, об учебных заведениях по этим специальностям. Рассматриваются специальности и учебные заведения по этой специальности, сфера их деятельности. Во второй части рассматриваются зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни. В третьей - теоретические основы биотехнологии и генетики. В четвертой - защита проектов.

ЦЕЛЬ курса:
- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественнонаучного); сориентироваться в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.


ЗАДАЧИ курса:


- формировать у учащихся познавательный интерес к изучению предмета биологии и целостной мировоззренческой позиции в области этой науки;
- формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;
- подкрепить теоретические знания, полученные на уроках биологии, практическими специально-предметными навыками;
- развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся;
- развивать естественнонаучное мышление учащихся;
- создать условия для развития таких качеств личности, как требовательность к себе, чувство собственного достоинства, коммуникабельность, воспитание нравственного отношения к научно-исследовательскому труду, творческой самореализации и саморазвития учащихся.


Содержание

Раздел 1. Биологические специальности и учебные заведения по этой специальности. (2 часа)
Раздел 2. Проблемы здоровья в жизни современного человека и проблема питания.(10 часов)
Раздел 4. Научно-исследовательский труд учащихся (2 часа)
Планируемые результаты
Тематическое планирование

Раздел 1. Биологические специальности и учебные заведения по этой специальности. (2 часа)

Специальности, требующие знаний по биологии. Учебные заведения по этим специальностям. Биологические специальности и учебные заведения в ЧР и РФ по этой специальности. Сфера их деятельности.

 Раздел 2. Проблемы здоровья в жизни современного человека и проблема питания.(10 часов)

Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Питательные вещества; заболевания органов пищеварительной системы. Химический анализ продуктов, расчёт калорийности питания. Значение питания. Пища как важный экологический фактор здоровья. Нормы питания.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Открытие витаминов. Роль витаминов в нашем организме.

Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее. Основные типы современных вакцин. Изобретение вакцин и лечебных сывороток. 

Инфекционные болезни и проблемы долголетия. СПИД. ВИЧ-инфицированные люди. Меры профилактики по борьбе со СПИДом

Клонирование людей.

Тканевая совместимость и переливание крови. Донорские традиции в России. Донор и реципиент. Резус-фактор.

Раздел 3. Теоретические основы биотехнологии и генетики. (3 часа)

Теоретические основы биотехнологии. Биотехнология и проблемы, перспективы её развития. Микробиология. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии.

История развития генетики. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Фенотип и генотип. Законы наследования.

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

 Раздел 4. Научно-исследовательский труд учащихся (2 часа)

Правила оформления НИР. Методы биологических и экологических исследований в работе. Общий план изложения научной работы. Методические рекомендации по составлению проектов. 


Требования к уровню подготовки учеников


Учащиеся должны знать:

свои права при обращении в лечебное учреждение;

наиболее распространенные заболевания, инфекции, их клиническая картина и профилактика;

хронические заболевания: причины возникновения, клиническая картина;

влияние наркотических средств (никотин,  алкоголь, наркотики) на все системы организма и психику человека;

основные требования к охране труда;

значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;

что такое рациональное питание;

влияние отравляющих веществ на организм человека;

о зависимости человеческого организма от ритмических процессов жизнедеятельности:

о влиянии ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека;

заболевания, передающиеся половым путем;

об организации поведения и психики человека;

о психических процессах (восприятие, воображение, внимание, память, мышление, эмоции); свойствах личности (индивидуальность, темперамент, воля, самооценка), навыках общения и разрешения конфликтов; состоянии окружающей среды в конкретной местности; влиянии окружающей среды на здоровье человека; мерах по улучшению качества окружающей среды.


Учащиеся должны уметь:

-оказать первую помощь при травмах;

-приготовить и использовать элементарные антисептические средства;

-составить рацион питания;

-ухаживать за собственным телом ( кожей, волосами, ногтями);

-пользоваться основной и дополнительной литературой. 

-Дать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

-Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека.

-Составлять план, конспект, реферат, проект.

-Отстаивать свою точку зрения, выражать свою мысль.


В результате изучения данной программы учащиеся должны
  ЗНАТЬ:

  1. Специальности, требующие знаний по биологии. 

  2. Вредные для здоровья факторы

  3. О норме и режиме питания

  4. Роль ферментов и витаминов в организме.

  5. Иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДА.

  6. Вирусы как внеклеточные формы жизни.

  7. Основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе.

  8. Развитие отечественной биотехнологии.

  9. Использование в биотехнологии достижений микробиологии.

  10. Законы наследования.

  11. Методы изучения наследственности человека.

  12. Сущность клонирования; плюсы и минусы клонирования. 















