Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №130
имени Героя Российской Федерации майора С.А.Ашихмина»
Московского района г.Казани
Конспект урока по математике
в 3 классе
«Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.
Повторение изученного материала»
Учитель первой квалификационной категории
Чернова Наталия Александровна
-2022 год-
Конспект урока математики в 3 классе
«Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.
Повторение изученного материала»
УМК «Школа России»
Авторы учебника: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.
Цели образовательные: - закрепление знаний по нумерации чисел от 1 до 100; сложения и вычитания в пределах 100; решения задач в 1-2 действия; - формирование представления учащихся о заповедниках и о причине их создания; показать значимость заповедников в жизни человека;
развивающие: - развитие мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. - развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке.
воспитательные: - привитие интереса к предмету; - воспитывать бережное отношение к природе, чувства гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Раифского заповедника; пробуждать желание побывать в этих местах.
здоровье сберегающие: - создание благоприятных условий на уроке для учащихся.
Тип, вид урока: постановка и решение учебно-практической задачи.
УУД метапредметные:
Личностные: проявление толерантности во время урока; самостоятельное определение и применение общих для всех людей морально-этических правил поведения при работе в паре, в группе, в классе.
Регулятивные: совместно с другими отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе самостоятельной работы; умение оценивать свои результаты, используя критерии оценивания, предложенные учителем.
Познавательные: выполнять логические операции - сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий; построение логической цепи рассуждения; закрепление умения конструировать способы решения задач в сотрудничестве с учителем и другими учащимся класса.
Коммуникативные: способность выражать собственное мнение, умение учитывать разные мнения, отвечая на вопросы учителя, одноклассников; умение договариваться, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь при поиске общего решения.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, дети. Садитесь. Начнём урок, но сначала проведём разминку. - Здравствуй солнце золотое (дети рисуют руками круг). -Здравствуй небо голубое (поднимают руки вверх). -Здравствуй свежий ветерок (помахать руками перед лицом). -Здравствуй маленький дубок (поднять руки вверх). -Мы живём в одном краю, -Всех я вас приветствую (пожать одной рукой другую). - Пусть урок принесет вам радость! - Сядьте на стул поудобнее. Сделайте вдох и выдох. Медленно выдыхайте. - Вдох, задержите дыхание, выдохните. - Выпрямляем позвоночник.
II. Мотивационное начало урока. Сообщение темы и целей урока. (на доске написаны примеры.)
20+40 (Д) 42+25((Е) 98+1(А) 69+0 (В) 62 – 20((Н)
80 -60 (И) 38 - 27(К) 99-1(П) 77-0 (О) 51 + 49(З)
-Кто объяснит, как решить примеры первого столбика? (Два десятка и 4 десятка – это 6 десятков или 60; из 8 десятков вычесть 6 десятков получится 2 десятка или 20.)
- Кто сможет прочитать примеры второго столбика и найти ответы? (Сумма чисел 42 и 25; разность чисел 38 и 27. В первом примере складываем десятки и единицы. Получаем 6 десятков и 7 единиц, то есть число 67. Во втором примере вычитаем десятки и единицы. Получаем 1 десяток и 1 единицу, то есть число 11.)
- А кто вспомнит, как решаются примеры третьего столбика? (Если к числу прибавить 1, то получается следующее число; если из числа вычесть один, то получается предыдущее число. Значит ответы: 99 и 98.)
-Вспомним правило, посмотрев на четвёртый столбик. (Если к числу прибавить 0 или из числа вычесть 0, то получится само число. Ответы: 69 и77.)
- Кто решит последний столбик? (Уменьшаемое 62, вычитаемое 20, разность чисел равна 42. Первое слагаемое 51, второе – 49, сумма -100).
- Значит, что мы будем сегодня повторять на уроке? (Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.)
-А ещё будем решать задачи в 1-2 действия.
- Какие мы поставим перед собой цели? (Закрепление знаний по нумерации чисел от 1 до 100. Решение по теме примеров и задач.)
