Тема: Число и цифра 8.
Задачи:
образовательные:
- сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать
до восьми, соотносить цифру 8 с количеством;
- упражнять умение различать цифру 8 среди других цифр;
- закрепить понятия «больше», «меньше», «поровну»;
- закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.
развивающие:
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение;
- развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию,
воображение, творческие способности, мелкую моторику.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе, прививать интерес к занятиям математикой.
Возраст детей: 5-6 лет
Оборудование:
наглядный материал – жаворонки (картинки 8 шт.), круги- 8 шт.
раздаточный – карточка с двумя полосками, 8 треугольников, 8 кругов, фломастеры, листы с индивидуальными заданиями, карточки с цифрой 8.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Приветствие.
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты и здравствуй, Я!
Мотивация.
- Ребята, какое сейчас время года? (Весна)
- Какие признаки весны вы знаете? Что происходит в природе весной?
- Давайте подойдем к окну и еще раз посмотрим, какая же погода сегодня у нас? (снова выпал снег, небольшая метель)
- Почему так случилось: ещё 3 дня назад было тепло, ярко светило солнышко, начала пробивать зеленая травка, а сегодня идет снег?
- Правильно, ребята, вернулась зима. Я думаю, это случилось потому, что мы не позвали весну, не позвали птиц. Ведь именно птицы приносят весну на своих крыльях.
- Ребята, хотите вернуть весну?
- Тогда давайте позовем жаворонков, ведь именно они прилетают к нам первыми и приносят на крыльях весну. Закройте глаза и повторяйте за мной:
1. Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам!
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
3. Основная часть.
- Ребята, откройте глаза, посмотрите на доску. Как вы думаете, кто это?
-Правильно, это жаворонки. Что вы знаете о жаворонках? На кого они похожи? (размером чуть больше воробья)
- Сколько жаворонков к нам прилетело? (7)
- Возьмите карточку с двумя полосками. Положите на верхнюю полоску столько треугольников, сколько птичек к нам прилетело?
- Сколько треугольников вы положили?
- Ребята, жаворонки после трудной дороги устали и проголодались. Давайте их покормим. Как вы думаете, чем можно угостить птичек?
- Сначала поставим тарелочки для угощения. Сколько нужно взять тарелочек, чтобы положить угощение каждой птичке? (правильно, 7)
- Отсчитайте столько кружочков, сколько птичек.
- Положите под треугольниками на нижней полоске кружочки.
- Что можно сказать о количестве треугольников и кругов? (их поровну, 7=7).
- Услышав про угощение прилетел еще 1 жаворонок. Он сидел на пенечке и распевал песенки, поэтому и задержался.
- Сколько стало птичек? (8)
- Как получилось 8 птичек. (к 7 прибавили 1)
- Добавьте на верхнюю полоску 1 треугольник. Сколько треугольников стало? Как получилось 8 треугольников?
- Всем ли птичкам есть тарелочки для угощения? (нет, одной не хватает) Почему? (птичек 8, тарелочек 7)
-Посмотрите, поровну ли треугольников и кругов? Чего больше? Чего меньше? На сколько?
- Как сделать, чтобы стало поровну? (добавляем одну тарелочку-круг)
- Что сейчас можно сказать о количестве птиц и тарелочек, треугольников и кругов? (их поровну)
- Как получается число восемь? (К семи добавляется один, и получается восемь.)
- Молодцы, для того чтобы получить 8, надо к 7 добавить 1. При счете после семи идет восемь.
- Давайте раздадим угощение. Положите на каждый круг-тарелочку по 8 зернышек (дети отсчитывают или можно нарисовать).
Подвижная игра «Жаворонки»
- Ребята, представьте, что вы птички-жаворонки, сидите в своих гнездах.
Утром жаворонки просыпаются - потягиваются, расправляют крылья, чистят клювы, выпрыгивают из гнезда и летят.
По сигналу «полетели» звучит музыка и «жаворонки» свободно летают по комнате. Как только музыка прекращается, звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места.
- Жаворонки хотят послать сообщение своим друзьям другим птицам в теплые края и рассказать, как вы их угощали и сколько зернышек дали.
Выберите на столе карточку, которую надо послать птичкам для
того, чтобы они узнали, что жаворонки получили по 8 зерен.
(Дети подходят к отдельному столу, на котором находятся карточки цифрами от 1 до 8, причем карточек с цифрой 8 столько же, сколько детей).
Какие цифры вы знаете? (1-7)
Какая цифра новая, незнакомая? (дети показывают)
Это цифра 8: цифра 8 пишется в том случае, когда
имеются восемь предметов.
(Каждый ребенок выбирает карточку с цифрой 8.)
- Посмотрите на картинку. Какие предметы напоминают вам цифру 8?
- Давайте выучим стихотворение про цифру 8:
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
(С. Маршак)
(повторить с детьми 3-4 раза)
- Проведите пальчиком по цифре 8, начинайте с красной точки вверху, потом ведите по красным стрелочкам вниз, а затем поднимайтесь вверх по зелёным. (дети проводит пальчиком по цифре 3-4 раза)
- Цифра 8 любит играть в прятки. Рассмотрите рисунки и найдите, где спряталась цифра 8? Раскрасьте ее. ( работа на листах с заданиями)
- Дорисуйте картинку, соединив красные точки по порядку от1 до 8, а зеленые от 8 до 1.
Итог занятия.
- Что интересного мы сегодня делали на занятии?
- С какой цифрой мы познакомились?
- Кто нам помог познакомиться с цифрой 8?
- Давайте поблагодарим жаворонков за то, что принесли весну и помогали нам сегодня на занятии. Спасибо, жаворонки и до свидания.