СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Числительные в английском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире числительное, как часть речи, существует в любом языке. Ни одного дня в жизни мы не можем обойтись без чисел. И точно также они колоссально важны в английском языке. в современном мире числительное, как часть речи, существует в любом языке. Ни одного дня в жизни мы не можем обойтись без чисел. И точно также они колоссально важны в английском языке.

Просмотр содержимого документа
«Числительные в английском языке»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2»

города Осташкова Тверской области













Числительные в английском языке

















Руководитель: Ганина Светлана Эдуардовна,

учитель английского языка

МБОУ «Гимназия №2»

города Осташкова Тверской области



Содержание:



Введение …………………………………….................... 2


История системы счисления……………………..............4

Классификация числительных в английском языке……8

Образование количественных числительных……….......8

Образование порядковых числительных……………….11

Синтаксические функции числительных……………….13

Особенности употребления числительных в разговорной речи……………………………………….14

Числительные во фразеологических единицах…………16

Заключение………………………………………………...22



Список литературы ……………………………………….23


Приложения













Введение

Мир построен на силе чисел.

Пифагор

Первоначальные представления о числе относятся к очень отдалённой эпохе древнего каменного века - палеолита. В течение сотен тысячелетий этого периода люди жили в пещерах, в условиях, мало отличавшихся от жизни животных, и их энергия уходила преимущественно на добывание пищи и выживание. До тех пор пока не произошёл переход от простого собирания пищи к её активному производству, от охоты и рыболовства к земледелию, люди мало продвинулись в понимании числовых величин и пространственных отношений. Лишь с наступлением этого фундаментального перелома в эволюции человека, когда пассивное отношение к природе сменилось активным, люди вступили в новый каменный век, в неолит.

Числовые термины, выражающие некоторые из наиболее абстрактных понятий, которые в состоянии создать человеческий ум, медленно входили в употребление. Впервые они появляются скорее как качественные, чем количественные термины, выражая различие между одним, двумя и многими предметами. С расширением понятия числа большие числа сначала образовывались с помощью сложения: 3 путём сложения 2 и 1, 4 путём сложения 2 и 2, 5 путём сложения 2 и 3.

То, что первобытные люди в плане счёта сначала знали только «один», «два» и «много», подтверждается тем, что в некоторых языках, например в греческом, существуют три грамматические формы: единственное число, двойственное число и множественное число.



Цель и задачи данной работы

  1. изучить историю возникновения числительных;

  2. изучить историю развития числительных в английском языке;

  3. изучить классификацию числительных в современном английском языке;

  4. изучить частоту использования числительных в английских фразеологических единицах

Актуальность данной работы состоит в том, что в современном мире числительное, как часть речи, существует в любом языке. Ни одного дня в жизни мы не можем обойтись без чисел. И точно также они колоссально важны в английском языке.

Методом исследования в настоящей работе является метод анализа и синтеза, а также метод сплошной выборки из различных словарей по критерию наличия числового компонента во фразеологическом обороте, а также цифровой подсчет.





















История системы счисления

Начальные навыки счёта были присуще уже первобытным народам. Так, внезапно застигнутые цивилизацией аборигены Австралии и остров Полинезии умели считать и до встречи с европейцами. Правда, их счёт не заходил дальше трёх и включал отнюдь не любые предметы. Аналогично, сходство числительных у индоевропейских народов показывает, что названия чисел у предков этих народов появились ещё в те далёкие времена, когда они говорили на одном языке. Существует основание полагать, что способность считать была присуще и дочеловеческим стадиям. По крайней мере, специалисты по поведению животных, этологи, свидетельствуют, что кошки в состоянии учитывать своих котят по принципу « раз, два, много», проявляя беспокойство, если такая контрольная проверка не сходится. Следует заметить, что кошачий счёт распространяется исключительно на котят, не затрагивая прочие предметы. Зато вороны, которых считают « бакалаврами» пернатого царства, охватывают процедурой подсчёта значительно более широкий круг ( например, ведут учёт людям, проникшим на их территорию), и верхняя граница простирается от семи до десяти.

Историки математики и культуры констатируют, что на разных этапах эволюции человек умел считать до трёх (раз, два, много), до четырёх (раз, два, три, много), до семи, сорока, десяти тысяч. При этом обращая внимание на следующие два момента. Во-первых, освоение каждой последующей ступени развития в среднем занимало существенно меньше времени, чем предыдущей, т.е. прогресс ускорялся. Во-вторых, операция счёта последовательно освобождалась от жёсткой связи с конкретными предметами, т.е. движение шло в направлении универсализации.

