СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек- как среда обитания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрение разных способов сосуществования организмов с человеком. 

Просмотр содержимого документа
«Человек- как среда обитания»

"Человек - как среда обитания» 11 класс.

Э.А. Вдовиченко, учитель биологии высшей категории ОШ № 44 г. Макеевки Донецкой обл.


Цель: Рассмотреть разные способы сосуществования организмов с человеком. Показать, что человек является средой обитания для других организмов. Показать негативное влияние паразитических организмов на организм человека. Рассмотреть меры борьбы и профилактики паразитарных заболеваний. Прививать навыки гигиены. Развивать творческую и исследовательскую деятельность учащихся.


Оборудование: Таблицы «Круглые черви», «Плоские черви», «Циклы развития некоторых Плоских червей». «Циклы развития аскариды», DVD-диск с компьютерной презентацией, компьютер.

Ход урока.

I. Организационная часть.


II. Актуализация опорных знаний учащихся.

а). Какие вам известны среды обитания?

б). Можно ли организм человека рассматривать как среду обитания?

в). Какие условия позволяют другим организмам поселяться в организме человека? (Достаточное количество пищи, относительно постоянная температура, химический состав, водный баланс, защита от внешней среды)

г). Какие вам известны способы сосуществования?

д). Дайте определения таким способам сосуществования, как комменсализм, паразитизм, мутуализм.

III. Мотивация.

а). Существуют ли все эти типы симбиотических отношений в случае человек — как среда обитания?

Ответить на этот вопрос попытаемся мы вместе. Грамотные ответы на вопросы любой тематики дают узкие специалисты. Поэтому для раскрытия данной темы на прошлом уроке класс был разбит на несколько групп с условными названиями «Биологи», «Педиатры», «Врачи-паразитологи», «Фармацевты». Учащиеся каждой группы получили индивидуальные задания для исследования по данной теме. Девизом нашего урока предлагаю взять китайскую мудрость:

«Скажи мне, и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Дай возможность делать самому, и я научусь»

IV. Изучение нового материала.

-Итак, какие организмы могут сосуществовать с человеком? На этот вопрос дадут ответ представители группы «Биологов». Одновременно с объяснением и зарисовкой схем на доске всем учащимся предлагается также зарисовать схемы в тетрадях.


















Схема №1


Учитель:

В каких органах человека можно встретить данные живые существа?

Биолог 1:

Практически нет органа в человеческом организме, в котором не могли бы жить те или иные организмы.

Учитель:

Давайте найдем мутуалистическую форму сосуществования организма человека с другими живыми организмами.

Биолог 2:

К мутуалистическим отношениям можно отнести взаимоотношения организма человека и бактерий кишечника. В кишечнике бактерии находят для себя питательные вещества, а организм получает витамины, вырабатываемые бактериями. Нормальная бактериальная флора кишечника играет решающую роль в защите от патогенных посторонних микроорганизмов.

Учитель:

Приведите пример комменсализма.

Биолог 2:

Комменсализм, как тип взаимоотношений с человеком присущ бактериям кожных покровов, ротовой полости, кишечника. Бактерии получают от организма питательные вещества, не принося человеку заметного вреда. Как пример можно привести жизнедеятельность дизентерийной амебы в кишечнике человека. Амеба питается бактериями кишечника и никакого вреда здоровью не приносит.

Нашей коже свойственна характерная бактериальная флора, которая состоит в основном из микобактерий, стрептококков, стафилококков и пропионовых бактерий, которые потребляют вещества, содержащиеся в поте и также не вызывают заболеваний.

Учитель:

Кого же мы можем отнести к паразитам человека?

Биолог 2:

Все вирусы, попадающие в организм человека — внутриклеточные паразиты. Паразитируют в организме человека так же плоские черви, круглые черви, членистоногие, грибы, бактерии, одноклеточные.

Учитель:

Возможен ли переход из одного способа существования в другой?

