СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Человек как результат социокультурной эволюции" - реферат

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа выполнена ученицей 9 класса для выступления перед взрослой аудиторией и отражает этапы становления человека как личности

Просмотр содержимого документа
«"Человек как результат социокультурной эволюции" - реферат»


МОУ Относовская СОШ

Вяземский район Смоленская область.









Человек как результат биологической социокультурной эволюции.





Выполнила: Касымова Ольга,

ученица 9 класса.

Руководитель: Сюрин Николай

Сергеевич,

учитель истории и обществознания.





2014



Вступление.

Проблемой человека наука занимается более двух с половиной тысяч лет, изучая его с разных сторон, различными специфическими методами и средствами. Частности в познании проблемы не дают в сумме законченной картины, не помогают постичь целостность человека. Современные философские концепции человека являются порождением уникальных реалий и проблем нашей переломной эпохи. Особенностью существования человека в современном мире являются его коллективистские действия, опирающиеся на своеобразных нормах и демократии, гуманизме, способствующих решению жизненных проблем. Действительно, человек в своей многомерности, в своих жизненных потребностях и возможностях (биологических, психических, эмоциональных и интеллектуальных), а также в идеальном образе своего «Я», является важным критерием как индивидуального, так и всего общественного творчества. Антропология отмечает биологическую неприспособленность человека к чисто животному существованию. Анатомическое строение – прямая, размеры черепной коробки, полушария мозга, строение рук и другое, способность производить орудия труда, добывать огонь. Лишь человек владеет языками, имеет традиции, обладает памятью, высшими эмоциями, способностью думать. Сущность человека проявляется в его отношении с природой. Ни одно существо на земле не оказало такого влияния на среду своего обитания, как это сделал человек за сравнительно короткий период своего существования на планете. Этому способствовали его коллективные действия как физические, так и интеллектуальные. Принцип деятельности означает способ существования человека. Деятельность формирует и изменяет условия существования человека, социальных групп, общества в целом. Учебная деятельность, является частью полноценного развития. Общение является ведущей деятельностью для личности в подростковом и юношеском возрасте. Расширяя горизонты знаний об обществе, уясняются явления, происходящие в нашей стране, во всем мире. Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе группы, в том числе классов, профессиональных групп, социально-демократических слоёв населения, а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Человек является универсальным компонентом всех социальных систем. Без человека невозможно представить себе экономику, политику, социальную и духовную жизнь. Данная тема является полезной для создания необходимости теоретических ориентиров, которые помогут разобраться в понимании общества, его функционировании и развитии. Проблема социальной философии изложены во многих источниках, которые помогли раскрыть содержание всех разделов работы.





































Биологическое и социальное в человеке.

Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы воссоздать свой род, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством. Осуществив заложенное биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность своего потомства и... умереть. Умереть, чтобы продолжал существовать род. Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода. И больше никакого смысла жизнь животного не имеет. Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка. Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания, общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив в свет детей, родители со временем должны ... освободить место для других. Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это естественный конец биологического существования любого биологического индивида. В животном мире множество примеров того, что после завершения биологического цикла развития и обеспечения воспроизводства потомков, родители умирают. Бабочка-однодневка выходить из куколки только для того, чтобы оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть. У неё, бабочки-однодневки, нет даже органов питания. Самка паука-крестовика после оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела "своего возлюбленного" дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню... И у человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается преждевременно, до завершения биологического цикла. Не лишне заметить, что биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А поэтому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной. Если человек исчерпывает генетически определённое ему время жизни, смерть ему становиться так же желанной, как и сон после трудового дня. С этой точки зрения, "цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющейся со смертью". Таким образом, биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого для воспроизводства Homo Sapiens. Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни. Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни тем более завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом, прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживания, опыт борьбы за существования. Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо пожертвовать своей личной жизнью. Кроме гарантий сохранения рода человеческого общество сверх этого даёт каждому своему члену ряд других, невиданный в животном мире преимуществ. Так только в обществе новорождённый биологический кандидат на человека становиться настоящим человеком. Социальная природа человека диктует ему видеть смысл своего существования в служении обществу, другим людям вплоть до самопожертвования на благо общества, других людей.

