Цель:
- рассказать учащимся о Чернобыльской аварии;
- познакомить учащихся с историей создания атомной энергетики;
- ознакомить учащихся с экологическими проблемами;
- прививать любовь к родному краю;
- воспитывать патриотизм;
- прививать интерес к изучаемой теме.
Оборудование: карта, портреты учёных, таблица «Атомный реактор», презентации, документальный фильм.
Ход урока:
Учитель-
День 26 апреля был днём скорби. 29 лет назад 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла авария, последствия которой наблюдаются до сих пор.
Но прежде немного истории.
В 1938 году немецкие учёные О. Ган и Ф. Штрассман обнаружили, что при облучении урана -235 нейтронами образуются элементы из середины таблицы Менделеева – барий и лантан. Объяснение этого явления было дано немецкими учёными О. Фришем и Лизой Мейтнер. Они предположили, что захватившее нейтрон ядро урана-235 делится на две примерно одинаковые части, получившие название осколков деления. При этом образуется ещё два-три нейтрона, которые могут расщепить ещё два-три атома урана. В результате образуется «лавина» делящихся ядер, то есть возникает цепная ядерная реакция. Каждое ядро урана при делении выделяет 200 Мэв энергии. То есть выделяется огромная энергия.
В природе уран содержит 99,27% изотопа U-238, 0,72 % U-235, и около 0,01% U -234. Следовательно, на каждое делящееся под действием медленных нейтронов ядро урана U-235 приходится 140 ядер урана U-238, которые захватывают не слишком быстрые нейтроны без деления. Поэтому в природе цепная реакция урана не возникает.
Что бы цепная реакция происходила, есть два способа.
Первый способ заключается в выделении чистого урана U-235, но это весьма трудная задача.
Но, тем не менее, она решается. Масса уран при этом должна быть определённой – критической (порядка 15-50 кг, это шар урана радиусом 12-15 см). Если масса меньше, то нейтроны могут вылетать наружу не вызвав деления. Этот способ применяется в атомных бомбах.
Второй способ используется в атомном реакторе. Он заключается в том, что небольшие блоки урана располагаются на некотором расстоянии друг от друга, а промежутки заполняются замедлителем, то есть веществом, в котором нейтроны замедляются до тепловых скоростей. После этого ядра урана U-238 не захватывают нейтроны
и захваты их происходят только ядрами урана U-235.
Атомный реактор изображён на рисунке. Первый уран-графитовый реактор был пущен в декабре 1942 года в Чикагском университете под руководством итальянского физика Энрико Ферми. Цепная реакция с коэффициентом размножения нейтронов 1,0006 длилась в течении 28 минут и после этого реактор был остановлен.
В Советском Союзе реактор такого же типа был пущен под руководством И.В. Курчатова в декабре 1946 года в Москве.
Презентация о И.В. Курчатове.
Учитель-
Потребление энергии в нашей стране и за рубежом растёт так быстро, что известные в настоящее время запасы топлива окажутся исчерпанными в сравнительно короткое время.
Запасов угля хватит лет на 350, нефти – на 40 лет, природного газа хватит лет на 60.
В настоящее время реальный вклад в энергоснабжение вносит ядерная энергетика. Несмотря на известные опасности, связанные с радиоактивными излучениями, а также с опасностью взрывов, ядерная энергетика развивается во всём мире. Это связано с тем, что АЭС имеют следующие преимущества по сравнению с тепловыми электростанциями:
- ядерные реакторы не потребляют дефицитного органического топлива и не загружают железнодорожными перевозками угля транспорт;
- для работы АЭС требуется очень небольшое количество топлива;
- АЭС не потребляют атмосферный кислород и не засоряют среду золой и продуктами сгорания (экологическая чистота);
- АЭС не требуют создания крупных водохранилищ, занимающие огромные площади плодородных земель.
Проблемы:
- защита обслуживающего персонала;
- постоянный контроль за радиационным фоном вокруг станции;
- отходы, которые опасны в течении 25000 лет ( их хранят в жидком виде в цистернах из нержавеющей стали, более активные остекловывают и хранят под землёй.