Биолог 2:

Возможен. Так непатогенные в естественных условиях бактерии, простейшие, грибковые организмы вызывают при определенных условиях (ожогах, охлаждении, радиационном облучении, применении кортикостероидов и антибиотиков) заболевания. Как пример можно привести ту же дизентерийную амебу, которая при определенных условиях может проникать в стенки кишечника, разрушая их клетки и питаясь эритроцитами. В результате на стенках кишечника образуется кровоточащие язвочки, что обусловливает кровавый понос. На этом примере мы видим переход от комменсализма к паразитизму.

Учитель:

А большой ли вред для человека приносят паразитические организмы?

Биолог 3: По данным Всемирной организации здравоохранения из 50млн. человек ежегодно умирающих в мире, более у 16 млн. причиной смерти являются паразитарные и инфекционные заболевания. А статистические данные показывают, что большинство людей в мире являются носителями тех или иных паразитов. Ни один человек в мире независимо от его возраста и статуса не может быть застрахован от попадания в его организм паразитов.

Учитель:

Эти приведенные данные показывают , какие серьезные последствия для организма человека несет присутствие паразитов. Поэтому мы более подробно остановимся именно на паразитическом способе существования организмов в теле человека. Многим сложно и неприятно даже представить, что в нашем организме могут обитать другие существа. Но иметь знания о них, как мы видим, просто необходимо. Прошу биологов дать информацию о некоторых представителях разных царств и типах паразитических организмов. (Показ компьютерной презентации Биологов «Виды паразитов».) Комментарии.


Биолог 4:

Круглые черви (нематоды):аскариды, власоглавы, острицы, трихинеллы, ришта и т. д.

Плоские черви, такие как:

- сосальщики — кошачья двуустка, шистосомы, легочная двуустка и т.д.

- цестоды — бычий цепень, свиной цепень, карликовый цепень, лентец широкий, эхинококк.

Простейшие : дизентерийная амеба, лямблии, трипаносомы, малярийный плазмодий, токсоплазма и т.д.

Членистоногие : вши, клещи, личинки мух, чесоточный зудень, железница угревая.

Грибковые организмы : грибы рода Кандида, аспергилл дымящий, дерматофиты, трихофитоны, антропофильные виды

Бактерии : стафилококк, стрептококк, сальмонелла, пневмококк, палочка Коха, чумная палочка и т. д.

Вирусы : вирус натуральной оспы, вирус краснухи, вирус эпидемического паротита и т. д.


Составление схемы 2 «Деление паразитов на группы в зависимости от места пребывания в организме человека»

















Учитель:

Какие вы можете привести примеры приспособительных свойств паразитов для жизни в другом организме.

Биолог 5:

1. Это и особенность строения, например, крючья и присоски ( Рассматривание строения бычьего и свиного цепня, печеночного сосальщика по таблице.)

2. Высокий репродуктивный потенциал. Например, самка человеческой аскариды откладывает до 240000 яиц в сутки.

3. Способность яиц годами сохраняется во внешней среде.

4. Стадийность развития. Яйцо – личинка - смена хозяев. (Рассмотрение схемы развития печеночного сосальщика.)

5. Способность подавлять или видоизменять иммунный ответ организма на присутствие паразита.

6. Некоторые гельминты, попадая в пищеварительный тракт, выделяют защищающие их от гибели вещества.

7. Вес паразита и продолжительность его жизни всегда меньше, чем те же параметры у хозяина и т. д.

Учитель:

Как могут проникать паразитические организмы в организм человека?

Биолог 6:

Проникновение может происходить через естественные отверстия: рот, половые органы, мочеиспускательный канал, носовую полость, а так же кожу. Паразитические организмы попадают в организм человека с пищей, при контакте с больным , соприкосновении с почвой, через членистоногих переносчиков, воздушно-пылевым путем и т. д.



Учитель:

Почему у гельминтов примитивное строение внутренних органов и отсутствуют большинство органов чувств?

Предполагаемый ответ.

Биологов:

Большинство гельминтов живут в условиях, где питательные вещества уже переварены и сложную пищеварительную систему им иметь не нужно. Отсутствие некоторых органов чувств можно объяснить тем, что организм гельминтов защищен от воздействия внешней среды.

Учитель:

Почему у гельминтов очень высокая плодовитость?

