Класс: 1
Тема: Число 3. Цифра 3
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Предметные: в совместной деятельности с учителем учиться: воспроизводить последовательность чисел от 1 до 3 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место каждого числа в этой последовательности; писать цифры от 1 до 3, соотносить цифру и число 3; образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел; составлять числа от 2 до 3 из пары чисел (2 – это 1 и 1; 3 – это 2 и 1).
Метапредметные:
регулятивные - учится принимать учебную задачу (через анализ рисунка), сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;
познавательные - ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации: начало урока, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником (текст, иллюстрация)), понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учится строить простые рассуждения.
коммуникативные - использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать ее значение; интерес к новому учебному материалу.
Оборудование:
Дорофеев Г. В. Миракова Т. Н. Учебник «Математика. 1 класс. Часть первая», сказочные герои, модели чисел, карточки с рисунками предметов.
Ход урока:
1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности.
− Ребята, все мы любим сказки.
− И сегодня мы с вами совершим новое путешествие в сказку.
− А как называется наша сказка, вы сейчас сами догадаетесь.
Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, …».
− В какую сказку мы с вами отправимся? (колобок)
− Путешествуя, мы будем помогать колобку справляться с трудностями.
− Что самое главное в преодолении трудностей? (Их не бояться, стараться самому их преодолевать)
− Вы готовы отправиться в путешествие с колобком?! (Да.)
В путешествии нам понадобятся знания и умения, полученные на уроках математики.
Я думаю, у вас все получится.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
− Испекла бабка вечером колобок и положила на окно остужать. Колобок, на удивление, получился необычный. Мало того, что непоседа, ещё и любознательный. Лежит колобок на окне, смотрит на небо и звёзды считает. Поможем ему. (Счёт вперёд и обратно)
− Сосчитайте по порядку от 2 до 7, от 9 до 5
− Назовите последующее число 3,7. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
− Назовите предыдущее число 10, 4. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?
− Какое число стоит между 6 и 8, справа от 2, слева от 5?
− Назовите соседей числа 3.
− Что можете рассказать о числе 2? (Оно в натуральном ряду 2-е, на 1 больше 1, на 1 меньше 3).
− А ещё мы знаем ритмический счет через 2. Покажем его колобку.
III. Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока.
− И тут колобок увидел созвездие. Сколько в нём звёзд? (3)
− Сколько красных звёзд? (1)
− Сколько жёлтых звёзд? (2)
− На сколько красных звёзд меньше, чем жёлтых? (на 2)
− На сколько жёлтых звёзд больше, чем красных? (на 2)
− Как, пользуясь рисунком, получить число 3? (2 жёлтые звезды и 1 красная: 3 – это 2 и 1, 1 большая звезда и 2 маленькие
− Разбейте на части по размеру и договорите записи.
Б + М = З
М + … = З
З – Б = …
З – … = …
− Замените буквы числами
− Так как получить число 3?
− Какое задание мы с вами выполняли? (Разбивали звезды на части, договаривали записи и заменяли буквы цифрами)
− А сколько звезд увидел колобок?
– Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Число и цифра 3)
Какую цель перед собой поставим? (Изучить число 3)
Что значит изучить число 3? (Рассмотреть состав числа, написание цифры 3, дать характеристику числа 3)
Мечтал-мечтал колобок и не заметил, как наступило утро. Спрыгнул он с окна и покатился по дорожке. А навстречу ему заяц:
«Колобок, колобок, я тебя съем!»
Выполни сначала моё задание: попробуй написать цифру 3
Давайте поможем колобку убежать от зайца.
Возьмите лист, который лежит у вас на парте, и попробуйте написать цифру 3
У нас получилось много вариантов. Можно ли использовать все ваши варианты? (Нет, люди нас могут не понять.)
Какой вариант выбрать?
Найдите образец цифры 3 в учебнике на с. 59
Кто попробует объяснить, как правильно писать цифру 3.