Но самый опасный – человеческий фактор. Именно он чаще всего и создаёт аварийные обстановки на АЭС.
Первая в мире атомная электростанция была введена в эксплуатацию в 1954 году в Советском Союзе по руководством И.В.Курчатова. Мощность её была 5000 кВт.
На рисунке показана схема атомного реактора.
В качестве замедлителя применяется графит, тяжёлая вода, бериллий.
В качестве поглотителей нейтронов применяется бор или кадмий.
Теплоносителем может служить легкоплавкий металл.
Чернобыльская АЭС с уран-графитовым реактором.
У нас в гостях ___
Презентация о Чернобыльской аварии.
Учитель-
Сотни, тысячи поломанных жизней и судеб. Люди вынуждены были покинуть свои дома и уехать. С собой не разрешалось ничего брать – всё было радиоактивно.
Много погибших, умерших от лучевой болезни, умерших от пережитого стресса.
Почтим память героев: работников станции, ликвидаторов, пожарников, вертолётчиков, погибших в результате этой аварии минутой молчания.
Минута молчания.
Нужно вспомнить ещё одно событие. В этом году 6 августа будет 70-летие атомной бомбардировки Хиросимы, а 9 августа – Нагасаки.
Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик В-29(командир экипажа - полковник Полл Тиббетс) сбросил на японский город Хиросиму урановую бомбу «Малыш». Мощность взрыва составила до18 килотонн в тротиловом эквиваленте.
9 августа 1945 года американский бомбардировщик В-29(командир экипажа- майор Чарльз Суини) сбросил ещё более мощную бомбу «Толстяк» на японский город Нагасаки.
Посмотрите фильм о тех событиях.
Фильм о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.
Наш урок закончен - урок физики и урок ПАМЯТИ!
Просмотр содержимого документа
«Чернобыльская трагедия»
МБОУ «Некрасовская средняя школа»
Советского района Республики Крым
Классный час
«Чернобыльская трагедия»
Мероприятие «Атомная энергетика»
в 9 и 11 классах
Классный руководитель 9 класса - Каракаш Татьяна Николаевна
Цель:
- рассказать учащимся о Чернобыльской аварии;
- познакомить учащихся с историей создания атомной энергетики;
- ознакомить учащихся с экологическими проблемами;
- прививать любовь к родному краю;
- воспитывать патриотизм;
- прививать интерес к изучаемой теме.
Оборудование: карта, портреты учёных, таблица «Атомный реактор», презентации, документальный фильм.
Ход урока:
Учитель-
День 26 апреля был днём скорби. 29 лет назад 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла авария, последствия которой наблюдаются до сих пор.
Но прежде немного истории.
В 1938 году немецкие учёные О. Ган и Ф. Штрассман обнаружили, что при облучении урана -235 нейтронами образуются элементы из середины таблицы Менделеева – барий и лантан. Объяснение этого явления было дано немецкими учёными О. Фришем и Лизой Мейтнер. Они предположили, что захватившее нейтрон ядро урана-235 делится на две примерно одинаковые части, получившие название осколков деления. При этом образуется ещё два-три нейтрона, которые могут расщепить ещё два-три атома урана. В результате образуется «лавина» делящихся ядер, то есть возникает цепная ядерная реакция. Каждое ядро урана при делении выделяет 200 Мэв энергии. То есть выделяется огромная энергия.
В природе уран содержит 99,27% изотопа U-238, 0,72 % U-235, и около 0,01% U -234. Следовательно, на каждое делящееся под действием медленных нейтронов ядро урана U-235 приходится 140 ядер урана U-238, которые захватывают не слишком быстрые нейтроны без деления. Поэтому в природе цепная реакция урана не возникает.
Что бы цепная реакция происходила, есть два способа.
Первый способ заключается в выделении чистого урана U-235, но это весьма трудная задача.