Предполагаемый ответ.

Биологов:

Для многих гельминтов характерным является сложный жизненный цикл и вероятность того, что им удастся найти нового хозяина и прижиться у него - обычно невелика. Очень велика гибель паразитов на стадии перемещения от одного хозяина к другому.

Учитель:

Почему у паразитов существует фаза жизненного цикла, в которой происходит их перемещение из одного хозяина в другой?

Предполагаемый ответ.

Биологов :

Необходимость перемещения паразитов обуславливается угрозой гибели паразита под влиянием защитных сил организма хозяина или смертью хозяина. Перемещением обеспечивается расселение паразитов.

Учитель:

К чему привела бы возможность 100% выживания паразита?

Предполагаемый ответ.

Биологов :

Это привело бы к тому, что численность паразита резко бы увеличилась, что подорвало бы его кормовую базу. Создалась бы потенциальная угроза для существования организма человека, а это создало бы угрозу для существования самого паразита.

Учитель:

Итак, на основании услышанного, мы видим, что для сохранения популяции человека и паразита в процессе эволюции должны были возникнуть приспособительные механизмы, позволяющие регулировать плотность популяции паразитического организма в зависимости от популяции хозяина.

Информацию о том, какое влияние на организм человека и какие заболевания возникают под влиянием паразитов нам представят «Врачи-паразитологи».

Врач 1:

Обнаружить заболевание , вызванное паразитами бывает довольно сложно. Ведь симптомы, которые возникают в связи с их присутствием в организме или смазаны или такие же, как и при иных заболеваниях. Огромное количество больных астмой, артритом, желчекаменной болезнью, дисбактериозом, панкреатитом, хронической усталостью, депрессией, инфарктом, инсультом и другими болезнями на самом деле оказываются зараженными паразитами.

Учитель:

А есть ли все же определенные сигналы присутствия паразитов?

Врач 2:

Есть, это моча с запахом, кожные высыпания, упорный кашель при чистых легких, неустойчивый стул с резким запахом или запор, газообразование, неприятный запах изо рта, ночное слюноотделение, тошнота, ночной голод, нервозность, головокружение и другие признаки.

Учитель:

Приведите примеры заболеваний, вызываемых паразитическими организмами.

По мере получения информации, которую дадут «Врачи-паразитологи» ,все учащиеся заполняют данную таблицу.

Вид паразитического организма

Локализация в организме

Вызываемые заболевания

Врач 3:

1. Лямблии(простейшие)— поражают печень, желчный пузырь, тонкий кишечник. Они могут быть причиной дуоденита, панкреатита, гепатита, холецистита.

2. Хламидии (микроорганизмы) — хламидиозная болезнь сопровождается увеличением лимфоузлов. Хламидии могут вызвать болезнь трахому, при которой поражаются конъюнктива и роговица глаз. А урогенитальный хламидиоз поражает органы мочеполовой сферы.

3Аскарида (круглый червь) — вызывает бронхоочаговые пневмонии, кровохарканье, заболевание печени, поджелудочной железы, непроходимость кишечника, аллергические реакции в виде бронхиальной астмы и кожной сыпи.

4. Эхинококк (плоский червь) — вызывает заболевание эхинококкоз, когда во внутренних органах развиваются кистозные образования с личинкой эхинококка внутри.

Врач 4:

5.Кандиды (грибковый организм) вызывает заболевание кандиоз, при котором поражаются слизистая оболочка полости рта, влагалища, кишечника, внутренние органы. Например, в легких кандиды вызывают бронхит, пневмонию.

6. Криптококк(грибковый организм) поражает кожу, слизистые легких, центральную нервную систему. Вызывает менингиты.

7. Дифтерийная палочка. При этом заболевании поражаются слизистые оболочки зева, носа, глаз, половых органов. Токсины бактерий вызывают отек и некроз слизистых, поражают миокард, почки, периферийные нервы.

6. Трихомонада влагалищная (простейший организм) поселяется в мочеиспускательном канале или в половых органах. Вызывает колпит, уретрит, простатит и т.д.

