МБОУ»СШ №39» г. Смоленска
Учитель Костюченко Любовь Григорьевна
Читая произведения Юрия Яковлева
Ученики всегда ждут с нетерпением уроков по читательской грамотности, потому что можно познакомиться с самыми интересными для них произведениями.
Ведь чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Важной задачей учителя русского языка и литературы является обучить детей чтению и пониманию текста, что способствует развитию воображения, внимания, формированию эстетических чувств, волевых качеств у обучающихся.
Уроки по читательской грамотности предполагают научить каждого ребенка
элементарным навыкам работы с книгой, осознанно читать текст, формируют собственную позицию, оценочное мнение на основе прочитанного.
Формы проведения занятий могут быть разнообразными: беседы, тренинги, игры, состязания, аукционы, конкурсы (фестивали), наблюдения и исследования, мониторинги, ролевые игры.
Очень важно учителю правильно подобрать тот текст, который был бы поучительным и интересным для данной возрастной группы. Такими произведениями являются рассказы и повести Юрия Яковлева.
Ю. Яковлев – один из тех детских писателей, кто искренне интересовался внутренним миром ребенка и подростка. Он говорил ребятам: «Ты думаешь, что… удивительная жизнь где-то далеко-далеко. А она, оказывается, рядом с тобой. В этой жизни много трудного, а порой и несправедливого. И не все люди хороши, и не всегда везет. Но если в твоей груди бьется горячее сердце, оно, как компас, приведет тебя к победе над несправедливостью, оно подскажет тебе, как надо поступать, поможет отыскать в жизни хороших людей. Совершать благородные поступки очень трудно, но каждый такой поступок возвышает тебя в твоих же глазах, и в конечном счете именно из таких поступков складывается новая жизнь».
На уроках по читательской грамотности можно проанализировать рассказы «Багульник», «Цветок хлеба», «Рыцарь Вася», «Вратарь», «Баваклава» и другие.
Так в рассказе «Цветок хлеба» описаны годы Великой Отечественной войны. Время тогда было голодное. Главный герой - мальчик Коля всегда хочет есть. Он питается даже различными дикими растениями и очень любит хлеб. В конце войны мать посеяла сама пшеницу, чтобы из нее получить муку. Когда зернышки созрели, мать убрала их и смолола муку. Бабушка испекла два ароматных коржа ржаного хлеба. Один круглый каравай она отдала Коле, а второй попросила отнести деду, который жил на пасеке. Дед присматривал там за пчелами. Коля, неохотно понес ароматный каравай деду. На пасеке дед взял вкусный гостинец и отнес в шалаш. Коля даже разозлился за то, что дедушка не угостил его кусочком хлеба. Коля стал расспрашивать деда про войну, как он воевал. Но люди не любят вспоминать плохое, он только пожаловался на слабое здоровье. В конце встречи дедушка отдал мальчику узел со своим грязным бельем и попросил отнести его домой для стирки. Коля вернулся домой и отдал узел с бельем бабушке. Когда она развернула узел, то внизу нашла каравай хлеба, завернутый в чистую ткань. Бабушка отдала гостинец деда внуку.
Этот поступок деда заставил задуматься внука. Он решил сохранить хлеб и положил его в сундук деда, где лежали другие интересные вещи, оставшиеся с прошлой войны.
Рассказ учит ценить жизнь, своих близких людей. Ведь Коля понял, как он был не прав, злясь на дедушку, который, сам недоедая, отдавал все лучшее внуку.
Юрий Яковлев очень любил животных, заботился о бездомных собаках. И поэтому многие рассказы учат читателей с ранних лет хранить в сердце доброту и любовь ко всем живым существам - будь то бездомный пёс, носорог из зоопарка или цирковой лев. Главный герой рассказа «Багульник» мальчик по имени Коста принес в класс веточки багульника. Среди ребят он совсем не выделялся, на уроках обычно зевал и почти всегда молчал. «Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами». Одним словом, Коста был загадкой для класса. И однажды учительница Евгения Ивановна, чтобы понять мальчика, решила проследить за ним. Сразу после школы Коста пошел гулять с огненно-рыжим сеттером, хозяином которого был пожилой человек на костылях; потом побежал к дому, где на балконе его ждал брошенный уехавшими хозяевами боксер; затем к больному мальчику и его таксе – «черной головешке на четырех ножках». В конце дня Коста пошел за город, на пляж, где жил одинокий старый пес, верно ждавший своего погибшего хозяина-рыбака. Домой уставший Коста вернулся поздно, а ведь ему еще уроки надо делать! Узнав тайну своего ученика, Евгения Ивановна посмотрела на него по-другому: в ее глазах Коста стал не просто вечно зевающим на уроках мальчишкой, а человеком, помогающим беспомощным животным и больным людям.
В произведениях Ю. Яковлева герои – обыкновенные дети, школьники, внешне ничем не примечательные, очень часто встречающиеся с какими-то трудностями, проблемами, которые удается им преодолеть благодаря богатому внутреннему миру, горячему благородному сердцу. Именно оно приводит героев к победе над несправедливостью, подсказывает, как нужно поступить.
«Мои герои – мои бесценные веточки багульника», – говорил писатель. Багульник – это ничем не примечательный кустарник. Ранней весной он похож на веник голых прутиков. Но если эти веточки поставить в воду, произойдет чудо: они зацветут мелкими светло-лиловыми цветочками, в то время когда за окном еще лежит снег.
Раскрыться, распуститься подобно багульнику маленькому человеку помогают доброта, отзывчивость, чуткость к родным, друзьям и всему живому.
Читая и анализируя произведения Юрия Яковлевича на уроках по читательской грамотности, может быть, кому-то из ребят они помогут разобраться в себе, в своих поступках. «Мои книги, – писал Юрий Яковлевич, – не только мой дом, но и моя душа. Всё, что я пережил, перестрадал сам, – всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах моих героев – мои мысли и чувства. Они сокровенные… Может быть, они помогут тебе в жизни. И на прощанье мне хочется сказать тебе: вспоминай мой дом, моих друзей, а когда тебе станет грустно, постучи в мою дверь».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Смирнова, В. Юрий Яковлев и его рассказы [Текст] / В. Смирнова // Яковлев Ю. Я. Непослушный мальчик Икар. - М„ 1968.-С. 308-317.
2. Фоменко, Л. Н. Юрий Яковлев [Текст] : очерк / Л. Н. Фоменко. - М., 1974.
3. Яковлев, Ю. Немного о себе [Текст] / Ю. Я. Яковлев // Ю. Яковлев. Где начинается небо : избранное. - М., 1982. - С. 3-10.
4. Яковлев, Ю. От автора [Текст] / Ю. Я. Яковлев // Ю. Яковлев. Баваклава : рассказ. - М., 1981. - С. 2.
https://urok.1sept.ru
https://cbspechenga.ru/images/deti/Pamyatki/Уроки_доброты.docx
https://ped-kopilka.ru
https://multiurok.ru