Примерно четыре тысячи лет тому назад, в Месопотамию - долину между реками Тигром и Евфратом на территории нынешнего Ирака – пришли два кочевых народа: сумерийцы и аккадяне. Это были народы для своего времени очень развитые: они умели пахать землю, разводить скот, знали ремесла и торговлю. Через пару веков они слились в одно мощное государство - Вавилон. Письменность шумеров является, по-видимому, столь же древней, как и письменность египтян. Развитие способом представления чисел в Месопотамской долине вначале шло так же, как и в долине Нила, но затем жители Междуречья ввели совершенно новый принцип. Вавилоняне делали записи острой палочкой на мягких глиняных табличках, которые затем обжигались на солнце или в печи. Эти записи оказались исключительно долговечными, а потому, в отличие от египетских папирусов, дошедших до нас в весьма малом количестве экземпляров, в музеях мира хранятся десятки тысяч клинописных табличек. Однако жесткость материала, на котором жители Месопотамии делали записи, оказала глубокое влияние на развитие числовых обозначений. Вавилоняне умели выполнять действия не только с целыми, но и с простейшими дробными числами. Они оставили ряд математических таблиц, учебников и сборников задач - всё это, разумеется, на кирпичиках. Вавилонская культура просуществовала пятнадцать столетий.

Хотя вавилонские математики умели записывать очень большие числа, но они не могли представить себе, что чисел бесконечно много. Это поняли только греки. У древних греков математика достигла необычайного расцвета. Можно сказать, что вся нынешняя математика выросла из греческой математики. Греки прекрасно выполняли действия с целыми и дробными числами. Греческая культура перешла к древним римлянам, которые переняли и сохранили её.

Числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека. Неудивительно, что они всегда вызывали пристальное внимание к себе. Числам древние люди приписывали особые, сверхъестественные свойства, практически в любой религии есть свои « священные числа». Одни числа сулили счастье и успех, другие могли вызвать удар судьбы, одни благоприятствовали путешественникам и воинам, другие священным мистериям. Признанным специалистам в области применения чисел были древние индийцы, египтяне, халдеи. Тайны своих учений они доверяли лишь узкому кругу просвещенных.

Согласно « Книге Творения », одному из главных эзотерических сочинений учения древних иудеев - Каббалы, мир был создан посредством чисел и звуком ( или цифр и букв). « Исследуйте все вещи с помощью чисел, проникните в эту тайну и размышляйте. Постигнув мудрость чисел, сами станете мудрыми», сказано в ней. Авторство этого труда приписывают библейскому патриарху Еноху, у египтян он носит имя Тога, а у греков - Гермеса.

Китайская система счисления является одной из древнейших. Она возникла как результат оперирования с палочками, выкладываемыми для счёта на стол и доску. Числа от единицы до пяти обозначались, соответственно, одно, двумя и т.д. палочками, выкладываемыми вертикально. А одна, две, три или четыре вертикальные палочки, над которыми помещалась одна поперечная палочка, означали числа шесть, семь, восемь и девять. Обозначение чисел с помощью палочек тесно связано со счётом на пальцах и счётной доске, но применялось оно также и в письменных вычислениях. Основоположником европейского учения о числах был Пифагор. В его школе познание свойств чисел являлось первой ступенью на пути к эзотерическому знанию. Книга Пифагора « Священное слово» не сохранилась, но с изложенными в ней принципами нас знакомят произведения его последователей - Филолая, Архита, Платона, Аристотеля, Порфирия.

Развитие ремёсел и торговли содействовало кристаллизации и эволюции понятия числа. Числа группировали и объединяли в большие единицы, обычно пользуясь пальцами одной руки или обеих рук – обычный в торговле приём. Это вело к счёту сначала с основанием пять, потом с основанием десять, который дополняется сложением, а иногда и вычитанием, так что двенадцать, например, воспринималось как 10+2 , девять как 10-1.