Давайте посмотрим на экран и увидим алгоритм написания цифры.
3) Рассмотрите цифру 3. Расскажите, на что она похожа.
– Напишем цифру 3 в тетради.
– Какие правила нужно соблюдать, чтобы правильно написать?
– Рассмотрите закономерность во 2 строке. Что заметили?
– Молодцы, помогли колобку убежать от зайца.
Счет через 3
− Побежал колобок дальше, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
– Нет, серый, не съешь, лучше расскажи, что ты знаешь о числе 3?
– Задумался волк.
– А что вы ребята знаете о числе 3?
В ряду чисел оно на третьем месте;
• 3 больше 2 на 1 единицу;
• 3 меньше 4 на 1 единицу;
• 3 это 2 да 1; Выложите число, покажите это квадратами
• 3 это 1 да 2.
– А как еще можно получить 3?
– Докажите. Положите перед собой 4 квадрата. Отложите 1. Сколько квадратов осталось? 4 – 1 = 3
− В окружающем пространстве назовите число предметов, соответствующее цифре 3.
− Молодцы, помогли колобку убежать от волка.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
− Катится колобок, а навстречу уму медведь: «Какой ты аппетитный, колобок, я тебя, пожалуй, съем!»
− Нет, Михайло Потапыч, сначала выполни задание. Обозначь цифрой, по сколько предметов на каждом рисунке
− Задумался медведь. Скорее сделаем задание, а то Михайло Потапыч догадается!
Работа выполняется самостоятельно.
− Поменяйтесь тетрадями с соседями и проверьте выполненную работу. Если все верно – поставьте «+»
− Около каких рисунков написали цифру 1, 2, 3?
Физминутка
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Катится колобок, а навстречу ему лиса: «Колобочек, колобочек, пухленький бочочек, я тебя съем!»
− Нет, лисонька, ничего у тебя не получится! Знаю я много сказок про твои коварства. Выполняй с нами задание (учитель раздает карточки с рисунками предметов)
− Положите перед собой задание под номером 1
− Соедините ниточкой цифру 3 с множествами, в которых находится столько же предметов, сколько обозначает эта цифра.
Сравните свою запись с образцом.
Если допустили ошибку, исправьте ее: проведите ниточку правильно зеленым карандашом в соответствии с образцом.
Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки). Поставьте на карточке «?».
Кто выполнил задание верно, поставьте «+». Какой вывод вы можете сделать? (Мы поняли. Какое число предметов обозначается цифрой 3.)
Те из вас, кто допустили ошибку, не огорчайтесь: мы потренируемся, и у вас все получится.
Какое интересное задание – сказала лиса. Но ведь я стара стала, нет ли у тебя другого задания, может я с ним справлюсь. Сядь-ка на мой язычок, да проговори задание.
Давайте спасем колобка, не дадим лисе съесть колобка, положите перед собой задание под номером 2.
Нарисуйте в пустом мешке фигуры, выполнив действия.
− Поднимите листочки и покажите результат своей работы.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.
− Молодцы, ребята, помогли колобку уцелеть! Покатился он дальше. Много ещё ожидает колобка опасностей, неожиданных встреч.
− Чтобы помочь ему избежать опасностей, давайте вспомним, какая тема урока была?
− Чему учились?
− Достигли поставленных целей?
− Как обозначается число 3 цифрой?
− Обведите в тетради самую красивую цифру 3.
− Удалось ли помочь колобку?
− Почему у нас все получилось? Что помогло нам достичь поставленных целей? (взаимопомощь, внимательность, дружба).
− Оцените свою работу на уроке и выберите и покажите смайлик, который соответствует вашей сегодняшней работе:
Я справился со всеми заданиями: зеленый
Мне было трудно, но я справился: желтый
Мне нужна помощь: красный
− Сколько зверей встретил колобок во время путешествия?
4