Социальная роль человека.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня: собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания; специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения); нравственный. Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. К таким детерминантам относятся, прежде всего, потребности и интересы. Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности, которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме. Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций. Некоторые авторы в структуру личности включают и другие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и установки, составляющие стержень личности, выступающие регулятором поведения, направляя его в те нормативные рамки, которые предписаны обществом. Особое место в структуре личности занимают ее социальные статус и роль. Повзрослев, человек активно вступает, “внедряется” в общественную жизнь, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять определенную отведенную ему роль. Общественные функции личности и вытекающие из них права и обязанности по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус, т. е. тот набор действий и соответствующих условий для их исполнения, которые закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции, на которой она находится в данной социальной системе координат. Общество следит, чтобы личность исправно выполняла свои роли, общественные функции. Для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли. Социальные статусы бывают предписанными (пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор). Достигнутые статусы закрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном — далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престиж данной личности. С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности. Социальная роль – это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма. Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека. Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности, а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что же касается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей. Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Эти конфликты могут быть внутриролевые, межролевые и личностно-ролевые. К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания. Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта. Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.). Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки. Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”. Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости. В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности, т. е. качества, которыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу. Социальный тип личности – обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др. Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д. В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего. В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900–1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер – это ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности. В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости этих ценностных ориентаций.

Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо. У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем.

Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.



































Становление индивида.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам. При более широком истолковании (Ильясов Ф.Н.) под социализацией понимается процесс включения индивида в систему общественных отношений. В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов: а) интернализации социальных норм; б) усвоения социальных функций; в) вхождения в социальную группу (социальной мобильности).

Факторы социализации.

А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Агенты социализации.

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Уровни социализации.

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.

Механизмы социализации.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на:

1). Социально-психологические механизмы

2). Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие: Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.



























Познание мира человеком.