Язык чисел, как и обычный язык, имеет свой алфавит. В том языке чисел, которым сейчас пользуются практически на всём земном шаре, алфавитом служат десять цифр, от 0 до 9. Этот язык называется десятичной системой счисления. Причины, по которым именно десятичная система оказалась общепринятой, совсем не математического характера. Десять пальцев рук – вот тот первоначальный аппарат для счёта, которым человек пользовался, начиная с доисторических времён. По пальцам удобно считать от одного до десяти. Сосчитав до десяти, т.е. исчерпав до конца возможности нашего природного « счётного аппарата», естественно принять само число десять за новую, более крупную единицу ( единицу следующего разряда). Десять десятков составляют единицу третьего разряда и т.д. Таким образом, именно счёт по пальцам рук положил начало той системе, которая кажется нам сейчас чем-то само собой разумеющимся.

Классификация числительных в английском языке

Числительное - это часть речи, обозначающая число ( количество) или порядок следования чего-либо. Соответственно, числительные в английском языке делятся на количественные ( cardinal) и на порядковые (ordinal).

Образование количественных числительных

  1. Количественные числительные от 13 до 19 включительно образуются прибавлением суффикса teen к соответствующим названиям единиц первого десятка:

Four - fourteen, seven- seventeen.

Примечание. Числительные с суффиксом teen имеют два ударения ( four teen, fif teen и т.д.), причём на последнем слоге сильнее, чем на первом. Когда эти числительные употребляются с существительными, то ударение падает на первый слог, а второй слог остаётся неударным:

Fourteen files, fifteen disks.

  1. Название количественных числительных, обозначающих десятки, образуется путём добавления суффикса ty к названиям единиц:

Six- sixty, seven- seventy, nine- ninety.

Некоторые числительные образуются со следующими отклонениями от общего правила:

Two- twelve- twenty; three- thirteen- thirty.

Five- fifteen- fifty; eight- eighteen- eighty.

Числительное forty отличается в написании от four и fourteen.

  1. Десятки с единицами образуются таким же способом, как и в русском языке:

22 ( twenty-two); 48 ( forty-eight); 55 ( fifty-five)

  1. При обозначении количественных числительных разряды многозначных чисел разделяются запятой: 7,000; 5, 550,000.

  2. Между сотнями ( или тысячами и миллионами) и следующими за ними десятками ( или единицами, если нет десятков) в любом разряде всегда ставится союз and:

246 ( two hundred and forty-six); 206 ( two hundred and six)

5,050 ( five thousand and fifty); 5,005 (five thousand and five)

3,525,250 ( three million five hundred and twenty-five thousand two hundred and fifty)



  1. Числительные 100; 1,000; 1,000,000 употребляются с неопределённым артиклем a или числительным one:

100- a hundred- one hundred

1,002- a thousand and two- one thousand and two

  1. Числительные hundred, thousand, million не принимают окончания s во множественном числе, если они определены другими числительными.

Three hundred= триста

Four thousand= четыре тысячи

Five million= пять миллионов

Числительные hundred, thousand, million переходят в разряд существительного и принимают окончание множественного числа, если они употребляются для обозначения некоторого количества сотен, тысяч и миллионов. В этом случае за ними следует существительное с предлогом of.

Сравните:

Five hundred people - Five hundreds of people

Three thousand workers- Three thousands of workers

Two million citizens - Two millions of citizens

Hundreds of people are buying one euro houses in Italy to turn them into beautiful mansions. = Сотни людей покупают в Италии дома стоимостью в один евро, с тем, чтобы превратить их в прекрасные особняки.

Thousands of workers were streaming out of the plants. = Тысячи рабочих потомками выходили из заводов.

Two millions of citizens live in this city. = Два миллиона граждан проживают в этом городе.

  1. Существительное, которое следует за числительным, употребляется без предлога и соответствует в русском языке существительному в родительном падеже.

Three thousand books = три тысячи книг

Ten students = десять студентов







Образование порядковых числительных

  1. Порядковые числительные образуются прибавлением суффикса -th к количественным числительным:

Four- fourth; thirteen- thirteenth;

Seven- seventh; fifteen- fifteenth.

Образование трёх первых числительных составляет исключение из этого правила, так как они были заимствованы из латинского языка.

One- first; two- second; three- third.

При образовании порядковых числительных fifth – «пятый» и twelfth-«двенадцатый» буква v в названиях количественных числительных (five, twelve) меняется на f и опускается буква e; в числительном eight выпадает буква t, а в числительном nine опускается буква e :

Five- fifth; twelve- twelfth; eight- eighth; nine- ninth.

