Число и цифра 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку.
Цель:
Учить отгадывать математическую загадку;
Познакомить с числом 10;
Учить писать число 10;
Познакомить с геометрической фигурой - трапецией;
Учить вкладывать из счетных палочек трапецию;
Учить рисовать трапецию в тетради в клетку;
Учить находить различия в двух похожих рисунках;
Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Ход занятия
Организационное начало.
- Здравствуйте, дети! Сегодня занятие по математике. Тема нашего занятия «Число и цифра десять, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку».
Игра «Отгадай загадку»
Внимательно слушайте, я вам буду загадать загадку, а вы постарайтесь отгадывать загадку: «Он кижи аъткарган, беш кижи дужурген – Десять человек на коня верхом посадили, пять человек сняли» - одевание, снимание шапки.
- Кто знает? Кто как думает?
- В чем где содержание? Баажызы чудел?
- В утвари – «эдилелде».
- Еще раз внимательно слушайте (повторно, неторопливо, эмоционально загадывать загадку)
- Борту кедирери, уштуру – «одевание, снимание шапки»
- Молодцы! Правильно отгадали загадку. (спросить у детей толкование решения, ход рассуждений)
Чтение стихотворения про число десять:
«О» деп ужук мурнун орта Сан дорт узун илбек баштыг, Чараш бирээ туруптарга, Он деп сан оон унуп келир. | Я нашел в дупле у белки Девять штук орешков мелких. Вот еще один лежит, Мхом заботливо укрыт. Ну и белка, вот хозяйка! Все орешки посчитай-ка! |
Вопросы и задание.
Сколько орешков в дупле у белки? (10)
Как получилось число десять? ( к девяти прибавили один, получилось десять)
Запишите условие загадки: 9 + 1.
3. Знакомство с цифрой 10.
Прочитать детям стихотворение И.Блюмкина:
Ничего нет проще
Число десять написать,
Нужно только к единице
Справа ноль пририсовать
4. Задания
5. Физкульминутка со стульчиками.
Стуля стоят по кругу, дети сидят на них. Движения по тексту стихотворения.
Один-два - все вставайте,
Три-четыре - приседайте,
Пять-шесть – повернись,
Семь-восемь – улыбнись,
Девять-десять - не зевайте,
Свое место занимайте.
6. Трапеции из счетных палочек.
Давайте вспомним, какие геометрические фигуры мы умеем вкладывать из счетных палочек? (треугольник, квадрат, прямоугольник)
- Правильно, молодцы! Сегодня познакомимся с новой фигурой – трапецией. Покажу ее изображение. На что похожа? (на крышу дома, на лодку).
- А теперь с помощью счетных палочек выложите трапецию.
- Молодцы! Теперь будем нарисовать, трапецию как показано на рисунке до конца строчки.
7. Игра «Остроумная беседа»
- Бир деп чул? - Бир корген чувезин уттур бе? | - Что такое один? - Забудешь ли однажды увиденное? |
- Ийи деп чул? - Ийи холдап тутканын салыр бе? | - Что такое два? - Отпустишь ли схваченное двумя руками? |
- Уш деп чул? - Уш даванын киженнеткен аът уш балык база ажып шыдавас бе? | - Что такое три? - Разве стреноженный конь не преодолеет три перевала? |
- Дорт деп чул? - Дорт ыяшты эптеп тургаш, эзер чазап албас бе? | - Что такое четыре? - Из четырех обрубков дерева разве не сделаешь седло? |
- Беш деп чул? - Беш салаазы биле чуну-даа кылоып албас бе? | - Что такое пять? - Разве не все сделаешь пятью пальцами? |
- Алды деп чул? - Алды чузун малдыг кижи кара шай ижер эвес! | - Что такое шесть? - С шестимастным скотом человек черный чай не пьет? |
- Чеди деп чул? - Чеди-Хаан эжик бажынга чорда дан база атпас бе? | - Что такое семь?ъ - Не наступит ли утро, когда Большая Медведица над порогом юрты покажется? |
- Сес деп чул? - Сес он чечек черден база унмес бе? | - Что такое восемь? - Разве не смогут вырасти на земле восемь различных цветов? |
- Тос деп чул? Тос оолдуг кижи тодуг-догаа чорбас бе? | - Что такое девять? - Разве будет голоден человек с девятью сыновями? |
- Он деп чул ? - Он кыстыг кижи орбак самдар чоруур бе? | - Что такое десять? - Разве не будет одет – обут человек с десятью дочерьми? |
8. Итог занятия:
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
- Что нового вы узнали?
- А что не понравилось?
- Отметить тех, у кого очень хорошо все получается.