-Получили:
60 (Д) 67 (Е) 99 (А) 69 (В) 42 (Н)
20 (И) 11(К) 98 (П) 77 (О) 100 (З)
-Запишите числа в порядке убывания и поставьте внизу соответствующую букву. Какое слово мы получили?
100 99 98 77 69 67 60 42 20 11
З А П О В Е Д Н И К
-Правильно. Поэтому ещё мы с вами на уроке поговорим о заповедниках, узнаем о Раифском заповеднике и о его Красной книге; повторим правила поведения в лесу. Мы будем помнить их и применять в жизни.
На доске вы видите девиз нашего урока, прочитаем его вместе:
Я умею думать, решать задачи,
И любить природу и никак иначе!
-Сегодня мы с вами отправимся в «заочное путешествие» в Раифский заповедник. Ребята , скажите, а что такое заповедник? (Выслушиваются ответы детей).
Ученик читает из словаря С.И.Ожегова значение слова: «Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.»
- Сейчас в России насчитывается около 100 государственных заповедников. Рядом с нашим городом в Зеленодольском районе находится Раифский заповедник, который образовался около …лет назад. А об этом мы узнаем, если решим задания.
III. Устный счёт. (Презентация.)
-Но чтобы приступить к работе, сделаем гимнастику для ума!
|
|
|
|
РЕШИ ЗАДАЧУ: 1.Юннаты посадили 3 ряда ёлочек по 4 дерева и 2 ряда ёлочек по 9 дерева. Сколько всего ёлочек посадили юннаты? 2. Полученный ответ умножь на 2 и ты узнаешь ответ на поставленный вопрос: «Сколько лет назад образовался Раифский заповедник?» Решение: (3х4 + 2х9) х 2 = 60(лет) |
- Каких только нет деревьев в Раифском лесу!(Ответы учащихся.)
IV. Минутка чистописания.
-Молодцы!
-А теперь, откройте тетради. Вспомним правила письма: (хором)
- Я тетрадочку открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою: ручку вот как я держу!
Сяду прямо, не согнусь! За работу я возьмусь!
Упражнение для пальцев рук «Скалочка»
-Покатать ручку между ладонями.
- Покатать ручку между большим и указательным пальцами.
-Какое наименьшее трёхзначное число встретится в стихотворении:
- Напишем большую «единицу и два нуля» медленно указательным пальчиком правой руки в воздухе, глазами следим за пальчиком. (упр. для глаз)
-Пропишите в тетради строчку, тщательно копируя с образца написания:
1 10 100 100 10 1 1 10 100 …
- Хорошо поработали!
1.Повторим числа от 1 до 100. Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, свой вариант. Записываем в тетради только ответы.(Работа по вариантам).
В -1 Какие числа пропущены? Запиши их в тетрадь. 85,…,83,…,…,80,…,78,77,….75. В Раифском заповеднике 8 озёр. Самое большое Раифское озеро. В районе заповедника протекают две реки. Название одной из них определишь ты, если соотнесёшь числа и буквы, поставьте пропущенные числа в порядке возрастания: 76– С 82- К 84 – А 79 – У 81 - М |
В – 2 Какие числа пропущены? Запиши их в тетрадь. 45,…,47,…,49,50,…,52,…,…,...,56,…,58,…. В Раифском заповеднике 8 озёр. Самое большое Раифское озеро. В районе заповедника протекают две реки. Название одной из них определишь ты, если соотнесёшь числа и буквы, поставьте пропущенные числа в порядке убывания: 53 – У 51 – Л 57 - Е 48 – А 54 - Б 46 - К 55 - Р 59 – С Оно в переводе на татарский язык означает «жёлтая речка». |
.
Ответы: СУМКА, СЕРБУЛАК
2.Ребята, у вас на партах на карточках написаны вопросы. Работаем в паре и отвечаем на них.
1.Число 19 увеличь на 11:
А) 41; Б) 30 В) 8?
2) На сколько 7 дм больше 7 см:
Г) на 63 см; Д) на 77см; Е) на 14дм?
3) Какое число следует за числом 89:
Ё) 90; Ж) 88; З) 80 ?
4) Сколько пятёрок в числе 30:
И) 3 ; К) 4; Л) 6?
