«ЧИТАЕМ ДОСТОЕВСКОГО В ХХІ ВЕКЕ»
Федор Михайлович Достоевский
(1821-1881)
Виртуальная книжная выставка
Читайте Достоевского, любите Достоевского, - если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте... по возможности только его.
Анненский И. Ф. (1855-1909), поэт, драматург, переводчик, критик
В 2021 году отмечается 200-летний юбилей великого русского писателя, философа и мыслителя Федора Михайловича Достоевского (30 октября (11 ноября) 1821 - 29 января (9 февраля) 1881 г.).
По данным ЮНЕСКО Ф. М. Достоевский сегодня - один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное наследие анализируется литературоведами, изучается в учебных заведениях, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы. В то же время, ни об одном из классиков литературы не высказано столько противоречивых суждений. А. Эйнштейн, Ф. Ницше, Ф. Кафка, З. Фрейд, Т. Драйзер, Ф. С. Фицджеральд, С. Цвейг зачитывались книгами Ф. М. Достоевского и давали им восторженные оценки.
И. Бунин, М. Горький, В. Набоков, напротив, о сущности творчества мастера отзывались неоднозначно. Тем не менее, интерес к писателю не иссякает многие годы - как в России, так и за рубежом: более полувека - с начала 70-х годов ХХ века - действует Международное общество Ф. М. Достоевского, объединяющее исследователей жизни и творческого наследия знаменитого писателя, публициста, философа. Такое пристальное внимание к русскому писателю объясняется его мощным влиянием не только на течение мирового литературного процесса, но и развитие философской мысли в целом.
Ф. М. Достоевский обозначил главные нравственные проблемы общества, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества. Писатель показывает способность «маленьких людей» чувствовать, мыслить, говорить, раскрывает тему человеческого самосознания и достоинства. Наиболее выдающимися произведениями, в которых нашли глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды писателя и мыслителя, считаются его поздние романы «великого пятикнижия» - «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1866), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880). В них предметом познания автора становится внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаённые уголки человеческой души и подсознания.
Читая Достоевского в XXI веке, мы не просто приобщаемся к ценностям мировой литературы, его произведения помогают лучше увидеть прошлое страны, понять её народ, постигнуть все разнообразие отношений между людьми, стать чище душой, приблизиться к видению мира глазами великого писателя. Ф. М. Достоевский поднимал серьезные социальные и общественные проблемы, которые и сейчас имеют большое значение. Поэтому произведения Ф. М. Достоевского остаются актуальными для современного общества, возведены в ранг литературных шедевров и изучаются из поколения в поколение. Классик русской литературы остается одним из самых читаемых во всем мире: современный читатель продолжает открывать для себя все новые грани его гения.
Известный литературовед, критик, специалист в области творчества писателя Людмила Сараскина утверждает, что «без него [Достоевского] жить нельзя - если ты хочешь прикоснуться к тайнам бытия, понять, что происходит с тобой и с миром. Человек, который прошёл “школу” Достоевского, прошёл сквозь его романы, - абсолютно вооружен, он понимает про эту жизнь очень многое». Следовательно, необходимо раскрывать широкой читательской аудитории художественный мир писателя. Это особенно важно в год 200-летнего юбилея Ф. М. Достоевского, когда по всей стране пройдёт множество событий, приуроченных к знаменательной дате.
Нравственные искания Федора Достоевского /биография писателя/
«Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности».
Ф. М. Достоевский
Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по ст. ст.) 1821 г. в Москве, в Мариинской больнице для бедных, где в то время работал хирургом его отец Михаил Андреевич, отличавшийся очень крутым, жестоким нравом. Мать, Мария Федоровна, купеческая дочь, была, напротив, образцом доброты и мягкосердечия; ее религиозное мировоззрение сыграло значительную роль в формировании взглядов будущего писателя.
