СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек как духовное существо. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Человек как духовное существо" предназначена для учителей и учащихся 10 класса (УМК Л.Н. Боголюбова) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 10 класс, базовый уровень" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Человек как духовное существо. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)»

Урок № 7-8 Обществознание, 10 Человек как духовное существо Д.З.: § 4, ?? (с. 45), задания (с. 45-46) ©  EVG3097@MAIL.RU ©  ред. А.И. Колмаков

Урок № 7-8

Обществознание, 10

Человек как духовное существо

Д.З.: § 4, ?? (с. 45), задания (с. 45-46)

© [email protected]

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры; выработка понимания понятия “духовность”; формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции; воспитание нравственно-духовных ценностей.

Цели урока

  • формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры;
  • выработка понимания понятия “духовность”;
  • формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;
  • воспитание нравственно-духовных ценностей.
Понятия, термины ДУХОВНЫЙ МИР; ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ, КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТИПЫ ЕГО КЛАССИФИКАЦИИ

Понятия, термины

  • ДУХОВНЫЙ МИР;
  • ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ, КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТИПЫ ЕГО КЛАССИФИКАЦИИ
Знать и уметь Уметь: высказывать свое мнение; работать с текстом учебника; отвечать на поставленные вопросы; давать определение понятий: духовные ориентиры, идеал, патриотизм, гражданственность, мировоззрение; объяснять сущность мировоззрения.

Знать и уметь

Уметь:

  • высказывать свое мнение;
  • работать с текстом учебника;
  • отвечать на поставленные вопросы;
  • давать определение понятий: духовные ориентиры, идеал, патриотизм, гражданственность, мировоззрение;
  • объяснять сущность мировоззрения.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЧТО ПОЯВИЛОСЬ РАНЬШЕ: ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО? ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕГУЛИРУЕМОЙ НОРМАМИ И ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И НАПРАВЛЕННОЙ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА. ПЯТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

ЧТО ПОЯВИЛОСЬ РАНЬШЕ: ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?

ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕГУЛИРУЕМОЙ НОРМАМИ И ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И НАПРАВЛЕННОЙ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА.

ПЯТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО СМЫСЛ ЖИЗНИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ. СМЫСЛ ЖИЗНИ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, САМОПОЛЗНАНИЕ ЦЕЛЬ ЖИЗНИ - СЧАСТЬЕ ИМЕТЬ… ОТДАВАТЬ Чем духовный человек отличается от бездуховного? Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»? Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

СМЫСЛ ЖИЗНИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ.

СМЫСЛ ЖИЗНИ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, САМОПОЛЗНАНИЕ

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ - СЧАСТЬЕ

ИМЕТЬ…

ОТДАВАТЬ

Чем духовный человек отличается от бездуховного?

Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?

Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?

Изучение нового материала  по вопросам Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. 

Изучение нового материала по вопросам

  • Человек как духовное существо.
  • Духовная жизнь человека.
  • Мировоззрение.
  • Ценностные ориентиры личности.
  • Патриотизм и гражданственность. 
ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА. ВНУТРЕННЯЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ ЗНАНИЯ, ВЕРУ, ЧУВСТВА, СТРЕМЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ ДУХОВНЫЙ МИР ВЫСОКОЕ РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НЕСЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЫСОКИЕ ЛИЧНОГСТНЫЕ КАЧЕСТВА ДУХОВНОСТЬ – ЭТО ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ. КАЖДЫЙ ДУХОВНЫЙ МИР ИНДИВИДУАЛЕН.

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.

ВНУТРЕННЯЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ ЗНАНИЯ, ВЕРУ, ЧУВСТВА, СТРЕМЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ

ДУХОВНЫЙ МИР

ВЫСОКОЕ РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НЕСЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЫСОКИЕ ЛИЧНОГСТНЫЕ КАЧЕСТВА

ДУХОВНОСТЬ – ЭТО ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ. КАЖДЫЙ ДУХОВНЫЙ МИР ИНДИВИДУАЛЕН.

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ. КТО УСТАНАВЛИВАЕТ НОРМЫ.? ВЫ САМИ МОЖЕТЕ ОТВЕТИТЬ НА ЭТО: ЧТО ОСТАНАВЛИВАЕТ ВАС В СИТУАЦИИ ВЫБОРА?  ВЕРНЕМСЯ К ИСТОРИИ: ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ- КОНФУЦИЙ, БУДДА, МОИСЕЙ, ХРИСТОС. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ:» ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ, КАК ТЫ БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ» - НОРМЫ И ПРАВИЛА МОРАЛИ ИЗ ЖИТЕЙСКОЙ ПРАКТИКИ МОРАЛЬ - ЭТО СИСТЕМА НОРМ, ПРАВИЛ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБЩЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЕДИНСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ.

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

КТО УСТАНАВЛИВАЕТ НОРМЫ.?

ВЫ САМИ МОЖЕТЕ ОТВЕТИТЬ НА ЭТО: ЧТО ОСТАНАВЛИВАЕТ ВАС В СИТУАЦИИ ВЫБОРА?