При образовании порядковых числительных, обозначающих десятки, начиная с 20, конечная буква y меняется на i и добавляется e перед суффиксом -th для обозначения дополнительного звука [i]:

Twenty-twentieth; thirty- thirtieth.

  1. При образовании составных порядковых числительных, состоящих из двух или более чисел, только последнее число приобретает форму порядкового числительного, а предшествующие числа выражаются количественными числительными, так же, как и в русском языке:

Twenty-third= двадцать третий

Five hundred and twenty= пятьсот двадцать

Eighty- seventh= восемьдесят седьмой.

Имена существительные, определяемые порядковыми числительными, употребляются с определённым артиклем.

She answered on the first ring.

The first step is always difficult.

Сравните также следующие:

Text one- the first text

Page two- the second page.

Употребление неопределённого артикля с порядковыми числительными придаёт числительному дополнительное значение, соответствующее русскому « ещё один»:

She accepted the offer without a second thought. = она приняла это предложение не раздумывая ( без ещё одной мысли).



Запомните следующие фразы: a first night, a first love, a first-class college, a second-rate hotel.













Синтаксические функции числительных

Числительные употребляются в предложении в функции:

  1. Определения существительного

The second song was a great hit.

  1. Части составного именного сказуемого ( предикатива)

My son is twenty, My daughter is twenty-four.

Если числительные переходят в разряд существительных, то есть субстантивируются, то они могут употребляться в различных функциях в предложении.

Seven is a lucky number (подлежащее).

He got a four for the test (дополнение).

I am teaching the child to count by tens (обстоятельство образа действия).

















Особенности употребления числительных в разговорной речи

Разговорные формы цифры 0:

Nought ( в математике)

0,7 = nought point seven

Zero ( в науке, например для обозначения температуры)

- 15 = minus fifteen degrees или fifteen degrees below zero

O ( в телефонных номерах)

705-21-80= seven o five two one eight o

Nil или nothing ( в спорте для обозначения счёта игры)

2 : 0 = the score was two nothing или two nil

При обозначении номеров страниц / комнат в гостиницах/ домов/ … англичане предпочитают пользоваться количественными числительными, хотя могут использовать и порядковые:

I live in room 13.

My room is thirteen.

My room number is thirteenth.

In ( the) late twenties/ eighties/ …. = в конце двадцатых/ восьмидесятых/ … годов

In ( the) early twenties/ eighties/ ….= в начале двадцатых/ восьмидесятых/ … годов

We write

We say

1 (st) September ( Sept. 1, 2002)

25 ( th) January ( Jan. 25, 1998)

The first of September.



The twenty-fifth of January.



Обозначение года читается также следующим образом:

1800 = eight hundred

2002 = two thousand two

В 2002 году = in the year two thousand two

При обозначении арифметических действий глагол, выражающий результат действия, может стоять, как в единственном, так и во множественном числе;

Сложение

( addition)

( 5+4=9) five and four is (are) nine.

Вычитание

( subtraction)

(9-5=4) nine minus five is (are) four

Умножение

(multiplication)

(3*4=12) three times four is (are) twelve.

Деление

( division)

( 6:2= 3) six divided by two equals (is) three



Числительные во фразеологических единицах

(в современном английском языке)

Числительные, как и другие части речи, участвуют в образовании фразеологических оборотов.

Фразеологические обороты

Перевод

one


One for all and all for one

Один за всех и все за одного

Ten to one

Десять к одному

kill two birds with one stone

убить двух зайцев одним ударом

have all one's eggs in one basket

рисковать всем, поставить все на карту

two dogs over one bone seldom agree

двум собакам одной кости не поделить

one in a thousand

очень редкий, редкостный

all bread is not baked in one oven

не следует всех стричь под одну гребенку


one cloud is enough to eclipse all the sun

одно облако может заслонить солнце


one drop of poison infects the whole tun of wine

ложка дегтя в бочке меда


one man no man

один в поле не воин.

with one stroke of the pen

одним росчерком пера.