С 1832 г. Федор и Михаил, его старший брат, обучались дома, с 18341837 гг. они проходили обучение в частном пансионе. Особую роль в жизни писателя сыграл 1837-ой год: в этом году умерла его мать, скончался А. С. Пушкин, один из любимейших писателей детства; в этом же году состоялся переезд Достоевского в Петербург, где в 1838 г. он поступил в Петербургское военно-инженерное училище. Учеба в этом заведении не вдохновляла Достоевского, преподаваемые там дисциплины не соответствовали его природным склонностям, военная муштра и одиночество пагубно влияли на его чувствительную нервную систему. В 1839 г. у него случился первый приступ эпилепсии, которая стала его спутницей на всю жизнь.
Спровоцировала болезнь семейная трагедия: в 1839 г. отец был убит крестьянами.
После окончания в 1843 году училища местом службы молодого Достоевского стала чертежная Петербургской инженерной команды, но уже через год он в чине поручика вышел в отставку, твердо намереваясь посвятить себя литературе. Его первой работой был перевод бальзаковского романа «Евгения Гранде» (1844 г.). Первый же собственный роман, «Бедные люди», появившийся в 1746г., был чрезвычайно высоко оценен рецензентами, в частности, В. Белинским, который говорил, что Достоевского ожидает великое будущее. Писатель стал известным, однако ко второй его книге, «Двойник», отношение оказалась более холодным. Мнительного до болезненности Ф. М. Достоевского это тревожило и обижало; подливало масла в огонь то обстоятельство, что ему приходилось заниматься ради заработка литературной поденщиной.
Отправной точкой для следующего периода биографии стало знакомство с обществом М. В. Петрашевского, участие в кружке Н. А. Спешнева и С. Ф. Дурова. К запрещенной литературе, которую читали на заседаниях, Ф. М. Достоевский относился критически, однако со всеми остальными кружковцами его в апреле 1849 г. на 8 месяцев посадили в Петропавловскую крепость и приговорили к смертной казни, которую отменили в последний момент. В качестве наказания Ф. М. Достоевскому предписывалось отбыть 4 года каторги, после чего служить простым солдатом. Отбыв годы каторги в омской крепости, в январе 1854 г. Ф. М. Достоевский отправляется служить в звании рядового в Семипалатинск. В 1855 г. он был уже офицером. Повышением по службе Ф. М. Достоевский был обязан написанным им верноподданническим стихам в честь вдовы умершего в феврале 1855 г. императора Николая I.
В 1857 г. Ф. М. Достоевскому вернули его дворянское звание и дали разрешение на опубликование произведений. В этом же году состоялось его венчание с М. Д. Исаевой. На фоне внешних событий происходила не менее интенсивная внутренняя работа. Писатель, ищущий в человеке правду, всей душой обратился к религии и выбрал в качестве единственного своего идеала на всю жизнь Иисуса Христа.
В 1859 г. вышедшему по состоянию здоровья в отставку Ф. М. Достоевскому разрешили уехать в Тверь, и уже в 1860 г. новым местом жительства его семьи стал Петербург, но еще на протяжении долгих лет за ним велось негласное наблюдение. В Петербурге Федор Михайлович в качестве автора и редактора работал вместе с братом Михаилом над его журналом «Время», после его закрытия - в журнале «Эпоха». Именно в этих изданиях были опубликованы «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья». Благодаря последнему произведению, изданному в 1864 г. и повлиявшему на развитие философской мысли XX века Ф. М. Достоевского стали считать национальным философом.
1863-1864 годы в биографии Ф. М. Достоевского ознаменованы путешествием за границу. Его страстью были азартные игры, основательно подорвавшие его материальное положение.
В 1864 г. в жизни писателя были сразу две тяжелые потери - смерть жены и брата. В феврале 1865 г. журнал «Эпоха» перестал выпускаться, и из- за этого Ф. М. Достоевский оказался в крайне удручающем положении, сильно нуждался. Эти обстоятельства заставили его заниматься интенсивным литературным трудом на тяжелых для него условиях - и в моральном, и в физическом смысле. Каждый номер в журнале «Русский вестник» должен был выходить с очередными главами «Преступления и наказания» (1866), и одновременно он по договоренности с другим издателем вынужден был трудиться над еще одним романом, в противном случае почти на 10 лет потерял бы права на собственные издания. Друзья порекомендовали ему нанять стенографистку. Так в его жизни появилась Анна Сниткина, благодаря которой в течение месяца издателю был представлен роман «Игрок» (1866). Эта женщина стала его женой, помощницей, устроительницей их совместной жизни.
