СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чита в воспоминаниях декабристов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из мест пребывания декабристов на каторге и поселении стал Забайкальский край. Здесь отбывали наказание 87 из 120 осужденных декабристов. С их именами связаны города Чита, Петровск-Забайкальский, Нерчинск, Сретенск, а также села Акша, Нерчинский Завод, Благодатка, Акатуй, Горный Зерентуй. В Чите отбывали каторгу М.А.Бестужев, Н.А.Бестужев, П.Ф.Выгодовский, Ф.Б.Вольф, И.И.Горбачевский, А.О.Корнилович, М.С.Лунин, Н.М.Муравьёв, А.И.Одоевский, И.Пущин, К.П.Торсон и другие.

Цель работы: изучить  особенности пребывания декабристов в Забайкалье и рассмотреть  влияние, которое оказали участники восстания на жизнь края.

Объектом исследования является пребывание декабристов на территории Забайкалья.

Предметом исследования является влияние декабристов на развитие нашего края.

Считаю, что данная работа актуальна и в наше время, так как материал, содержит много информации о деятельности декабристов в нашем крае и будет интересен для изучения школьниками, а также жителями нашего поселения.

?орода Чита, Петровск-Забайкальский, Нерчинск, Сретенск, а также села Акша, Нерчинский Завод, Благодатка, Акатуй, Горный Зерентуй. В Чите отбывали каторгу М.А.Бестужев, Н.А.Бестужев, П.Ф.Выгодовский, Ф.Б.Вольф, И.И.Горбачевский, А.О.Корнилович, М.С.Лунин, Н.М.Муравьёв, А.И.Одоевский, И.Пущин, К.П.Торсон и другие.

 

Просмотр содержимого документа
«Чита в воспоминаниях декабристов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Захаровская средняя общеобразовательная школа

село Захарово

Красночикойский район







Деятельность декабристов в Забайкалье





Фадеева Марина Дмитриевна

9 класс

Забайкальский край,

Красночикойский район,

село Захарово,

улица Новая, дом17-2

89145216209

Руководитель:

Старчукова Марина Николаевна,

учитель истории МОУ Захаровской СОШ





2016 год





Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Основная часть…………………………………………………………………5

  1. Влияние декабристов на развитие города Читы …………………………5

  2. Влияние декабристов на культурное развитие края………………………8

  3. По историческим местам города Читы……………………………………10

Заключение…………………………………………………………………….12

Список литературы …………………………………………………………...14





















































Введение

Одним из мест пребывания декабристов на каторге и поселении стала Читинская область. Здесь отбывали наказание 87 из 120 осужденных декабристов. С их именами связаны города Чита, Петровск-Забайкальский, Нерчинск, Сретенск, а также села Акша, Нерчинский Завод, Благодатка, Акатуй, Горный Зерентуй. В Чите отбывали каторгу М.А.Бестужев, Н.А.Бестужев, П.Ф.Выгодовский, Ф.Б.Вольф, И.И.Горбачевский, А.О.Корнилович, М.С.Лунин, Н.М.Муравьёв, А.И.Одоевский, И.Пущин, К.П.Торсон и другие.

В то далёкое время Чита была небольшим селом. Посреди поля тянулась одна - единственная улица с несколькими десятками деревянных домов и покосившихся изб. На пригорке стояла небольшая церковь, в стороне – тюрьма, обнесённая высоким частоколом из толстых брёвен1.

Здесь декабристы провели четыре года, «…и эти годы И. И. Пущин назвал «юношеской поэмой». Временно их поместили в старой Читинской тюрьме, а в сентябре 1827 года перевели во вновь отстроенный острог. Он состоял из четырёх помещений для заключённых и комнаты для дежурного офицера. Было в этих четырёх комнатах тесно, шумно, сумбурно и неуютно, а главное - всегда на людях. М. А. Бестужев так вспоминал эти читинские годы: « Я часто думаю, что это был какой-то бестолковый сон, кошмар. Читать или чем бы то ни было заниматься не было никакой возможности, особенно нам с братом и тем, кто провели годину в гробовом безмолвии богоугодных заведений: постоянный грохот цепей, топот снующих взад и вперёд существ, споры, прения, рассказы о заключении, о допросах, обвинения и объяснения – одним словом, кипучий водоворот, клокочущий неумолимо и мечущий брызгами жизни. Да и читать первое время было нечего…»2

С утра среди казематских сторожей и в домиках жён декабристов поднималась суета. На место работы несли книги, газеты, шахматы, завтрак,

складные стулья, самовары. Казённые рабочие везли тачки, носилки, лопаты.