ВЕРНЕМСЯ К ИСТОРИИ:

  • ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ- КОНФУЦИЙ, БУДДА, МОИСЕЙ, ХРИСТОС.
  • «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ:» ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ, КАК ТЫ БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ»
  • - НОРМЫ И ПРАВИЛА МОРАЛИ ИЗ ЖИТЕЙСКОЙ ПРАКТИКИ

МОРАЛЬ - ЭТО СИСТЕМА НОРМ, ПРАВИЛ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБЩЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЕДИНСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ

И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ.

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОСНОВНЫЕ МРАЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ И ТРЕБОВАНИЯ: НЕ УБИВАТЬ, НЕ ВОРОВАТЬ, ГОВОРИТЬ ПРАВДУ И Т.Д. КАНТ СФОРМУЛИРОВАЛ - КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ- БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ НЕ ДОПУСКАЮЩЕЕ ВОЗРАЖЕНИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ « ПОСТУПАЙ ВСЕГДА СОГЛАСНО ТАКОЙ МАКСИМЕ, ВСЕОБЩНОСТИ КОТОРОЙ В КАЧЕСТВЕ ЗАКОНА ТЫ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ МОЖЕШЬ ЖЕЛАТЬ. «НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ» МОРАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ ИССЛЕДОВАЛИ ФИЛОСОФЫ

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОСНОВНЫЕ МРАЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ И ТРЕБОВАНИЯ: НЕ УБИВАТЬ, НЕ ВОРОВАТЬ, ГОВОРИТЬ ПРАВДУ И Т.Д.

КАНТ СФОРМУЛИРОВАЛ - КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ-

БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ НЕ ДОПУСКАЮЩЕЕ ВОЗРАЖЕНИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ « ПОСТУПАЙ ВСЕГДА

СОГЛАСНО ТАКОЙ МАКСИМЕ, ВСЕОБЩНОСТИ КОТОРОЙ В КАЧЕСТВЕ ЗАКОНА ТЫ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ МОЖЕШЬ ЖЕЛАТЬ.

«НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ»

МОРАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ ИССЛЕДОВАЛИ ФИЛОСОФЫ

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ. КРОМЕ ПРЯМЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ МОРАЛЬ ВКЛЮЧАЕТ: ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, КАТЕГОРИИ (НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ , ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ) ИДЕАЛ - ЭТО СОВЕРШЕНСТВО, ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СТРЕМЛЕНИЯ- МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО.  ЦЕННОСТИ – ОТРАЖАЮТ , ТО ЧТО НАИБОЛЕЕ ЦЕННО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. НА ИХ ОСНОВЕ ЛЮДИ ПРИ НИМАЮТ РЕШЕНИЕ. ЦЕННОСТИ МОГУТ БЫТЬ ПРАВОВЫМИ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ, РЕЛИГИОЗНЫМИ, ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ, НРАВСТВЕННЫМИ. ИДЕАЛ И ЦЕННОСТИ

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

КРОМЕ ПРЯМЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ МОРАЛЬ ВКЛЮЧАЕТ: ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, КАТЕГОРИИ (НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ , ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ)

ИДЕАЛ - ЭТО СОВЕРШЕНСТВО, ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СТРЕМЛЕНИЯ- МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО.

ЦЕННОСТИ – ОТРАЖАЮТ , ТО ЧТО НАИБОЛЕЕ ЦЕННО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. НА ИХ ОСНОВЕ ЛЮДИ ПРИ НИМАЮТ РЕШЕНИЕ. ЦЕННОСТИ МОГУТ БЫТЬ ПРАВОВЫМИ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ, РЕЛИГИОЗНЫМИ, ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ, НРАВСТВЕННЫМИ.

ИДЕАЛ И

ЦЕННОСТИ

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ. МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ НОСЯТ БИПОЛЯРНЫЙ ХАРАКТКР, НАПРИМЕР: ДОБРО И ЗЛО ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК.  ВАЖНЕЙШЕЙ МОРАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ – СОВЕСТЬ  СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ,РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ИМИ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ МОРАЛЬНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ. ВАЖНЕШИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ- ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ВАЖНЕЙШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СВЯЗАНЫ С КАТЕГОРИЯМИ МОРАЛИ

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ НОСЯТ БИПОЛЯРНЫЙ ХАРАКТКР, НАПРИМЕР:

ДОБРО И ЗЛО

ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК.

ВАЖНЕЙШЕЙ МОРАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ СОВЕСТЬ

СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ,РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ИМИ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ МОРАЛЬНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ.

ВАЖНЕШИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ- ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

ВАЖНЕЙШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СВЯЗАНЫ С КАТЕГОРИЯМИ МОРАЛИ

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ И САМОВОСПИТАНИЕ КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ В ЧЕЛОВЕКЕ:  СТИХИЙНО ИЛИ СОЗНАТЕЛЬНО МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРИСУЩИ ЧЕЛОВЕКУ С РОЖДЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИИ- ЧЕЛОВЕК НОСИТЕЛЬ ЗЛА МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ФОРМИРУЮТСЯ В СЕМЬЕ, В ОБЩЕНИЕ , ШКОЛЕ, В ПРОЦЕССЕ САМОВОСПИТАНИЯ, ГДЕ САМОЕ ВАЖНОЕ- САМОКОНТРОЛЬ

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ И САМОВОСПИТАНИЕ

КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ В ЧЕЛОВЕКЕ: СТИХИЙНО ИЛИ СОЗНАТЕЛЬНО

МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРИСУЩИ ЧЕЛОВЕКУ С РОЖДЕНИЯ

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИИ-

ЧЕЛОВЕК НОСИТЕЛЬ ЗЛА

МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ФОРМИРУЮТСЯ В СЕМЬЕ, В ОБЩЕНИЕ , ШКОЛЕ, В ПРОЦЕССЕ САМОВОСПИТАНИЯ, ГДЕ САМОЕ ВАЖНОЕ- САМОКОНТРОЛЬ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. -ТЕОЦЕНТРИЗМ, ПРИРОДЕЦЕНТРИЗМ, АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, СОЦИОЦЕНТРИЗМ, НАУКОЦЕНТРИЗМ. СЛЕДУЮЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ: - ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИЛИ ЖИТЕЙСКОЕ- НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ. СЛАБОСТЬ ЕГО –ОТСУТСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ : ОСНОВА В РЕЛИГИИ. СЛАБОСТЬ В НЕПРИМИРИМОСТИ, ИГНОР ИРОВАИЕ НАУКИ.  НАУЧНОЕ МИРОЗЗРЕНИЕ –НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, НЕДОСТАТОЧНОЕ ВНИМАНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА МИРОВОЗЗРЕНИЕ- ЭТО ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ, ЧЕЛОВЕКЕ, НАХОДЯЩЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И ИДЕАЛОВ ЛИЧНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ, ОБЩЕСТВА

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

-ТЕОЦЕНТРИЗМ,

ПРИРОДЕЦЕНТРИЗМ,

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ,

СОЦИОЦЕНТРИЗМ, НАУКОЦЕНТРИЗМ.

СЛЕДУЮЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:

- ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИЛИ ЖИТЕЙСКОЕ- НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ.

СЛАБОСТЬ ЕГО –ОТСУТСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ :

ОСНОВА В РЕЛИГИИ. СЛАБОСТЬ В НЕПРИМИРИМОСТИ, ИГНОР ИРОВАИЕ НАУКИ.

НАУЧНОЕ МИРОЗЗРЕНИЕ –НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, НЕДОСТАТОЧНОЕ ВНИМАНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА

МИРОВОЗЗРЕНИЕ- ЭТО ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ, ЧЕЛОВЕКЕ, НАХОДЯЩЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И ИДЕАЛОВ ЛИЧНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ, ОБЩЕСТВА

Исторические типы мировоззрения Мифология - исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.  Религия это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности.  философия Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. 

Исторические типы мировоззрения

Мифология

- исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.

Религия

это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности.

философия

Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. 

РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. МИРОЗЗРЕНИЕ ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ОРИЕНТИРЫ И ЦЕЛИ В ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЕ МИРОЗЗРЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛУЧШЕ ДОСТИГНУТЬ ЦЕЛЕЙ. Е МИРОЗЗРЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ОПРЕДЕЛЯЕТ ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ

РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.

МИРОЗЗРЕНИЕ ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ОРИЕНТИРЫ И ЦЕЛИ В ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОЗЗРЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛУЧШЕ ДОСТИГНУТЬ ЦЕЛЕЙ.

Е МИРОЗЗРЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ОПРЕДЕЛЯЕТ ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ. 1. Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.  2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.  3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение . Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить. 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи. 

2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование. 

3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение . Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить. 

Документ  Из творческого наследия русского философа С. Н. Булгакова.     ...В человеке непрестанно борются два начала , из которых одно влечет его к активной деятельности духа , к работе духовной во имя идеала..., а другое стремится парализовать эту деятельность , заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой , включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь , имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека... 

Документ 

  • Из творческого наследия русского философа С. Н. Булгакова.   ...В человеке непрестанно борются два начала , из которых одно влечет его к активной деятельности духа , к работе духовной во имя идеала..., а другое стремится парализовать эту деятельность , заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой , включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь , имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека... 
Документ  Вопросы и задания к документу    1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?   2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?   3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.   4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?   5. Какие выводы можно сделать из этого текста? 

Документ 

  • Вопросы и задания к документу  1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?  2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?  3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.  4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?  5. Какие выводы можно сделать из этого текста? 
Контрольные вопросы 1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности? 2. В чём состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива? 3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития?   4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?   5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?   6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?   7. Что общего в понятиях «мораль» И «мировоззрение»? В чём их различие?   8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека? 

Контрольные вопросы

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности?

2. В чём состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития?  4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?  5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?  6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?  7. Что общего в понятиях «мораль» И «мировоззрение»? В чём их различие?  8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека? 

Рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Вы можете использовать шаблон презентации, но при создании работы вы должны указать источник:  Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида.  г. Балашов  Сайт: http :// pedsovet.su /
  • Вы можете использовать шаблон презентации, но при создании работы вы должны указать источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов Сайт: http :// pedsovet.su /