4 класс
тема: «Числовые и буквенные выражения».
Цели и задачи:
Учебные:
1) учить читать и записывать числовые и буквенные выражения;
2) формировать умение составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи;
3) формировать умение находить значение буквенного выражения;
4)воспринимать информацию на слух и понимать математическую терминологию;
5)применять изученный материал при выполнении разнообразных видов заданий;
6)наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный материал;
7)объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;
8)закреплять и повторять ранее пройденный материал.
Развивающие:
- развивать у уч-ся умение работать в группе и индивидуально;
- прививать интерес к математике и математическим наукам;
- развивать культуру вычисления;
- развивать память, логическое мышление, математически и литературно грамотную речь (устную и письменную).
Воспитательные:
- развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность;
- воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение
помогать товарищам.
Тип урока: урок – практикум (отработка и проверка знаний: определения, умение читать и записывать числовые и буквенные выражения, составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи, находить значение числовых и буквенных выражений, развитие связной речи).
Мотивация учащихся
Этапы формирования мотивации:
Этап вызывания исходной мотивации. С помощью яркой и эмоциональной вводной беседы учитель усиливает мотивы ориентации учеников на предстоящую работу, усиливает непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Используются чередования разных форм и видов деятельности (индивидуальной и фронтальной, устной и письменной, легкой и трудной и т.п.).
Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение.
Формы работы: задания подобраны так, чтобы работа на уроке имела:
- отработку понимания на слух математической речи;
-взаимопроверка, самостоятельная проверка учащимися своих работ;
- работа группами по 2 человека, по 4 человека.
Виды учебной деятельности:
-слушание (понимание на слух научной речи);
-индивидуальная работа, работа в парах, в группе;
-практические задания;
-говорение;
-мыслительный анализ;
-самопроверка;
-взаимопроверка.
К концу урока учащиеся должны:
- уметь читать и записывать числовые и буквенные выражения;
-уметь составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи;
-уметь находить значение буквенного выражения.
Основные компоненты урока:
Организационный — организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
Целевой — постановка целей перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Коммуникативный — уровень общения учителя с классом.
Содержательный — подбор материала для закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
Технологический — выбор форм, методов и приемов обучения,
оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного
класса и т.п.
Контрольно - оценочный — использование оценки деятельности
ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
Аналитический — подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности
по организации урока.
Оборудование к уроку:
Тетради, карточки с индивидуальными заданиями; компьютер; демонстрационный проектор, экран; диск с скомпонованным ПО (презентационный материал Power Point и др.); часы.
Ход урока:
1.Организационный момент
Здравствуйте!
Сегодня мы начинаем изучать важную и актуальную тему. Если немного изменить слова великого китайского педагога Конфуция (жил более 2400 лет тому назад) можно сформулировать задачу нашего урока.
То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу и слышу, я немного помню. Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я запоминаю. Когда я передаю знания другим, я учусь.
Давайте сформулируем вместе цель урока. (учащиеся сформулируют вместе цель, учитель дополняет).
Сегодня на уроке присутствуют гости. Но урок у нас самый обычный. Ребята, вы имеете возможность показать свои знания, умения сравнивать, анализировать, логически правильно рассуждать, выражать свои мысли правильно.
Во время урока мы совершим восхождение на лестницу успеха. (На доске вывешивается плакат с изображением лестницы). Нам предстоит шаг за шагом подниматься по ступеням этой лестницы. И только в случае, если мы пройдем по всем ступеням, нас ждет успех. Поднимаясь, мы будем повторять изученный материал, и использовать свои знания при выполнении различных заданий.
Итак, запишите в тетрадях дату.
2. Актуализация знаний
Я предлагаю шагнуть на первую ступеньку «Вспомни» и ответить на вопросы:
-Какие числа мы называем натуральными?
-Что мы знаем о натуральных числах?
-Какое число стоит на первом месте в натуральном ряду?
-Считают ли нуль натуральным числом?
-Как читается переместительный закон сложения?
-Как гласит переместительный закон умножения?
-Сочетательный закон умножения?
-Как читается распределительный закон умножения?
3. Устный счет
Поскольку мы уже умеем складывать, вычитывать, умножать и делить натуральные числа, то мы поднимаясь на вторую ступеньку «Это ты можешь» восстановим цепочку вычислений (устно).
4. Новая тема
Я хочу, чтобы вы более четко осознавали, что ваша оценка за работу на уроке это не просто отметка – это показатель того насколько серьезно вы подходите к порученному делу. В данном случае это подготовка к уроку и работа на уроке.