На работу обычно шли те, кому необходимо было повидаться с кем-либо из товарищей, заключённых в других казематах. Офицер обычно шёл впереди, а по сторонам и сзади шли солдаты с ружьями. К декабристам они обращались «господа». «…М. А. Бестужев писал: «Каземат нас соединил вместе, дал нам опору друг в друге … дал нам охоту жить, дал нам политическое существование за пределами политической смерти.»3

В августе 1830 года всех декабристов направили во вновь выстроенную тюрьму в Петровском Заводе.

Цель работы: изучить особенности пребывания декабристов в Забайкалье и рассмотреть влияние, которое оказали участники восстания на жизнь края.

Объектом исследования является пребывание декабристов на территории Забайкалья.

Предметом исследования является влияние декабристов на развитие нашего края.

Считаю, что данная работа актуальна и в наше время, так как материал, содержит много информации о деятельности декабристов в нашем крае и будет интересен для изучения школьниками, а также жителями нашего поселения.




1.Влияние декабристов на развитие города Читы

События 14 декабря 1825 года, всколыхнув всю Россию, эхом отозвались и в далёкой Чите. За короткое время мало кому известное ранее селение приобрело не только всероссийскую, но и европейскую известность. Читу избрали местом поселения декабристов. Чита к тому времени уже утратила название острога и во всех документах именовалась Читинским селением или почтовой станцией, которая насчитывала 26 домов и около 300 жителей.

В 1827 году Чита стала местом отбывания каторжных работ декабристами. Первая партия их в количестве 30 человек прибыла сюда летом 1827 года и была размещена вначале в двух крестьянских домах, наскоро обнесённых частоколом.

Сразу же началась постройка нового острога, которая была закончена к осени 1827 года. Всего в Читу было привезено 82 декабриста. Среди них были: И. И. Пущин – ближайший друг великого русского поэта А. С. Пушкина; поэт А. И. Одоевский, написавший от имени декабристов ответ на известное послание Пушкина; П. И. Фаленберг, составивший в 1828 г. первый план Читы; Н. А. Бестужев – талантливейший художник, писатель и изобретатель – механик; А. О. Корнилович – историк, редактор журнала «Русская старина»; М. С. Лунин, о котором впоследствии Герцен писал, что это «один из тончайших и деликатнейших русских умов», и многие другие образованные и талантливые люди.4

С прибытием декабристов, население Читы сильно увеличилось: при них был конвой – рота солдат и полусотня казаков вис офицерами, приехали жёны декабристов, появились торговые люди. Чита стала строиться - возникло много новых домов.

Пребывание декабристов оказало большое влияние как на экономическое развитие Читы и Забайкалья, так и на поднятие культуры среди населения. Окрестное население стало приезжать в Читу даже издалека, привозя для продажи продукты сельского хозяйства. «…Начало улучшаться скотоводство, птицеводство, огородничество. Появились и побочные заработки: заготовка дров, перевозка грузов для купцов. Дети читинцев собирали грибы-шампиньоны для продажи декабристам, их жёнам и офицерам воинских частей»5.

Декабристы и сами имели в Чите огороды, обучали читинцев, как лучше выращивать овощи, вводили новые культуры. «В Чите, - пишет в «Записках» декабрист А. Е. Розен, - сажали и сеяли только капусту и лук. Товарищ наш, Поджио, первый вырастил в огороде нашего острога огурцы на простых грядках, арбузы, дыни, цветную капусту и кольраби в парниках. Жители с тех пор с удовольствием стали сажать огурцы и употреблять их в пищу»6. Многие из декабристов в своих воспоминаниях и записках говорят о солнечной Чите, благодатной почве и великолепных урожаях овощей.

Декабристы получали большое количество газет, журналов и книг; одних только периодических изданий им приходило 22 названия; часть этой литературы прочитывалась и населением.

Развитию Читы как города во многом способствовал декабрист Дмитрий Завалишин. После амнистии в 1839 году он остался в Чите на поселении и развернул просветительскую деятельность. «…Его стараниями были открыты школы для детей "всякого звания и сословия". На собственные средства он снабдил школы учебными пособиями, сам работал учителем. Местным жителям он передавал опыт по обработке земли, отбору семян, выращиванию неизвестных в Сибири культур»7.

