«Число и цифра 4» Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели: Познакомить с образованием числа четыре и цифрой 4
Задачи:
Учить соотносить цифры с числом предметов,
Определять их место при счёте;
Соотносить схемы с записями;
УУД. Личностные:
Проявляют основы самоорганизации – организации исследовательского пространства ученика
Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
Выражать положительное отношение к процессу познания:
Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику(соучастнику) деятельности.
Коммуникативные:
Уметь рассуждать и анализировать условие задания, учиться работать в паре
Познавательные:
Стремиться к решению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Оборудование: СД электронное приложение к учебнику М.И Моро, С.И Волкова, С.В. Степанова “Математика 1 класс”, ФГОС, “Школа России”.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
2. Актуализация знаний
Логическая разминка.
– Ребята на прошлом уроке мы с вами учились разгадывать загадки .
Загадки:
Пестрый листочек
Присел на цветочек,
Посидел-посидел
И вдаль полетел…(Бабочка)
– Как вы догадались? Сколько у бабочки крыльев? Как они расположены?
2) Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет. (Времена года)
– Назовите их.
3) Два мяча у Ани
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. Малыш!
Сколько их? Сообразишь? (4)
– Как вы узнали? Где еще можно встретить число 4?
(У стола и стула по 4 ножки, у машины 4 колеса, на циферблате 4 часа, …)
У стола 4 ножки,
И у шкафа, и у кошки, –
Нам четверочка сказала,
Целый день она считала.
Молодцы!
3. Выявление места и причины затруднения
- Кто догадался, какая тема урока?
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Познакомимся с новым числом 4, узнаем как оно получается, научимся писать цифру 4.
– Посмотрите на натуральный ряд чисел.
* Назовите соседей числа 4. (3 и 5)
* Назовите числа, которые меньше ,чем число 4.
* Назовите числа, которые больше, чем число 4.
* Сосчитай от 3 до 8.
- Давайте мы с вами теперь составим числовые записи.
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
– Составьте с помощью математических карточек числовые выражения к стихотворению:
Как получили число 4?
Четыре зайца шли из школы.
Вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва.
А сколько не успело?
Физкультминутка
Потянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.
Один, два, три, четыре, пять- топаем ногами.
Один, два, три, четыре, пять- хлопаем руками.
6. Реализация построенного проекта.
- Для обозначения числа 4 мы будем использовать специальный знак- цифру4.
Рис. 1. Цифра 4.
- На что похожа цифра 4?
- Рассмотрим цифру 4 . Она состоит из трех элементов- палочек.
Рис. 2. Образец письма цифры 4.
- Посмотрите, как пишется цифра 4.Начинаем писать верхнюю палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к середине, затем ведут палочку вправо и чуть- чуть не доводят ее до правой стороны клетки. Пишут длинную палочку, начиная с середины правой стороны клетки, и до нижней стороны клетки.
- Давайте под счет в воздухе напишем цифру 4. И – раз- два- три! ( учитель показывает, стоя спиной к детям, пишет цифру в воздухе под счет).
- Разомнем пальчики ( пальчиковая гимнастика)
- Напишем цифру 4 в рабочих тетрадях. Считай про себя и пишите через клетку цифры 4. Допиши цифры до конца строки, соблюдая закономерность.
7. Физкультминутка
Бабочка порхает
Нежно над цветком,
Кружится, летает.
Я бегу с сачком.
Вот она присела
Тихо на листок.
Я поймать хотела-
Дунул ветерок
И несет по ветру
Бабочку мою.
Я с сачком за нею
По траве бегу.
8. Работа по учебнику с. 30
* Откройте учебник на с. 30
– Найдите картинки.
– О чем можно сказать один? Два? Три? Четыре?
* Сколько получится, если к 3+1?
– Сколько машин было в гараже? (4)
– Все ли машины исправны?
– Составь рассказ.
(В гараже 4 машины. Одна сломанная.)
– Прочитай выражение , которое подходит к этому рассказу. Какой выбрали математический знак “+” или “–”
(Было 3 машины, починили еще 1)
* Рассмотрите монеты на полях.
– Как можно набрать 4 рубля, если есть мотеты только достоинством: 1 руб., 1 руб.,2 руб., 2 руб.
9.Самостоятельная работа
– Выбери для каждого рисунка свою запись и соедини рисунок и математическую запись.
Самопроверка
– Обменяйтесь тетрадками и проверьте записи.
10.Рефлексия учебной деятельности
– Что нового вы узнали?
– Что было трудно?