7. Вирус натуральной оспы поражает дыхательные пути, кожу. Оспины могут появиться не только на этих органах, но и в прямой кишке, в женских половых органах, мочеиспускательном канале.

8. Парамиксовирус кори — поражает дыхательные пути (от ротовой полости до бронхов), затем переходит на кожу и кишечник. Вызывает заболевание - корь

Учитель:

Большой процент заражения у детей падает на наявность остриц. Почему? На этот вопрос прошу дать ответ представителей группы «Педиатров»

Педиатр 1:

У остриц очень простой и короткий жизненный цикл, в связи с чем увеличивается вероятность заражения (наглядное сравнение цикла развития остриц и аскариды на схемах)

Учитель:

Какие особенности поведения могут наблюдаться у детей ,у которых могут присутствовать паразиты?

Педиатр 2:

Это могут быть повышенная возбудимость вечером, беспричинные капризы, плохое засыпание ночью, плохой ночной сон .

Учитель:

Почему дети болеют гельминтозами чаще взрослых?

Педиатр 2:

Физиологическая потребность малышей тащить все в рот, общие игрушки в садиках, игры в открытых песочницах, заглатывание воды при купаниях в водоемах, игры с домашними животными, после которых руки не всегда моются, объясняют большой процент гельминтозов у детей.

Учитель:

Прошу прослушать отрывок из письма одной семьи, которая проводит свой отпуск в деревне, со своими родственниками





«Дорогие родные!

Наш отпуск проходит хорошо. Жизнь в деревне просто сказка. Овощи и фрукты едим просто с грядки и дерева. Купаемся в речке. Ловим и едим рыбу. Жарим шашлыки. Дети подружились с хозяйскими собаками и кошкой. Единственно, что докучает — это обилие мух и комаров.»

Могут ли члены данной семьи заразиться паразитами? Прошу ответить представителей группы «Педиатры».

Предполагаемые ответы.

Педиатр 1:

В данном примере возможны такие пути заражения:

1. Употребление немытых продуктов питания , на которых есть яйца паразитов. Мыть овощи и фрукты надо, даже если их и считать экологически чистыми.

2. Обилие мух вызывает не только дискомфорт, не надо забывать, что мухи являются разносчиками холеры, брюшного тифа, дизентерии, яиц паразитов и т.д.

3. После контакта с животными надо обязательно мыть руки, так как на шерсти животных могут долго сохраняться яйца гельминтов.

4. Нужно подвергать тщательной обработке мясо и рыбу, так как неправильно приготовленное мясо - это источник заражение трихинеллезом, бычьим и свиным цепнем, а плохо просоленная, прожаренная рыба, икра — описторхоза, лентеца широкого и т.д.

5. Купание в открытых водоемах так же несет в себе опасность заражения. Не только в результате непроизвольного заглатывания воды паразитический организм может попасть в организм человека. Некоторые личинки могут проникать через кожу или слизистые оболочки человека.

6. В письме была жалоба на обилие не только мух, но и комаров. Кровососущие насекомые являются источником заражения бактериями и одноклеточными животными, гельминтами. Например, может возникнуть заболевание дирофиляриоз, вызываемое паразитированием нематоды дирофилярией. Сейчас в Украине ежегодно регистрируется до 400 случаев этого заболевания. Комары переносят также возбудителей малярии и т.д..

Учитель:

Каким еще образом паразиты могут попасть в организм человека? Прошу ответить представителей группы «Врачей - паразитологов».

- при поцелуях и половом контакте;

- существует еще трансплацентарный путь ( т.е. плоду в утробе матери, например токсоплазмоз).

Учитель:

Как можно диагностировать паразитов?

Врач:

Диагноз ставится на основании клинической картины и лабораторных исследований. Таких, как обнаружение паразитов, яиц, цист при исследовании кала, мочи, мокроты, соскобов кожи.

Учитель:

Почему анализ кала на яйца глистов предполагаться делать как минимум в течении трех дней подряд?

Врач:

Это связано с тем, что яйца, например, аскариды или острицы появляются в кале не каждый день.

Учитель:

Какой анализ дает больший процент вероятности обнаружения гельминтов?

