СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Черты нового типа героя в русской литературе 17 века (на материале “Повести о Горе-Злочастии” ).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На волне Смутного времени 17 века возникает новый жанр литературы - бытовая повесть. Он становится господствующим повествовательным жанром и первым шагом в новую литературу. Новый жанр литературы обуславливает и появление абсолютно нового героя. Рассмотрим характерные черты нового героя на примере “Повести о горе и злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца во иноческий чин”.

Просмотр содержимого документа
«Черты нового типа героя в русской литературе 17 века (на материале “Повести о Горе-Злочастии” ).»

Черты нового типа героя в русской литературе 17 века (на материале “Повести о Горе-Злочастии”).                                                                                                                На волне Смутного времени 17 века возникает новый жанр литературы - бытовая повесть.Он становится господствующим повествовательным жанром и первым шагом в новую литературу. Новый жанр литературы обуславливает и появление абсолютно нового героя. Рассмотрим характерные черты нового героя на примере “Повести о горе и злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца во иноческий чин”. В центре повествования мы видим “молодца” - лицо безыменное, но не фольклорное, просто человека. Характер его определить трудно, бытовой облик трудно уловим. Родители его ростили, воспитывали и мудрые наставления давали. Но                                              Молодец был в то время се мал и глуп,

не в полном разуме и несовершен разумом:

своему отцу стыдно покоритися

и матери поклонитися,

а хотел жити, как ему любо.”                                                                                                         Заимел он 50 рублей, появились сразу 50 друзей, да ещё “мил недёжен друг - названой брат”. И на кабацком дворе, проснувшись, он обнаруживает, что его обокрали. Одевает он “гунку кабацкую”, обувает “лапотки” и отправляется “на чюжу страну, далну, незнаему”, так как стыдно ему показаться в родной стороне, а что делать дальше он не знает, да ему и всё равно.Вот такой образ человека -горемыки, опустившегося до “гунки кабацкой”. По всему видно, что это человек ведомый, не самостоятельный. Да, он хотел жить, “как ему любо”, но по всему видно, что рядом с ним постоянно присутствует второе “Я”, тень. Присутствует мотив раздвоенности  личности, что свидетельствует о глубоком душевном расстройстве.Очутившись в “чюжой стране”, он растерян, раскаивается и спрашивает у добрых людей, как ему жить дальше. Люди, как и его родители , наставляют его на праведный путь. Он обещает   жить честно, отправляется “на чюжу страну” и   “от великаго разума наживал он живота болшы старова;

присмотрил невесту себе по обычаю -

захотелося молотцу женитися”.                                                                                          Похвастался молодец перед гостями своим богатством,  “а всегда гнило слово похвалное: похвала живет человеку пагуба!”.Вот тут-то и возникает его второе “я” - Горе-злочастие. Во сне приходит оно к молодцу и сообщает, что умрёт он от руки жены  из-за злата-серебра, а если пойдёт молодец в кабак и прогуляет всё своё злато, то Горе от него отстанет, ведь бедные Горю ни к чему. Молодец сну не поверил, но Горе изловчилось и явилось ему архангелом Гавриилом:  ”Да не бьют, не мучат нагих, босых,

и из раю нагих, босых не выгонят”.   Поверил молодец архангелу. ”сошел он пропивать свои животы,

а скинул он платье гостиное,

надевал он гунку кабацкую”.  И вновь пошел горемыка рядом с Горем-злочастием. Куда не шел молодец - Горе за ним. Молодец уже в полной мере осознаёт, что нарушил все жизненные каноны, страдает от этого, страдает от своей душевной раздвоенности. Он уже реально осознаёт, что находится во власти чего-то неведомого, испытывает страх(!), чувствует силу этого существа и окончательно теряет веру.Он  понимает, что находится на грани. “Горе под руку под правую,

научает молотца богато жить -

убити и ограбить,

чтобы молотца за то повесили,

или с камнем в воду посадили.”                                                                                                    И понимает молодец, что единственный путь избавления от Горя-злочастия - монастырь.В отличие от героев литератуты прошлых лет, он не ищет иночества самостоятельно, он не приходит к вере осознанно. Он был доведён до монастыря своими мытарствами,”а Горе у святых ворот оставается”. В монастырь его приводит желание “жити, как ему любо”.                         Подводя итог, хочется заметить, что в образе молодца мы видим человека эпохи перелома. Это герой повторяющийся, характерный для эпохи перемен, некий библийный “блудный сын”, герой конфликтов отцов и детей, который порвал со староотеческой идеологией и “сбившийся с дороги”.Это герой трагический, который порвал со старой жизнью, а к новой так и не приблизился. Впервые в истории литературы героем становится не общественный, не выдающийся человек, а некий безымянный молодец, с шаткой психикой, не самостоятельный в своих решениях, ведомый некой невиданной силой, человек-горемыка, страдающий постоянным душевным разладом, терзаемый противоречиями. Его жизнь ограничена сугубо бытовыми, личными интересами, но это не мешает ему быть героем своего времени, так как перестройка бытового уклада, психологического склада приобретает важное значение. Впервые в литературе героем становится бытовая личность со своими волнениями, радостями и горестями, а не выдающаяся личность. Именно такой тип героя и становится героем нового литературного жанра - бытовая повесть.