В общем смысле познание есть процесс приобретения знаний. Оно представляет собой, прежде всего процесс отражения действительности и ее объяснение. Объектом познания может выступать все существующее — мир в целом, общество, человек и само познание. Источником и способом познания являются человеческие чувства, разум и интуиция. Чувственное познание — исходный пункт освоения действительности и начальная форма познания. Все наши образы, представления и понятия формируются на основе чувственного отражения, объектом которого выступает эмпирический мир вещей, процессов и явлений. Однако каждый человек на основе собственного жизненного опыта имеет возможность убедиться в том, что чувства довольно часто нас обманывают, неадекватно отражают окружающий мир. Достаточно, например, окунуть палку в воду или ложечку в стакан с чаем, как мы увидим эти предметы в искривленном виде, Что же говорить о разнообразии мнений, основанных на вкусовых, слуховых и других ощущениях и представлениях различных людей! Таким образом, трудности познания, основанного на чувственных данных, возникают сразу же, как только мы приступаем к нему, даже в неживой природе. Но в гораздо большей степени они возрастают при познании общества и самого человека. Процессы и явления, которые здесь имеют место, часто просто невозможно отобразить при помощи чувств, например, такие социальные феномены, как социальная общность, стоимость товара, власть, благо, идеал, совесть и т.д. Следует также отметить, что в плане сугубо биологическом органы чувственного отражения у человека гораздо слабее, чем у животных, которые видят дальше, слышат лучше и осязают тоньше, чем человек. Поэтому если бы знания человека были основаны лишь на чувствах, то информация о мире была бы у него гораздо слабее, чем у животных. Однако в отличие от животных человек обладает рассудком и разумом, на которых основано рациональное познание. На этом уровне мы имеем дело с понятийным отражением, абстракциями, теоретическим мышлением. Именно на этом уровне формулируются общие понятия, принципы, законы, строятся теоретические модели и концепции, дающие более глубокое объяснение мира. Причем познавательный процесс осуществляется не только в той форме, в которой он существует в мыслях отдельного человека, а главным образом в виде общего социально-исторического процесса развития знания. Индивидуальное познание человека обусловлено и опосредовано социальным познанием, всемирно-историческим процессом развития знания. Но чувственное и рациональное познание не находятся в непримиримом противоречии, они не отрицают, а диалектически дополняют друг друга. Исходные знания о мире, полученные посредством органов чувств, содержат те образы и представления, которые составляют начальный уровень познавательного процесса. Однако разум, в свою очередь, участвует в формировании этих чувственных образов и представлений. Таким образом, в познании происходит диалектическое взаимодействие его чувственной и рациональной форм. При этом следует иметь в виду, что нужды и потребности человека выступают одной из главных движущих сил развития познания, а общественно-историческая практика людей служит важнейшим критерием его истинности, а также основой и главной целью познания. В своем диалектическом единстве чувственное и рациональное познание способно довольно глубоко проникнуть в мир объективной истины. Однако ни чувствам, ни разуму не следует особо обольщаться своими возможностями и способностями в претензиях на познание и объяснение мира и человека. В самом характере познания заложена определенная доля здорового гносеологического скептицизма, поскольку, чем больше увеличиваются объем и сфера человеческого знания, тем с большей отчетливостью осознается и расширяется круг непознанного. Другими словами, с ростом знания возрастает и его проблемная сфера. Каждое новое открытие обнаруживает не только мощь, но и ограниченность человеческого разума и показывает, что истина и заблуждение неразрывно связаны в едином процессе развивающегося знания. Следует также обратить внимание на тот момент, что процесс познания бесконечен, что это процесс, который никогда не может быть завершен, ибо мир беспределен и разнокачествен на мега-, макро - и микроуровнях, и к тому же он постоянно изменяется и развивается. Вследствие незаконченности познания в каждый конкретный период его развития остается некоторая «вещь в себе», сфера непознанного, куда пока не могут проникнуть ни наши чувства, ни разум. Осознание того факта, что бытие (мир, общество и сам человек) всегда содержит в себе некий иррациональный «остаток», должно постоянно предостерегать нас от чрезмерного оптимизма в вопросе о возможностях человеческого познания, а тем более от мышления в категориях абсолютных истин. Наличие иррационального момента в познании обусловлено характером самого бытия, в котором уживаются вместе рациональные и иррациональные моменты. Особенно это относится к социальному бытию и социальному познанию. На теоретическом уровне этот факт начал осознаваться в основном в XIX в. с появлением различных концепций иррационализма. Он противостоит рационализму, начало которому было положено главным образом философией Нового времени. Прежде всего, здесь следует упомянуть Р. Декарта и его знаменитую формулу «cogito ergo sum» («мыслю — следовательно, существую»). Всему просветительскому периоду в западной философии свойственны именно безудержный оптимизм и беспредельная вера в силу и мощь человеческого разума. Однако уже И. Кант предпринял основательную и небезуспешную «критику чистого разума» и показал его напрасные претензии на абсолютное знание. Хотя Гегель еще верил в безграничную силу разума, рассматривал его не только как высший этап познания, но и в качестве демиурга (творца) мира. В XIX в. в философии начинает складываться течение иррационализма: А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Э. Гартман, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др. Это направление имеет множество проявлений. Одни авторы выделяют особо роль интуиции в познании, другие — инстинкта, третьи — воли, четвертые — мистического озарения и т.д. Но все они подчеркивают важную роль в жизни общества и познании иррационального фактора. Можно, видимо, говорить о двоякой роли иррационализма в познании. С одной стороны, его представители совершенно верно обращают внимание на то, что человеческий разум не всесилен, что за его пределами и помимо него действуют силы, ему неподвластные. Эта «критика разума», критика рационализма усилилась в последние десятилетия в связи с тем, что стала совершенно очевидной не только гносеологическая ограниченность человеческого разума, но и иррациональные последствия «рациональной» деятельности человека. Ярким свидетельством этому могут служить экологические проблемы, экономические и духовные кризисы, войны, постоянно возникающие то в одних, то в других странах и регионах.

С другой стороны, отрицая определяющую роль рационального познания, представители иррационализма, особенно такого его современного течения, как постмодернизм, проповедуют концепцию беспредельного иррационализма и интеллектуального анархизма. Поэтому следует особо подчеркнуть необходимость учета в познании диалектического единства рационального и иррационального моментов.

Деятельность человека.

Нормальное состояние человека, если только он не спит,-- активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят -- трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность -- внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.). Однако различать внешнюю и внутреннюю активность можно лишь условно. Как показали исследования, работа мысли даже тогда, когда человек внешне не проявляет активности, связана с речедвигательными микродвижениями (которые можно зарегистрировать). То, что мы называем «мышлением про себя», есть проговаривание «про себя», так как мышление взрослого нормального человека существует в речевой форме. Поэтому любая деятельность человека.

Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, - пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует окружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.

1. Понятие деятельности человека

Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер, человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. Деятельность определяется (детерминируется) общественно-историческими условиями. В зависимости от требований общества деятельность человека приобретает различный характер, Рассмотрим, например, трудовую деятельность человека. Во все времена и эпохи человек занимался трудовой деятельностью. Но в условиях капиталистического общества трудящийся человек становится придатком машины, и его деятельность направляется капиталистом только на то, чтобы получить большую прибыль. В нашей стране в связи с изменением общественных условий сама трудовая деятельность все больше и больше становится потребностью человека, в ней раскрываются лучшие стороны личности советских людей. Они познают счастье труда. Изменился и характер такого вида деятельности, как учение. Дореволюционная школа учила молодое поколение тому, что необходимо было для закрепления господства' класса угнетателей. А само учение носило характер зубрежки и муштры. Учение в советской школе носит совсем иной характер. Оно дает знания, необходимые человеку для выполнения своего общественного долга - труда на общую пользу. А самообучение носит развивающий характер, оно ориентировано на формирование у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления.

Необходимые условия человеческой деятельности - психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характеристикой всякой деятельности человека: играет ли ребенок, учится ли школьник, трудится ли человек -- всегда все виды деятельности неразрывно связаны со вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, без которых не может осуществляться никакая деятельность человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека.

Деятельность обычно рассматривают с точки зрения ее структуры (состава). Прежде всего, различают цели и мотивы деятельности.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человек. Рассмотрите под этим углом зрения ваше учение в педагогическом училище. Какова ваша цель? Успешно окончить его и получить профессию учителя. А почему вы стали учиться? Почему поставили перед собой цель окончить педагогическое училище? И сразу у вас в памяти возникнут мотивы, побудившие вас к данному решению. Они могут быть различными, но у всех будут какие-то мотивы, определившие постановку цели вашей учебной деятельности. Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов - ближайшими и все более общими и отдаленными. Например, вы изучаете этот учебник. Ближайшая цель - усвоить содержание данной главы. За ней стоит более отдаленная цель - хорошо знать психологию. За ней - еще более общая и отдаленная - стать хорошо образованным специалистом - учителем, и, наконец, самая общая цель - принести пользу Родине, людям. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие перспективы, цели, но и отдаленные - это придает силы бороться с трудностями и преодолевать препятствия, а достижение промежуточного результата не демобилизует человека.

Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный или ярко выраженный узколичностный характер. У хорошо воспитанного человека общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом.

Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Действия человека также совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей. Действия человека всегда осознанны, но степень осознанности действий может быть различна. Действия бывают вполне осознанными, когда поставлена и осознана цель, намечен порядок и последовательность движений и предполагаются определенные результаты действия. Действия не вполне осознанны, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие малоосознанные действия, производимые под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных, называют импульсивными. Из окна классной комнаты виден старый парк, деревья которого спускаются к пруду. Выпал снег. В классе тишина, ученики самостоятельно решают задачи. Кто-то крикнул: «Заяц, собаки!» Сразу головы ребят повернулись к окну, затем все вскочили и бросились к окнам. Зайца преследовали Собаки, он белым комком катился с горки к пруду, а собаки за ним. При виде этой картины ребята и учитель невольно подались к окну, смотрели и не могли оторваться до тех пор, пока заяц не исчез в кустах. Под влиянием сильного и внезапного раздражителя действия учеников и учителя (их движение к окну) совершились без ясно осознанной цели, без обдумывания, что указывает на их недостаточную осознанность. Это действия импульсивные. Различают действия практические и умственные. Они тесно связаны между собой. Практические действия (манипулирование предметами, конструктивные действия, действия на пришкольном участке и т. д.) имеют большое значение в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении). С ранних лет ребенок начинает овладевать практическими действиями с предметами и способами обращения с ними и тем самым познает эти предметы. Практические действия с предметами не утрачивают своего значения и в учебной работе школьника, они помогают лучше понять и усвоить учебный материал. Так, при решении математических задач ученик обращается к практическим действиям с предметами. На основе практических действий возникают умственные действия--действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явления действительности. Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Речевая деятельность, слово (в том числе и внутренняя речь, мысленное проговаривание) регулируют поведение и деятельность человека, помогают ему осознавать свои действия, словесно оформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия, исправлять допущенные ошибки. Во всякой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, звенья, этапы): этап постановки цели (ясное опознавание конкретной задачи); этап планирования работы, выбор наиболее рационального способа действия; этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; далее следует проверка, результатов, исправление ошибок, если они были, сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка. Все эти компоненты легко проследить, анализируя конкретную учебную деятельность ученика (разумеется, если она правильно организована учителем).