В 1871 г. писатель распрощался с игрой в рулетку и с головой окунулся в творчество: период биографии с 1872 по 1878 г. (он в это время жил в Старой Руссе) оказался очень плодотворным. В частности, тогда были написаны знаменитые романы «Бесы» (1873), «Подросток» (1875) и др. На протяжении 1873-1874 гг. Ф. М. Достоевский сотрудничал с газетой-журналом «Гражданин» в качестве редактора и параллельно писал для этого издания разножанровые произведения. Так, в 1873 г. было положено начало «Дневнику писателя», который с перерывами он писал до самой смерти. Он стал выразителем религиозных, эстетических, политических воззрений Ф. М. Достоевского и пользовался огромной популярностью. В октябре 1878 г. Ф. М. Достоевский вернулся в Петербург, в 1879-1880 гг. работал над последним романом в своей творческой биографии - «Братья Карамазовы».
В 1879 г. прославленный писатель получил приглашение императора Александра II с целью представления высочайшему семейству. На открытии в Москве памятника А. С. Пушкину 8 июня 1880 г. Ф. М. Достоевский произнес речь, вызвавшую громадный общественный резонанс, ставшую символом его славы, высокого нравственного авторитета. Это выступление оказалось и духовным завещанием литератора, которого воспринимали как наставника, проповедника, потому что через год, 9 февраля (28 января по ст. ст.) Федора Михайловича не стало из-за обострившейся болезни легких. Утром рокового дня Ф. М. Ф. Достоевский сказал жене, что в этот день умрет, и вечером его сердце действительно остановилось. Похоронили его в Александро-Невской лавре, на Тихвинском кладбище, в Санкт-Петербурге.
Понять и осмыслить литературное наследие всемирно известного писателя Ф. М. Достоевского можно только через знакомство с его произведениями.
ЦИТАТЫ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ О Ф. М. ДОСТОЕВСКОМ
«Достоевский не просто сильно повлиял на меня, я получаю огромное удовольствие, перечитывая его, и я по-прежнему перечитываю его примерно каждый год. Его мастерство, проникновение в человеческую душу, способность к состраданию делает его писателем, к которому хотели бы приблизиться многие, если бы могли. Он был одним из тех, кому поистине удалось сказать: “Я был в этом мире”» (Уильям Фолкнер).
«Достоевский за четыре десятилетия литературного труда создал поэтический мир невиданной новизны и смелости, населённый
бесчисленными персонажами, мир, в котором бушуют грандиозные страсти и который не только велик преступными порывами мысли и сердца, раздвигающими границы наших знаний о человеке, но и клокочет вызывающим озорством, фантастическим комизмом и весёлостью духа. Ибо, помимо прочего, этот распятый страстотерпец был и удивительным юмористом»
(Томас Манн).
«Достоевский даёт мне больше, чем любой учёный. Он вызывает у меня этический порыв такой непреодолимой силы, какой возникает от истинного произведения искусства» (Альберт Эйнштейн).
«...абсолютно всё, что нужно знать о жизни, есть в книге “Братья Карамазовы” писателя Достоевского» (Курт Воннегут).
«Достоевский стоит не в ряду самых великих имён мировой литературы, впереди или позади кого-то, а над ними, выше их. Это писатель другого горизонта, где ему нет равных. Были и есть таланты блестящие, яркие, сильные, смелые, мудрые и добрые, но не было и нет (и не будет, на мой взгляд) явления в литературе более глубокого, более центрового, необходимого, более человеконаправленного и вечного, чем Достоевский. Человеческая мысль дошла в нём, кажется, до предела и заглянула в мир запредельный... Похоже, что кто-то остановил руку великого писателя и не дал ему закончить последний роман, встревожившись его огромной провидческой силой. Это было больше того, что позволено человеку; благодаря Достоевскому человек в миру и без того узнал о себе слишком многое, к чему он, судя по всему, не был готов» (Валентин Распутин).