Врач:

Можно сделать анализ крови на антитела к гельминтам. А самый современный метод диагностики — вегетативно-резонансное тестирование. Он основан на считывании электромагнитных колебаний, которые испускает паразит в процессе жизнедеятельности.

Учитель:

Правильно ли утверждение — человек с паразитом всегда худой и бледный?

Врач 6:

Так бывает часто, но не всегда. Это зависит от конструкции, уровня иммунитета, длительности заболевания, вида паразита и других факторов. Человек , внутри которого находится паразитарный организм, может быть розовощеким и иметь лишний вес.




Учитель предлагает вопрос классу.

А как вы думаете, на заре развития человечества древнейшие люди страдали от паразитов?

Предполагаемый ответ:

- Паразиты в организме человека были всегда. Но ранее человек в большей степени употреблял растительную пищу, содержащую антимикробные, антивирусные, противоглистные натуральные препараты. Затем произошло снижение потребления дикорастущих растений культурными, их термическая обработка, а отсюда снижение потребления природных антибиотиков, противоглистных, натуральных препаратов.

Учитель:

Давайте рассмотрим средства борьбы с паразитами. На этот вопрос ответят «Фармацевты». Как вы относитесь к народным средствам борьбы с паразитическими организмами?

Фармацевт 1:

В народной медицине существуют такие средства борьбы с паразитическими организмами, в частности с гельминтами, как чеснок, травы, тыквенные семечки. Но они хороши скорее для профилактики, да и действуют на отдельные виды гельминтов.

Учитель:

Что вы скажите о синтетических химических препаратах?

Фармацевт 2:

Если говорить о противоглистных средствах. То большинство из них либо блокирует углеводный обмен гельминтов, либо действует на их нервно-мышечную систему, не обязательно убивая паразитов, но способствуют их удалению из организма человека. Но все противопаразитные препараты очень токсичны. Самостоятельный выбор химических лекарственных препаратов может оказаться неэффективным, вызвать множество побочных реакций. Нельзя заниматься самолечением .

Учитель:

А существует ли химический препарат, который бы воздействовал на все виды паразитов, на всех стадиях их развития?

Фармацевт 2:

Такой препарат был бы опасен для самого человека.

Учитель:

А что вы скажите о препаратах растительного происхождения?

Фармацевт 3:

Препараты растительного происхождения по эффективности не уступают синтетическим , но гораздо менее токсичны, не вызывают тех побочных реакций, которые характерны для

химических препаратов, их можно назначать длительными курсами.

Учитель:

Скажите, а ведение здорового образа жизни может дать оздоровительный от паразитов эффект?

Фармацевт 4:

Оздоровление организма с помощью физических упражнений, закаливания, правильного питания без избавления от паразитов дает незначительный эффект. У многих людей ведущих здоровый образ жизни и правильно питающихся, не наблюдается значительных улучшений состояния здоровья.

Учитель с вопросом классу:

Какой же следует вывод? Предполагаемый ответ:


- Избавляться от паразитов просто необходимо !









V. Подведение итогов урока.

Учитель:

Прошу тезисно выделить главное, с чем вы ознакомились на уроке?



Предполагаемый ответ.

1. Человек является средой обитания для многих организмов.

2. У человека с другими организмами возможны разные способы сосуществования.

3. Паразитические организмы несут потенциальную опасность здоровью человека.

4. Надо знать пути заражения паразитическими организмами. И хотя знания путей заражения паразитами не дает 100% гарантии, что человек не будет ими заражен, но значительно снижает вероятность инфицирования.

5. Нельзя заниматься самолечением!


V. Домашнее задание

1. Составление памятки «Меры профилактики заражения маленьких детей паразитическими организмами». Задание для учащихся группы «Биологи».

2. Подготовить сообщение о бактериальных заболеваниях. Задание для учащихся группы «Фармацевты».

3. Подготовить сообщение о профилактике грибковых заболеваний. Задание для учащихся группы «Врачи-паразитологи».

4. Составление памятки «Будь осторожен с домашними животными». Задание для учащихся группы «Педиатры».