5) Какое число получится, если 33 увеличить на столько же :
М) 44; Н) 33; О) 66?
6) Сторона квадрата равна 12см, чему равен его периметр :
П) 24см; Р) 48см; С) 36см ?
7) 1 кг – это:
Т) мера длины; У) мера массы; Ф) мера объема?
- Записать в тетради буквы пунктов следующих ответов теста и вы узнаете кто облюбовал эти озёра. 30 ,66, 30, 90, 48
Какое слово получилось? (Пункты правильных ответов теста учитель показывает на развороте доски и учащиеся делают взаимопроверку. Делают сообщение о бобрах.)
| БОБЕР. 30, 66, 30, 90, 48 Ученик: Эти речки облюбовали бобры и построили множество плотин. В 1996 году в Волжско-Камском заповеднике началась программа по возвращению бобра в его прежние местообитания. Сейчас в Раифском участке заповедника обитает более 80 особей, которыми было построено около 40 плотин. |
- Молодцы, справились с заданием. V. Физминутка. Почему так говорят «движение-это жизнь»? (Малоподвижный образ жизни вредит здоровью)
- Что значит много двигаться? (делать зарядку, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой, закаляться.)
-В народе говорят «Двигайся больше – проживёшь дольше».
-Вот и мы с вами проведём физкультминутку.
На зарядку солнышко поднимает нас,
(Исходное положение: сидя на стуле. Медленно подняться)
Поднимаем руки вверх по команде: «Раз!»
(Руки через стороны поднять вверх)
А над нами весело шелестит листва,
(Кисти рук поочередно поворачивать вправо-влево)
Опускаем руки вниз по команде: «Два!»
(Руки через стороны медленно опустить вниз)
Вот как солнышко встает, выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдёт ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо, солнышко смеется.
А под солнышком нам весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться. Сесть на место.)
-Хорошо, когда светит солнце над головой, воздух чистый и мирно живёт человек и природа! А ведь это мы обязаны сделать! Держать планету в чистоте, не мусорить и относится по доброму к братьям нашим меньшим.
VI. Работа по теме урока. Организация тренировочных упражнений по совершенствованию практических умений и навыков у учащихся :
| Ученик: Птиц заповедного края знают многие. В Раифском заповеднике обитает редкий в Татарстане глухарь. Из хищных птиц гнездится большой подорлик — это тот же орел, но немного меньше и окрас у него более ровный. Встречается филин, реже – перепел. |
-Вот перед вами пернатые друзья. Решив задание вы узнаете сколько птиц занесено в РФ в Красную Книгу.
-Вы готовы? (Да.) Тогда произнесём волшебные слова:
Задания урока будем выполнять, новые факты будем узнавать!
1. Вычисли удобны способом и найди наименьший результат (у доски 4 человека ):
64 - (12 + 8 +6 +24) + 0 = (14)
1 + (34 + 18 + 6 + 12) – 0 = (61)
37 + 13 + 7 + 3 - 44 = (16)
75 - (21 + 16 + 19 + 4) = (15)
Ответ: 14 видов.
Ученик: Старый могучий лес Раифского участка с множеством болот и широкие водные просторы Саралинского участка с лабиринтами проток дают пристанище большому количеству видов птиц – начиная от миниатюрной пеночки до могучего орлана-белохвоста.
Всего в заповеднике обитает 230 видов птиц. Некоторые из них занесены в Красные книги Республики Татарстан и Российской Федерации. Так, в Красную книгу РФ занесены: птиц 14 видов – гагара чернозобая, скопа, могильник, беркут, орлан-белохвост, балобан, сапсан, кулик-сорока, кроншнеп большой, хохотун черноголовый, крачка малая, филин, сорокопут серый, лазоревка белая.
2. Реши уравнение и ты узнаешь сколько лет в природе живут филины:
на доске записаны для 1в. и 2в.: 39 + а = 59 54 – к = 34
- Первый вариант решает первое уравнение и делает проверку, второй вариант – второе уравнение . (Два ученика работают у доски)
|
Ученик: Продолжительность жизни филина в природе 20 лет, но в условиях неволи они живут от 60 до 70 лет. Они относятся к птицам – долгожителям. |
VII.Работа с учебником. Решение задачи с записью в тетради.