2. Виды деятельности человека

Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к «основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.

Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта.

Любой вид труда, в котором проявляется что-то новое, вносится рационализация, усовершенствование в процесс деятельности, приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание художественного, музыкального, литературного произведения, разработка нового метода хирургической операции, разработка новых методов обучения и воспитания и т. д.). Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, капитальных знаний, страстного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения. Но главное - огромный, напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно считать, что талантливому человеку все дается легко, без труда. Наоборот, многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде. «Талант - это терпение», «Талант - это склонность к бесконечному труду», - говорили они. Л, Н. Толстой называл труд писателя «страшной работой».

Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения профессии. Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда и учения является, прежде всего, осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности - труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией - ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени - как хочет, когда хочет и сколько хочет.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности - игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школьника - учение, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого труд - основная деятельность, но вечерами он может учиться (самостоятельно или в вечерней школе, на вечернем факультете), свободное время посвящать играм (спортивным, интеллектуальным).

Деятельность можно разделить на материально-предметную и духовную. Первая направлена на изменение природы и общества. Духовная деятельность связана с преобразованием сознания людей. Психологи всегда придавали огромное значение этим видам деятельности в истории человечества и в обосновании собственного социального идеала.

«Производительный труд, обладание и пользование его результатами представляют собой одну из сторон жизни человека или одну из сфер его деятельности», - отмечал Владимир Соловьев. Человек не мог бы существовать, если бы не выращивал урожай, не строил заводы, не прокладывал рельсы, не добывал бы энергию. Но означает ли это, что духовная деятельность человека менее важна? Разумеется, нет. Человеку нужны философия, искусство, мораль, вера. Без этих достижений он перестал бы быть человеком.

Творчество. Творчество - это деятельность, в результате которой рождается нечто новое, Оно отличается при этом неповторимостью, оригинальностью. Можно возразить: а разве любая человеческая деятельность не характеризуется уникальностью? В известной мере это, конечно, так. Деятельность - это рождение того, что отсутствовало в природе. В этом смысле она всегда отличается новизной, если сопоставлять ее результаты с тем, что есть в природе. Но внутри самой человеческой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Есть также деятельность, где творческое начало выражено не так явно. Скажем, человек, который изобрел колесо, был, безусловно, гением. Но ведь людям нужно не одно колесо, которое, возможно, сам соорудил этот безымянный творец. Теперь, когда колесо уже изобретено, надо воспроизводить его в массовом масштабе. Это тоже деятельность, но ее, строю говоря, нельзя назвать творчеством. Вот, к примеру, напомним еще раз потрясающую строчку: «И звезда со звездою говорит...» Слова здесь простые, известные. Однако сразу рождается в сознании образ безмерного космического пространства. У Лермонтова это не только живописание небесной дали. Это также определенное настроение. Ваша душа как бы соприкасается с перекличкой звезд. Рождается настроение печали, смиренности духа, ощущение одиночества. И все это в одной строке. Поистине, поэзия высокой пробы. Но литература подарила людям множество поэтических открытий. Мы были бы безмерно беднее, не будь с нами творчества Гомера, Данте, Байрона, Пушкина, Гёте...

Деятельность как зло. Однако нужно предостеречь: деятельность - не только благо. Она может обернуться и злом. Весь вопрос в том, каковы цели деятельности, се направленность, смысл. В древнекитайской философии существовало понятие «Дао». Так назывался основной закон, который не зависит ни от богов, ни от людей, следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий.