Читинцы научились у декабристов многим ремёслам, так как в тюрьме были устроены разные мастерские, в которых обучались и дети местного населения. Многие из декабристов изучили разнообразные ремесла: столярное, токарное, переплетное, портняжное и сапожное. «Некоторые, например, Николай Бестужев и Торсон, занимались механикой, хотя обладали только самыми первобытными инструментами. Н.Бестужев, бывший моряк занимался упрощением хронометров, а затем занялся изготовлением часов, первый экземпляр которых был подарен им жене декабриста Александре Григорьевне Муравьёвой. Его друг Торсон, с помощью таких же несложных инструментов, построил модели жатвенной и молотильной машины»8.

Декабрист Ф. Б. Вольф, врач по профессии, оказывал населению медицинскую помощь, до него в Чите врачей не было. Жена декабриста Муравьёва – Александра Григорьевна построила в Чите небольшую больницу, в которой Вольф и принимал больных. Лечебной помощью пользовались не только читинцы; больные приезжали даже из Нерчинска, Верхнеудинска, Иркутска. Для приезжих в 1828 году была построена первая гостиница (заезжий дом).

Многое сделали декабристы для благоустройства Читы: засыпали овраги, прокладывали дороги, на острове ими был устроен сад-зверинец, где содержались олени, дикие косули и другие животные. Декабристами был посажен хороший сад с аллеями, беседками, гротами и цветниками.

К восьми декабристам в Читу приехали жёны, своими домами они застроили небольшую улицу, названную «Дамской». Позднее была переименована в Аянскую. В конце XIX века, при постройке железной дороги, эта улица линией дороги была разделена на две части – Аянскую и бывшую Камчатскую улицу, носящую теперь имя Столярова. Когда декабристов перевели в Петровский Завод, жёны декабристов, не найдя покупателей на дома, просто бросили их, и только одна Нарышкина сумела продать свой дом за две головы сахара9.

Декабристы в Чите пробыли три года и в августе 1830 г. были переведены в Петровский Завод.

Подводя итог, можно отметить, что именно декабристы внесли огромный, бесценный вклад в становление Читы как города и в развитие нашего края. Происходило обогащение культуры жителей, развивалось образование.


























2. Влияние декабристов на развитие науки и культуры края.

Декабристы оставили яркий след не только в истории русского революционного движения, но и в истории отечественной науки и культуры. Они внесли неоценимый вклад в развитие культуры нашего края. Среди них были талантливые литераторы и историки, экономисты и философы, естествоиспытатели и механики, педагоги и врачи.

«…Ссылка в Сибирь, на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Николай I рассчитывал и на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой духовной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений, высокообразованные люди неизбежно будут обречены на "нравственное онемение и духовную смерть". Этим планам не суждено было осуществиться. Ссыльные революционеры и в Сибири продолжали словом и примером служить делу, которому посвятили всю свою жизнь и самих себя»10.

Главным для декабристов было чтение. Несмотря на всевозможные запреты и ограничения, они настойчиво искали и находили возможность практического использования своих знаний в условиях каторги и поселения.

Декабристы еще в период каторжных работ пытались, насколько это было возможным, заниматься своим образованием. Они серьезно изучали математику, механику, физику, химию, медицину. Лекторами часто выступали Д.И. Завалишин, Н.А Бестужев, Ф.Б. Вольф, П.С. Бобрищев-Пушкин, А.П. Барятинский и другие. Математикой на каторге серьезно занимался А.П. Барятинский, И.Д. Якушкин. Не менее популярной в Читинском и Петровском казематах была химия. Большой популярностью среди заключенных пользовалась «…большая библиотека книг по химии, фармакологии, медицине и биологии, принадлежавшая Ф.Б. Вольфу»11.

Декабристы внесли большой вклад в развитие ботаники и зоологии, к занятию которыми они приступили после прибытия в Сибирь. В Благодатском руднике братья А.И. и П.И. Борисовы вместе с С.Г. Волконским начали составлять гербарии забайкальской флоры и коллекцию насекомых.

Дмитрий Иринархович Завалишин занялся распространением образования и просвещения в Забайкалье. Он хотел, прежде всего, показать личный пример совмещения физического труда с умственным. «…Постоянно занимаясь тяжелым крестьянским трудом, он требовал и от учеников организованной им школы, чтобы они "не покидали летнее вакационное время сельских работ, помогая родителям, и чтоб приносили от них свидетельства, что в работе по силам их, были прилежны и занимались работой обстоятельно"12.