 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Тип урока

дата

1

Специальности, требующие знаний по биологии. Учебные заведения по этим специальностям

Познакомить учащихся со специальностями медицинского, ветеринарного, зоотехнического, агрономического профилей со специализацией каждой специальности.


Урок-обозрение (с элементами беседы и дискуссии)

4.09

2

Биологические специальности и учебные заведения по этой специальности. Сфера их деятельности.


Дать перечень учебных заведений высшего и среднего звена, где можно обучаться этим специальностям. Назвать адреса учебных заведений.


Урок - знакомство (встречи с людьми разных профессий: врачами, агрономами, психологами, ветеринарами).

11.

09

3

Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Питательные вещества; заболевания органов пищеварительной системы.

Ознакомить учащихся несколькими вариантами системы питания, на которых можно остановить выбор. Зная их, они смогут определить, какие перемены необходимы и будут полезны при формировании привычек питания, смогут принимать решения, позволяющие сохранить и укрепить здоровье

Урок-семинар «Круглый стол»

18.

09

4

Химический анализ продуктов, расчёт калорийности питания.

Предоставить учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность.

Научить оформлять результаты своей работы и составлять сообщение по результатам.



Практическая работа.

25.

09

5

Витамины. Открытие витаминов.

Познакомить учащихся с историей открытия витаминов. Завести спор о приоритете открытия витаминов (кого же считать первооткрывателем витаминов?)

Урок-диспут (с элементами беседы и дискуссии)

2.10

6

6.Роль витаминов в нашем организме.

Расширить знания о витаминах, раскрыть их роль в нашем организме.


Урок-семинар.

9.

10

7

Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее. Основные типы современных вакцин.

Познакомить с историей применения вакцин; раскрыть вклад некоторых ученых в решение данной проблемы; познакомить с основными типами современных вакцин

Урок с элементами беседы и дискуссии.

16.

10

8

Инфекционные болезни и проблемы долголетия.

Дискутировать о причинах высокой смертности в молодом возрасте;дать сведения о 10 инфекционных болезнях, названных «biggest killers» (главными убийцами человечества).

Урок – дискуссия.

23.

10

9

СПИД. ВИЧ-инфицированные люди.


Завести дискуссию о мерах профилактики по борьбе со СПИДом.

Урок – дискуссия.

30.

10

10

Размышления о клонировании людей. Долли бросает вызов.

Раскрыть сущность клонирования; плюсы и минусы клонирования; научить учащихся отстаивать свою точку зрения, выражать свою мысль.

Урок - круглый стол.

6.

11

11

Донорские традиции в России. Переливание крови. Донор и реципиент. Резус-фактор.

Познакомить учащихся с развитием донорства в России, расширить представления о переливании крови. Раскрыть причины переливания крови, причины несовместимости групп крови донора и реципиента, дать понятие «резус-фактор».

Урок-беседа.

13.

11

12

Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?



Развить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.


Практическая работа.

20.

11

13

Биотехнология и перспективы её развития. Микробиология.

Обсудить с учащимися вопрос о развитии отечественной биотехнологии, расширить представления об использовании в биотехнологии достижений микробиологии, молекулярной биологии и генетики.

Урок-анализ.

27.

11

14

Генетика человека. Методы изучения генетики человека


. Дать понятие науки «генетика», познакомить с генетической картой хромосом. Познакомить с законами наследования, с методами изучения наследственности человека.


Урок-рассказ.


4.

12

15

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.


Познакомить учащихся с некоторыми наследственными болезнями человека, раскрыть причины проявления этих болезней.


Урок-беседа.

11.

12

16

Интересные проекты на основе биологических знаний.



Предоставить учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность.

Научить оформлять результаты своей работы и составлять сообщение по результатам.


Практическая работа


18.

12

17

Проектная работа


сообщение

25.

12




















Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Анастасова Л.П. Карточки – задания к курсу «Человек и окружающая среда».9 кл. М.:Дрофа, 1996.
2. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. М.: Просвещение,1996.
3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение, 1996. 
4. Сапин М.Р. и др. Анатомия и физиология человека. 9 кл. (Для углубленного изучения ). М.: Просвещение, 1998, 1999.
5. Мамонтов С.Г. Биология: Справочник для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995,1997.
6. Пасечник В.В., Дмитриева Т.А., Кучменко В.С. и др. Биология :Сборник задач и заданий с ответами . 9- 11 кл. (Для углубленного изучения ). М.: Мнемозина, 1998, 2000.
Пособия для учителя
1. Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии .М.:Просвещение,1996.
2. Сапин М.Р. и др. Анатомия человека: Книга для учителя и студентов. М.: Просвещение, 1996.