Приверженцы давно учили: человек при рождении покоен. Это его природное свойство. Потом он начинает чувствовать и действовать и тем наносит вред своей природе. О чем тут говорится? Об осторожности в преобразовательной активности. «Природу вещей нельзя менять, место обитания нельзя переносить». Люди всегда ощущали эту проблему, но только во второй половине XX в. они начали задумываться над характером их деятельности, над тем, какими могут быть се результаты.

Многие достижения человека вырваны у природы. Но природа не покорилась человеку. На Земле существовала цивилизация майя. В отличие от дамб и дренажей Египта, которые человек до сих пор поддерживает в рабочем состоянии, плоды неустанных трудов майя практически пропали. Единственными уцелевшими памятниками былой цивилизации являются руины некогда грандиозных, великолепно украшенных общественных зданий. Теперь они оказались вдали от мест обитания человека и прячутся в глубинах тропического леса. Лес поглотил их, словно удав. Контраст между нынешним состоянием страны и древним уровнем цивилизации майя столь велик, что почти не поддастся человеческому воображению. Шедевры архитектуры майя, эти свидетельства человеческих возможностей, знаменовали победу человека над природой. Триумф человека казался вечным и непоколебимым. Однако человек не смог предотвратить возвращение леса, который поглотил возделанные поля, площади и дома, а затем добрался до дворцов и храмов.

Пожалуй, самый яркий пример деятельности, которая обернулась злом, - создание оружия - орудия убийства не только животных, но и человека. Особенно очевидно это проявилось в XX в., когда были созданы разнообразные виды оружия массового поражения. Человеку предстоит осмыслить границы и последствия своей преобразовательной деятельности. Ее воздействие на природу может оказаться пагубным. Вот почему люди отказываются от прежнего культа деятельности. Активность во что бы то ни стало, бесконечное наступление на природу, преображение ее - эти установки находятся сейчас «под обстрелом». Не всякая деятельность является благом. Люди должны реализовать свою активность целесообразно, осмысленно. Если не обдумывать цели деятельности, ее направленность и смысл, она может обернуться злом.

Активность - форма существования психики. У животных активность определяется биологическими потребностями. Уже отмечалось, что психологи выделяют чисто человеческие потребности. Деятельность имеет структуру, которая состоит из следующих элементов: мотив, процесс деятельности, цель действия, условия операции. Мотивы, как мы видели, возбуждают интерес и желание действовать. Рождается потребность решить конкретную задачу, в которой обозначены цель и условия ее достижения. Процесс деятельности обусловлен мотивом и состоит из конкретных действий, каждое из которых связано с целью. К основным видам деятельности можно отнести труд, учение и игру.

Игра. Игра охватывает всю человеческую жизнь до самого основания. Она пронизывает другие основные феномены человеческого существования. Вот что пишет по этому поводу известный феноменолог Е.Финк: «Каждый знает игру, но своей собственной жизни, имеет представление об игре, знает общественные игры, знает игровое поведение ближних, бесчисленные формы игры, цирцеевские представления, развлекательные игры и несколько более напряженные, менее легкие и привлекательные, нежели детские игры, игры взрослых. Каждый знает об этих игровых элементах в сферах труда и политики, в общении полов друг с другом, игровые элементы почти во всех областях культуры».

Трактуя игру как основной феномен человеческого бытия, Финк выделяет ее значительные черты. Игра в его трактовке - это импульсивное, спонтанно протекающее вершение, окрыленное действование. Чем чаще мы сплетаем игру с прочими жизненными устремлениями, чем бесцельней игра, тем раньше мы находим в ней малое, но полное счастье. Финк считает, что человек как человек играет один среди всех существ. Игра есть фундаментальная особенность нашего существования, которую не может обойти вниманием никакая психология.

Следовало бы, как утверждает Е. Финк, когда-нибудь собрать и сравнить игровые обычаи всех времен и народов, зарегистрировать и классифицировать огромное наследие объективированной фантазии, запечатленное в человеческих играх. Это была бы история «изобретений», совсем иных, нежели традиционные артефакты (искусственные факты) культуры, орудий труда, машин и оружия.