Создавая свою педагогику, Завалишин исходил из того, "насколько каждый по обстоятельствам мог и способен чему-либо учиться". Одних он подготавливал к поступлению в семинарию и обучал классическим языкам и математике, других (детей купцов) - английскому языку, третьих (детей бедных чиновников, мещан, казаков и крестьян) - чтению, письму и арифметике. Таким образом, Завалишин одним из первых на практике соединил общеобразовательное обучение с производственным, что явилось для того времени достижением педагогической мысли. Но Дмитрий Иринархович мечтал о более широком распространении образования среди народа. В начале 50-х годов, воспользовавшись своим возросшим влиянием на управление краем, он добился открытия казачьей и крестьянской школ в Чите и в нескольких деревнях Читинского округа. В 1860 году общественностью Читы был уже поставлен вопрос об открытии гимназии на средства, собранные у населения края путем добровольных пожертвований.

Педагогическая деятельность Завалишина имела огромное значение. Несмотря на то, что его школу окончило небольшое количество учеников, большинство местных жителей стремились к получению знаний, развитию культуры. Позднее, с преобразованием Читы в областной город, был открыт клуб "Общественное собрание", при котором Дмитрий Иринархович устроил библиотеку, получавшую все периодические издания

Находясь в ссылке и на поселении, они вписали славную страницу в историю Сибири. Живой и глубокий интерес многих из них к природе, территории, к особенностям культуры и быта населения позволил нам иметь сведения, безвозвратно утерянные. Они хорошо видели перспективы освоения и развития Сибири и активно содействовали этому освоению. Ей декабристы предвещали великое будущее. «Сама природа, - писал А. Бестужев, - указала Сибири средство существования и ключи промышленные. Схороня в горах её множество металлов и цветных камней, дав ей обилие вод и лесов, она явно даёт знать, что Сибирь должна быть страной фабрик и заводов»13.

3.По историческим местам города Читы

В настоящее время остались памятные места пребывания декабристов в Чите.

В самой старой части Читы находится Михайло-Архангельская церковь - уникальный памятник русского зодчества XVIII в. Это единственная сохранившаяся на территории Восточной Сибири двухпрестольная деревянная церковь, освещенная во имя св. Николая Чудотворца и Архангела Михаила. Архитектурный облик храма с незначительными изменениями сохранился до наших дней. Почерневшие от времени толстые бревенчатые стены церкви помнят многое. Жители Читы называют ее Церковью декабристов.  Церковь получила название «Декабристской» потому, что вблизи неё была тюрьма декабристов, недалеко жили и жёны декабристов. Декабристы посещали эту церковь, помогали деньгами в ремонте её, а декабристы-художники, например, Андриевич, писали для неё иконы.14

С южной стороны церкви находится могила дочери С. Г. Волконского – Сони, родившейся и умершей в августе 1830 года, вторая могила – жены декабриста Завалишина, Апполинарии Семёновны. Плита с могилы Сони Волконской находится в Читинском областном музее.

  В 1985 г. в Михайло-Архангельской церкви открылся Музей декабристов. Документы, книги, предметы быта, личные вещи, представленные в музее, знакомят посетителей с пребыванием декабристов на каторге и поселении в Сибири. Музей расположен в здании бывшей Градочитинской Михайло-Архангельской церкви. Идея использовать здание церкви под музей декабристов появилась ещё в 1925 году. Она вновь поднималась в 1960-х годах. Реализовалась она только в 1971 году, когда здание в заброшенном виде было передано краеведческому музею для открытия филиала. После затяжной ремонта и реставрации здания, длившейся 14 лет, музей открылся. Его открытие приурочено к 160-летнему юбилею восстания декабристов. В 1985 году музей был торжественно открыт. Музей декабристов является филиалом Забайкальского краевого краеведческого музея15.







Заключение.

Пребывание декабристов — представителей наиболее про­свещенных людей эпохи — способствовало развитию края. Они внесли большой вклад в его изучение, в просвещение, здравоохранение и другие сферы жизни. Только по восше­ствии на престол нового императора Александра II декабри­стам была объявлена амнистия, но вернулись живыми очень немногие.