В жизни нам приходится решать немало сложных задач, и если мы научимся верно, решать математические задачи, то и с задачами в жизни мы также будем справляться. Ведь любая жизненная задача, как и математическая, состоит из определения неизвестных и путей поиска этих неизвестных.
В овощную базу сначала привезли помидоры на 6 машинах по 120 ящиков в каждой, потом еще на 8 машинах по 140 ящиков в каждой. Сколько всего ящиков помидоров привезли на базу?
Решение.
6*120=720 (я)
8*140=1120 (я)
720+1120=1840 (я)
Ответ: 1840 ящиков помидоров (Воспит.момент)
25+12+15 (у-45)- (13+у) 15+ 68
124+(30+18) (67-27)+(84+34) ( 99-р)×4
а+(5+8) (49 +95) –а 345 :15
47-36+х х+у (34+z):12
Посмотрите на примеры. На какие 2 группы можно их разделить?
В одну сторону числовые выражения в другую сторону буквенные выражения.
Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить. (О числовых выражения)
Запишите тему нашего урока: «Числовые выражения».
Запись, в которой используются только числа, знаки арифметических действий и скобки называют числовым выражением
Если в числовом выражении требуется выполнить только сложение и вычитание или только умножение и деление, то эти действия выполняют по порядку слева направо.
Если в числовом выражении есть скобки, то сначала выполняют все действия в скобках, а потом за скобками.
Если в числовом выражении требуется выполнить несколько арифметических действий, то сначала выполняют умножение и деление (слева направо), а затем сложение и вычитание (слева направо).
Если в числовом выражении есть степень с натуральным показателем, то сначала нужно записать ее в виде числа и только после этого приступать к выполнению остальных действий.
Теперь, все что сказано закрепим на примере
Поднимаемся на третью ступень «Дружно все вместе»
Упр 263 (1 ст) (У доски работают 3 ученика)
53*2+44=106+44=150
48:16+13*4=3+52=55
320- (56*2+120:6)=320-(112+20)=188
Дорогие ребята, мы уже преодолели половину пути, но впереди еще много трудностей, поэтому самое время немного отдохнуть и провести физкультминутку.
Физминутка. Игра
Теперь все отдохнули и можно продолжить путь.
Работа в парах.
Упр 264 (1, 2 столбик)
28*2+4= 56+4=60 320-64:8+16= 320-8+16= 312+16=328
100: (4+6)= 100:10=10 100:4+6= 25+6=31
28* (2+4)= 28*6=168 (320-64):8+16=256:8+16=32+16=48
Знания, которые вы получаете в школе – это ваш банк, гарантирующий вам успех и уверенность в будущем. Каждый день вы пополняете счет в этом банке, накапливая знания. И этот урок, я надеюсь, поможет положить на ваш счет приличный вклад.
Шагаем на четвертую ступень «Сами умеем»
Самостоятельная работа упр 265 (а, б, в) (взаимопроверка)
320- (64:8+16)= 296 45+24*5- (59-9)= 115
98-72:9- (35+55):3= 60 270: (303:3-11)+48= 51
26- (53-48) *4-4= 2 48- (31-15)*2-2= 14
66- (65-47):6+3= 66 54: (13-10)*2+36= 72
Кто раньше закончил даю карточки с заданиями
Физминутка для глаз
Работа в группе
Определите порядок действий в числовом выражении:
Группе детей выдаются карточки с заданиями
Последняя ступень нашего восхождения- «Зачем это нужно учить».
Я предлагаю вашему вниманию небольшую презентацию, подготовленную младшими школьниками из другой школы.
Рефлексия
Какая была тема урока сегодня?
– Что нового узнали на уроке?
– Наша цель достигнута?
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
– Как вы можете оценить свою работу?
- Где можно применить новое знание?
- Над чем надо еще поработать?
Подними руку и покажи свое настроение на уроке? (чем выше рука, тем больше положительных эмоций)
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Итог урока
Вот мы и поднялись на верхнюю ступень лестницы успеха.
А теперь давайте запишем домашнее задание
Домашнее задание упр 266 стр 58 выучить определения и правила
Оценивание учащихся
И завершить урок хочется словами Омара Хайяма:
Мне мудрость не чужда была земная,
Разгадка тайн ища, не ведал сна я.
За семьдесят перевалило мне
Что ж я узнал!-
Что ничего не знаю.
Это говорит о том что учиться и познавать новое необходимо всегда. Так давайте же работать над собой, учиться, стремиться к знаниям, чтобы достичь в жизни поставленной цели.
Дорогие ребята, спасибо за урок. А вас дорогие гости, я благодарю за внимание.
ГКОУ РД «Новоцолодинская СОШ Ахвахского района»
Открытый урок по математике
на тему:
«Числовые выражения»
Подготовила: Алибахарчиева С.М
2019 г