Но, тем не менее, она решается. Масса уран при этом должна быть определённой – критической (порядка 15-50 кг, это шар урана радиусом 12-15 см). Если масса меньше, то нейтроны могут вылетать наружу не вызвав деления. Этот способ применяется в атомных бомбах.
Второй способ используется в атомном реакторе. Он заключается в том, что небольшие блоки урана располагаются на некотором расстоянии друг от друга, а промежутки заполняются замедлителем, то есть веществом, в котором нейтроны замедляются до тепловых скоростей. После этого ядра урана U-238 не захватывают нейтроны
и захваты их происходят только ядрами урана U-235.
Атомный реактор изображён на рисунке. Первый уран-графитовый реактор был пущен в декабре 1942 года в Чикагском университете под руководством итальянского физика Энрико Ферми. Цепная реакция с коэффициентом размножения нейтронов 1,0006 длилась в течении 28 минут и после этого реактор был остановлен.
В Советском Союзе реактор такого же типа был пущен под руководством И.В. Курчатова в декабре 1946 года в Москве.
Презентация о И.В. Курчатове.
Учитель-
Потребление энергии в нашей стране и за рубежом растёт так быстро, что известные в настоящее время запасы топлива окажутся исчерпанными в сравнительно короткое время.
Запасов угля хватит лет на 350, нефти – на 40 лет, природного газа хватит лет на 60.
В настоящее время реальный вклад в энергоснабжение вносит ядерная энергетика. Несмотря на известные опасности, связанные с радиоактивными излучениями, а также с опасностью взрывов, ядерная энергетика развивается во всём мире. Это связано с тем, что АЭС имеют следующие преимущества по сравнению с тепловыми электростанциями:
- ядерные реакторы не потребляют дефицитного органического топлива и не загружают железнодорожными перевозками угля транспорт;
- для работы АЭС требуется очень небольшое количество топлива;
- АЭС не потребляют атмосферный кислород и не засоряют среду золой и продуктами сгорания (экологическая чистота);
- АЭС не требуют создания крупных водохранилищ, занимающие огромные площади плодородных земель.
Проблемы:
- защита обслуживающего персонала;
- постоянный контроль за радиационным фоном вокруг станции;
- отходы, которые опасны в течении 25000 лет ( их хранят в жидком виде в цистернах из нержавеющей стали, более активные остекловывают и хранят под землёй.
Но самый опасный – человеческий фактор. Именно он чаще всего и создаёт аварийные обстановки на АЭС.
Первая в мире атомная электростанция была введена в эксплуатацию в 1954 году в Советском Союзе по руководством И.В.Курчатова. Мощность её была 5000 кВт.
На рисунке показана схема атомного реактора.
В качестве замедлителя применяется графит, тяжёлая вода, бериллий.
В качестве поглотителей нейтронов применяется бор или кадмий.
Теплоносителем может служить легкоплавкий металл.
Чернобыльская АЭС с уран-графитовым реактором.
У нас в гостях ___
Презентация о Чернобыльской аварии.
Учитель-
Сотни, тысячи поломанных жизней и судеб. Люди вынуждены были покинуть свои дома и уехать. С собой не разрешалось ничего брать – всё было радиоактивно.
Много погибших, умерших от лучевой болезни, умерших от пережитого стресса.
Почтим память героев: работников станции, ликвидаторов, пожарников, вертолётчиков, погибших в результате этой аварии минутой молчания.
Минута молчания.
Нужно вспомнить ещё одно событие. В этом году 6 августа будет 70-летие атомной бомбардировки Хиросимы, а 9 августа – Нагасаки.
Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик В-29(командир экипажа - полковник Полл Тиббетс) сбросил на японский город Хиросиму урановую бомбу «Малыш». Мощность взрыва составила до18 килотонн в тротиловом эквиваленте.
9 августа 1945 года американский бомбардировщик В-29(командир экипажа- майор Чарльз Суини) сбросил ещё более мощную бомбу «Толстяк» на японский город Нагасаки.
Посмотрите фильм о тех событиях.
Фильм о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.
Наш урок закончен - урок физики и урок ПАМЯТИ!