Упражнение для глаз «Горизонтальная восьмерка».
-Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.
-Откройте учебник на стр. 8 №7 . Переходим к решению задачи»
«На клумбе расцвели 15 красных астр, розовых на 3 меньше, а белых астр столько, сколько красных и розовых вместе. Сколько белых астр на клумбе?»
(Учащиеся самостоятельно оформляют условие задачи в тетрадь. Первый ребёнок, который быстрее всех справился, записывает условие на доске. Затем все самостоятельно решают в тетради. Первый учащийся, который записал решение- оформляет его на доске. Таким же образом записывается и ответ задачи.)
-Кто весной в саду сажает цветы? (Дети поднимают руки.)
-Молодцы! А где ещё можно посадить цветы? (На клумбах школы.) Правильно, ребята. Давайте мы с вами весной продолжим работу по выращиванию рассады, чтобы наша школьной клумба была яркой и красивой, а цветы, которые растут в лесу не будем рвать, а будем ими только любоваться.
-Ребята, сейчас в России насчитывается около 100 государственных заповедников, где природу сохраняют нетронутой.
1.Учёные ведут наблюдения за флорой и фауной.
2.Растения и животные живут в привычной природной среде.
3.Там запрещены отдых и туризм.
4.Запрещены рубка деревьев, сбор ягод и грибов.
5.Запрещены охота, рыбалка.
-Как вы думаете, только в заповедниках нужно защищать и охранять природу? (Ответы детей). Правильно природу нужно охранять везде. Давайте вспомним правила поведения на природе.
1. Не ломать ветки деревьев.
2. Не вытаптывать цветы и травы.
3. Не разрушать гнёзд птиц.
4. Не разжигать костёр и не оставлять его не затушенным.
5. Не разрушать муравейники.
6. Не кричать, не включать громкую музыку.
7. Нельзя бросать мусор в лесах и водоемах.
8. Нужно на природе слушать голоса природы.
9. Подкармливать зверей и птиц зимой.
10. Не разрушать жилища животных и не трогать их детёнышей.
11. Ходить только по тропинкам.
Ребята, чем мы можем помочь редким растениям животным? (Ответы детей). Мы с вами сами, никогда не будем их обижать и не дадим их в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и животных.
Ребята, давайте, и мы с вами сделаем свою Красную Книгу РТ , которая будет находиться у нас в классе. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем с вами пополнять Красную Книгу картинками с надписями. Тогда каждый из нас и взрослые, и дети запомним и животных и растения, и не дадим их в обиду. И тогда наша Земля будет красивым и добрым домом для всех людей, для всех растений, птиц и для всех животных.
VIII. Итог урока.
-Что мы сегодня с вами повторяли?
- Какие математические задания выполняли?
-Что вы узнали о Раифском заповеднике?
Зачем нам с вами нужны заповедники? (ответы детей)
- Для чего вам понадобятся полученные знания и, как вы сможете их применить?( ответы детей)
IX . Рефлексия.
- Если вам урок понравился, то поднимите зелёный карандаш, если не очень , то жёлтый, а если не понравился – красный.
-А в конце урока вы получите по одному названию птицы, животного, растения из Раифского заповедника и подготовите проектную работу: «Наша Красная Книга» . С этим материалом вы будите выступать на внеурочных занятиях. Стр.8 №8. Желаю удачи! Спасибо за урок!
X .Используемые интернет источники:
1. https://sntat.ru/news/ne-ostavlyaya-sledy-ot-gryaznyh-lap-uchenye-gorshkovy-o-ekoturizme-razvedenii-bobrov-i-irbisov-v-rt-5754771
2.https://yandex.ru/images/search?text=бобёр%20в%20раифском%20заповеднике%20фото%20и%20описание&stype=image&lr=43&source=serp
3. https://navigatorz.com/spravochnik/item/1269-volzhsko-kamskij-zapovednik
4. http://komanda-k.ru/Татарстан/раифское-лесничество-волжско-камский-заповедник