Декабристы являлись живыми образцами и носителями подлинной культуры, и это поднимало их в глазах тех, кто с ними общался. Все чувствовали себя с ними легко и просто. Пример декабристов, не пренебрегавших никаким трудом, действовал на окружающих облагораживающе. Они подавали населению примеры рациональной хозяйственной практической деятельности, были лучшими наблюдателями и знатоками края, не тяготились никакими занятиями, обучали взрослых и детей чиновников и крестьян математике, физике, химии, механике, иностранным языкам.

Декабристы явились исследователями быта, нравов, языка, преданий, религии, песен населяющих Сибирь народов, они изучали её климат, её природу, её растительный и животный мир: они вводили усовершенствования на её заводах и полях: они стали учителями, лекарями, просветителями её населения.

Но многое, созданное декабристами в Сибири, истреблено ими в ожидании обыска, затеряно почтовыми чиновниками, уничтожено рукою жандармов, и всё же научная, исследовательская работа декабристов не погибла – «…одинокие ручейки мало-помалу одолевали препятствия и неслышно вливались в могучую реку великой русской культуры»16.

Вся деятельность декабристов была посвящена будущим социально – экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи.

Знакомясь с материалами, читая различные статьи не перестаешь восхищаться этими людьми. Некогда богатые и знаменитые, они были заброшены в далекий суровый край, где не только не сломались, и находили силы к жизни, но и передавали свои знания, свой опыт местному населению. Особое восхищение у меня вызывают жены декабристов, которые не побоялись бросить все и приехали вслед за своими мужьями. Вместе с ними переживали холода и еще многие трудности новой жизни.

Планирую следующую работу посвятить женам декабристов, их жизни в далекой Сибири, оценить их поступок. Ведь, наверное многие задумываются, а смог бы я бросить спокойную, комфортную жизнь и переселиться в новые места, в неизвестность. Наверное у большинства ответ будет отрицательным.



























Список используемой литературы

  1. Балабанов В. Ф. Строкой и памятью отмечено… - Чита: Экспресс-издательство, 2007. – 316 с.

  2. Декабристы в Сибири. http://www.bibliofond.ru/view

  3. Забайкалье в XIX веке: Учебная книга для учащихся средних общеобразовательных школ. – Чита: 2004.- 178 с., илл.

  4. Записки княгини Волконской. – Читинское книжное издательство: Чита, 1991. – 86 с.

  5. Наш край. Краеведческий сборник. – «Читинское книжное издательство», Чита, 1954г

  6. Сибирь и декабристы. Вып.2. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981. – 224 с.

  7. Трухина В. С., Попков И. С. Читинский острог: Повесть-хроника. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985. – 384 с.

  8. Чита. Город во времен/ Сост. и ред. И. Г. Куренная. – Чита: Издательская мастерская «Стиль», 2001. – 360 с.

  9. Чита . Музей декабристов. http://www.geocaching.su

  10. Энциклопедия Забайкалья: Чита / гл. ред. К. К. Ильковский, А. Д. Михалёв. – Новосибирск: Наука, 2014. – 648 с.





































1 Наш край. Краеведческий сборник. – «Читинское книжное издательство», Чита, 1954г.



2 Сибирь и декабристы. Вып.2. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981. – 224 с.



3 Сибирь и декабристы. Вып.2. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981. – 224 с.



4 Чита. Город во времени / Сост. и ред. И. Г. Куренная. – Чита: Издательская мастерская «Стиль», 2001. – 360 с.



5 Записки княгини Волконской. – Читинское книжное издательство: Чита, 1991. – 86 с.



6 Декабристы в Сибири. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=447899



7 Декабристы в Сибири. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=447899

8 Трухина В. С., Попков И. С. Читинский острог: Повесть-хроника. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985. – 384 с.



9 Наш край. Краеведческий сборник. – «Читинское книжное издательство», Чита, 1954г.



10 Декабристы в Сибири http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=447899



11 Декабристы в Сибири http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=447899



12 Декабристы в Сибири http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=447899

13 Балабанов В. Ф. Строкой и памятью отмечено… - Чита: Экспресс-издательство, 2007. – 316 с.



14 Энциклопедия Забайкалья: Чита / гл. ред. К. К. Ильковский, А. Д. Михалёв. – Новосибирск: Наука, 2014. – 648 с.



15 Чита . Музей декабристов. http://www.geocaching.su



16 Забайкалье в XIX веке: Учебная книга для учащихся средних общеобразовательных школ. – Чита: 2004.- 178 с., илл.

9