Феномен недеяния. На суд философской рефлексии сегодня вызываются такие основания человеческой жизни, как воля к власти, диктат разума, культ насилия. Сегодня отчетливо и разносторонне обозначается и утверждается принципиально иная установка, олицетворяющая собой не вполне реализованные возможности человека, варианты его подлинного существования. Недеяние так же соответствует человеческой природе, как и деятельность. Человек как открытое существо способен реализовать себя в различных направлениях. Имеющиеся в истории мира варианты человеческого существования ни в коей мере не исчерпывают ресурсы, потенциал человека. Человек может реализовать и принципиально иные альтернативы. Деятельность - способ реализации свободы только в одном случае, когда она креативна, т.е. созидательна.

Психическая регуляция поведения и деятельности человека - сложный процесс. Он охватывает огромную сферу мотивов и потребностей человека. Люди ставят перед собой разнообразные цели, которые обусловливают их активность. Огромную роль в человеческом поведении играют воля, ценностные ориентации людей. Что является конечным результатом психического регулирования? В качестве цели психотерапевтических усилий часто называют здоровье, трудоспособность, умение реализовать собственные возможности и получать удовольствие (Фрейд), адаптацию к обществу (А.Адлер), радость творчества и способность испытывать счастье.

Итак, мы рассмотрели основные виды деятельности человека: труд, учение, игра.

Общественный труд навсегда выделил человека из мира животных. Являясь необходимым условием существования и развития человечества, труд есть та основа, на которой происходит психическое развитие личности.

Учение представляет собой своеобразный подготовительный этап к трудовой деятельности. Учение характеризуется направленностью на овладение знаниями, выработку определенных умений и навыков. Учение как самостоятельный вид деятельности выделилось в ходе исторического развития человечества в результате непрерывного усложнения труда, постоянного накопления запаса знаний, умений, навыков.

Понятно, что овладение всем объемом знаний, умений и навыков является нелегким трудом, требует волевых усилий и напряжения как умственных, так и физических сил. В процессе обучения в школе у учащихся развиваются волевые качестве, необходимые в труде, формируются целенаправленность, ответственность, потребность постоянно обогащать свой ум знаниями. Таким образом, процесс обучения в общеобразовательной школе есть необходимый этап подготовки подрастающего поколения к любому виду трудовой деятельности.



















Заключение.

В человеке отличительными чертами являются такие особенности как проявление способностей производить орудия труда, использовать их, он обладает сложно - организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью. Человек способен к целенаправленной творческой деятельности.

Человек – биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на земле. Меняются с течением времени, даже в пределах того или иного исторического периода, не говоря уже об исторической эпохе. Потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства.

Для человека характерны моральные качества, выражающие принципы гуманизма. Сила морали огромна, ибо она основана не только на силе общественного мнения, но – главное – на силе внутренних убеждений, помогающих человеку осознать свой долг перед людьми и перед самим собой. Будучи не только разумным, но и нравственным существом, человек придаёт своим знаниям определенную моральную окраску. Ему не безразличны те сведения, та информация, которую он воспринимает.

Человек ставит перед собой определенные цели, сознательно определяет свои потребности. Человек, как индивид, осознаёт собственную необходимость другим людям.

Являясь частью природы, человек пользуется ею с помощью разнообразных связей, влияет на нее своей деятельностью. Важной особенностью человека является его способности к познанию. Учение представляет собой подготовительный этап к трудовой деятельности. Происходит непрерывный процесс усложнения трудовых навыков, используется запас знаний, умений и навыков. Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.



Использованная литература:

1 Гуревич П.С. Психология: Учеб пособие. - М: Знание, 2001.

2 Кузин В.С. Психология: Учебник 4-е изд. переработ. и доп. - М: АГАР, 2003.

3 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1982.

4 Популярная психология: Хрестоматия. - М,2000.

5 Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М, 2004.

6 Человек. /Авт.-сост. Макарова Н. Е. – Мн.: Современный литератор, 2001.

7 А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека /Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1981.

































СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Вступление …………………………………………………………………. 3 – 4

  2. Основная часть

2.1 Биологическое и социальное в человеке ……………….. 5 – 6

2.2 Социальная роль человека ……………………………………… 7 – 12

2.3 Становление индивида …………………………………………… 13 – 17

2.4 Познание мира человеком …………………………………… 17 – 20

2.5 Деятельность человека ………………………………………… 21 – 30

  1. Заключение ………………………………………………………………. 31

  2. Использованная литература ……………………………………. 32





39





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!