«Моя цель - “Братья Карамазовы”. Написать что-то подобное - вот пик, вершина. “Карамазовых” я прочёл в возрасте 14-15 лет и с тех пор перечитывал четыре раза. Каждый раз это было прекрасно. В моём представлении это идеальное произведение» (Харуки Муруками).
«У Достоевского есть вещи, которым веришь и которым не веришь, но есть и такие правдивые, что, читая их, чувствуешь, как меняешься сам, - слабость и безумие, порок и святость, одержимость азарта становились реальностью, как становились реальностью пейзажи и дороги Тургенева и передвижение войск, театр военных действий, офицеры, солдаты и сражения у Толстого» (Эрнест Хемингуэй).
«Преступлением и наказанием» я был очарован. Я готов был поставить этот роман в один ряд с «Войной и миром». Я предпочитаю Толстого, потому что его искусство и художественный темперамент, характер его мышления и его видения ближе мне самому и моему идеалу. Но оба они равновелики» (Ромен Роллан).
«По роду своей деятельности, принадлежа к художникам романистам и уступая некоторым из них в том или ином отношении, Достоевский имеет перед ними всеми то главное преимущество, что видит не только вокруг себя, но и далеко впереди себя» (Владимир Соловьев).
«Конечно же, Достоевский был неутомимым защитником Добра, то бишь Христианства. Но если вдуматься, не было и у Зла адвоката более изощрённого» (Иосиф Бродский).
«Через всю жизнь свою Достоевский пронёс исключительное чувство Христа, какую-то исступлённую любовь к лику Христа» (Николай Бердяев).
«Благодаря мудрой жестокости жизнь Достоевского становится произведением искусства, его биография - трагедией. И в чудесной символике его художественные произведения повторяют характерные черты его собственной судьбы. Тут есть таинственные совпадения, мистические сцепления, удивительные отражения, которые нельзя ни понять, ни объяснить» (Франц Кафка).
Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников
«Наружность незначительная: немного сутуловат, волосы и борода рыжеваты, лицо худое, с выдавшимися скулами; на правой щеке бородавка. Глаза угрюмые, временами мелькает в них подозрительность и недоверчивость, но большею частью видна какая-то дума и будто печаль» (Е. Н. Опочинин).
«Удивительный то был человек. Утешающий одних и раздражающий других. Все алчущие и жаждущие правды стремились за этой правдой к нему» (Е. А. Штакеншнейдер).
«Что меня всегда поражало в Достоевском, - это его полнейшее в то время [в 1850-е годы] безразличие к картинам природы - они не трогали, не волновали его. Он весь был поглощён изучением человека, со всеми его достоинствами, слабостями и страстями. Всё остальное было для него второстепенным» (А. Е. Врангель).
«Ф. М. Достоевский очень любил музыку, он почти всегда что-нибудь напевал про себя, и это лучше всего обозначало хорошее настроение его духа... Он превыше всего ставил музыку Моцарта и Бетховена, а из русских композиторов очень любил произведения Глинки и Серова» (Н. Фон-Фохт)
ЦИТИРУЕМ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО....
Без великодушных идей человечество жить не может.
Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности.
Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства.
Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее.
Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.
Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, - неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.
Кто легко склонен терять уважение к другим, тот, прежде всего, не уважает себя.
Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.
Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства.
Можно ли любить всех, всех людей... Конечно, нет, и даже неестественно. В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя.
...Но что же мне делать, если я наверное знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело - тем более тут эгоизм. Люби самого себя - вот одно правило, которое я признаю. Жизнь - коммерческая сделка...
Осмыслить и прочувствовать можно и верно, и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека.
Религия есть только формула нравственности.
Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.
Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.
Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.
Фантазия есть природная сила в человеке... Не давая ей утоления, или умертвишь ее, или обратно - дашь ей развиться именно чрезмерно (что вредно).
Человек - целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.
Что такое талант? Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно.
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Я представить не могу положения, чтоб когда-нибудь было нечего делать.
Любовь такое бесценное сокровище, что на неё весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи ещё выкупишь.
Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой.
Перестать читать книги - значит перестать мыслить.
Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.
Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
Если хочешь победить весь мир, победи самого себя.
Во всём есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Душа исцеляется рядом с детьми.
Мир спасёт красота.