be all one to smb

совершенно безразлично, все едино

one bone one flesh

муж и жена - одна плоть и кровь

in at one ear and out at the other

- в одно ухо вошло, в другое вышло, мимо ушей,


one fire drives out another

клин клином вышибают


one man may steal a horse while another may not look over a hedge

что можно одному, то нельзя другому


one side of the medal

одна сторона медали


as cross as two sticks

не в духе, зол как черт

Two's company, three' s a crowd

Третий - лишний

make two bites of a cherry

делить что-либо и без того небольшое

between two fires

в безвыходном положении

To put two and two together

Сделать правильный вывод


swim between two waters

колебаться между двумя мнениями или решениями, соблюдать нейтралитет

make two ends meet

сводить концы с концами

fall (sit) between two stools

сесть между двух стульев

be in two minds

стоять перед выбором

as like as two peas

похожи, как две капли воды

saying and doing are two things

скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

in two shakes of a lamb's tail

моментально, в мгновение ока

the best fish smell when they are three days old

не следует злоупотреблять гостеприимством

the four corners of the earth

четыре страны света

to the four winds

полностью, целиком, на все четыре стороны

within these four walls

конфиденциально, секретно, не должно выходить за пределы этой комнаты

To be on all fours

Стоять на четвереньках

one lie needs seven lies to wait upon it

раз солгал, навек лгуном стал

have nine lives like a cat

быть живучим как кошка

a wonder lasts but nine days

все приедается

neat as nine pence

чистенький, аккуратный; с иголочки

know smb (smth) as one knows his ten fingers

прекрасно знать

talk forty to the dozen

говорить без умолку, т.е. произносить 40 слов вместо 12


forty winks

короткий сон

look like a million dollars

прекрасно, блестяще выглядеть

a man in a thousand

таких людей очень мало



To be on all fours

Стоять на четвереньках

To be at sixes and sevens

Быть смущённым, растерянным, не в ладу с чем-то

Six of one and half of a dozen of the other

Что семь дней, что неделя

Nine times out of ten

Практически постоянно

Dressed (up) to the nines

Быть одетым с иголочки

Ten to one

Десять к одному

Twelve good men and true

Двенадцать присяжных заседателей в суде

Sixty-four-thousand-dollar question

Самый важный и сложный вопрос

To be on cloud nine/ to be on the seventh cloud with happiness

Быть на седьмом небе от счастья

It takes two to tango

Один в поле не воин

It takes two to make a dream come true

Только вдвоём можно воплотить мечту в жизнь



Фразеологизмы с числительными в ряде случаев сближаются с поговорками ( « третий – лишний»), в других случаях они являются образными, стилистически окрашенными средствами выражения того или иного значения в английском языке.

Как видно из таблицы №1 и таблицы №2, наиболее распространенные числительные - "one" и "first". За ними следуют с большим отрывом "two" и "second" соответственно.

Таблица №1 Частота употребления количественных числительных в английских фразеологических единицах

Числовой компонент

Количество

1.

One

141

2.

Two

98

3.

Four

21

4.

Nine

21

5.

Three

18

6.

Seven

13

7.

Hundred

12

8.

Ten

12

9.

Six

9

10.

Dozen

7

11.

Five

6

12.

Thousand

5

13.

Twenty

4

14.

Forty

3

15.

Fifty

2

16.

Million

2

17.

Nineteen

2

18.

Thirty

2

19.

Zero

2

20.

Eighteen

1

21.

Eleven

1

22.

Ninety

1

23.

Ninety nine

1

24.

Seventeen

1

25.

Sixty

1

26.

Sixty four

1

27.

Thirteen

1

28.

Thirty nine

1

29.

Twelve

1















Таблица №2 Частота употребления порядковых числительных в английских фразеологических единицах

Числовой компонент

Количество

1.

First

75

2.

Second

26

3.

Third

6

4.

Fifth

5

5.

Eleventh

3

6.

Seventh

2

7.

Sixth

2

8.

Fourth

1

9.

Ninth

1

10.

Tenth

1







Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Число - понятие, служащее выражением количества, т.е. то, при помощи чего производится счет предметов, явлений, и являющееся одним из способов проявления категории количества в языке.

Количественные характеристики объективного мира познаются путем исчисления и измерения. При фразеологизации числовые компоненты приобретают новые значения.







Проведенное исследование привело к пониманию того, что числительные в языке распространены широко и многогранно, и я в своей работе лишь наметила пути для дальнейших, более фундаментальных, разработок.
















Список литературы

  1. Научно-методический журнал « Иностранные языки в школе»

ОАО « Издательство Просвещение», г. Москва, № 6 - 2009.

  1. Клюйков С.Ф. Числа и познание мира. – Мариуполь: Полиграфический центр газеты « ИнформМеню». 1997.

  2. Фирсов В.Н. Тайная жизнь чисел. – М.: Центрполиграф, 2001.

22