ИНТЕГРИРОВАННЫЙ мастер-класс литература и математика
«ЧИТАЯ ПУШКИНА»
Подготовили:
учитель русского языка и литературы Минаева Ольга Васильевна,
учитель математики Струева Светлана Ивановна.
Слайд № 1 ИНТЕГРИРОВАННЫЙ мастер-класс литература и математика
«ЧИТАЯ ПУШКИНА»
Слайд №2
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
А. С.Пушкин
Цель урока: заинтересовать учащихся, привлечь внимание к стихам поэта, используя различные навыки вычислительной техники, повторить тему «Обыкновенные дроби», воспитывать у учащихся любознательность, чувство национальной гордости и патриотизма.
Учитель литературы:
Слайд №3 Сегодня у нас необычное занятие – интегрированное (объединённое), сочетающее в себе два предмета: математику и литературу, требующее знания двух дисциплин. Мы увидим, как литература и математика связаны между собой, вспомним стихи и сказки А.С.Пушкина.
А. С.Пушкин появился на свет на рубеже XVIII и XIX веков, можно, сказать стал сыном двух столетий. Прежде всего он – наследник эпохи Просвещения. (Какой смысл вкладывается в это слово?) Просвещение… просвещаться – свет, тянуться к свету… (Ученье – свет.) Получать знания.
Учитель математики:
Решение одних проблем порождает другие. Ответы на многие вопросы вам неизвестны. Но пусть это вас не смущает. Разрешить эти вопросы вам поможет математика.
I. РАЗМИНКА
Слайд №4 1.Первый ученик:
Лук царевич опустил;
Смотрит, коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит.
Слайд № 5 Второй ученик: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят.
Учитель математики:
Слайд № 6 Как называется эта сказка? В каком году была написана? Ответить на этот вопрос вам поможет следующий пример: Слайд № 7






:0,4 +0,6 да +70 *30 -299








нет (1831 год).
+100 *25 -525
2. Учитель литературы: Какой знаменитый поэт присутствовал на публичном экзамене словесности в лицее, где Пушкин читал свое стихотворение «Воспоминание в Царском селе».
Третий ученик: «…Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал… Он был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли,» - вспоминал А. С.Пушкин.
Учитель математики: Ответить на вопрос поможет этот пример. Правильному варианту ответа соответствует верное значение выражения.
Слайд № 8 Варианты ответа: (на доске)
1) Ломоносов М. В.
. 2) Державин Г. Р.(
). 3) Лермонтов М. Ю. 
Слайд № 9 плакат:
(Державин Г. Р.)
3. Учитель литературы: Этот лицеист, друг Пушкина начал печатать стихи раньше всех в Лицее. Лицейское прозвище: Тося, Ленивец. Написал он немного, но среди них стихи «Ах ты ночь ли, ноченька…», «Соловей мой, соловей…», которые стали народными песнями.
«Никто на свете не был мне ближе…», «он был лучшим из нас», - писал о нём Пушкин.
Третий ученик: Любовью, дружеством и ленью
Укрытый от забот и бед,
Живи под их надежной сенью;
В уединении ты счастлив: ты поэт.
Учитель математики: Фамилию поэта можно прочитать, решив примеры. Проставьте буквы по соответствующим ответам, соблюдая порядок примеров.
Слайд № 10 1)

3)

; 5)

6)

2)
; 4)
; Слайд № 11 7)
(Дельвиг)
II. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
1. Отгадайте название стихотворения, прослушав его.
Шестой ученик:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья.
Во дни раскаяния, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, -
Храни меня мой талисман.
Учитель лит.: - Кому посвящено это стихотворение? Эта женщина подарила А. С.Пушкину перстень с печаткой. Кто она?
1) М. Н.Раевская 2) Воронцова
(18) (Волконская) (1,8)
3) Н. Н.Гончарова 4) А. П.Керн
(0,18) (2,4)
- Ответить на этот вопрос вам поможет решение пропорции; которая соответствует номеру под которым написана фамилия.
Слайд № 12 2,4 : х = 6 : 4,5
III. Блиц – турнир (литература)
1. Из какого стихотворения эти строки? «Вся комната янтарным блеском озарена» («Зимнее утро»)
2. В каком году А. С.Пушкин окончил лицей? (1817)
3. Кто разделил двухгодичную ссылку поэта в Михайловском? (Арина Родионовна)
4. К какому произведению А. С.Пушкина Г. Свиридов написал этот вальс? Решите устно. («Метель»)
Слайд № 13
| Т | А | М | Ь | Е | Л |
1 |  |  |  |  |  |  |
2 | 36 | 12 | 32 | 24 | 8 | 6 |
3 |  |  |  |  |  |  |
4 | 250 | 20 | 160 | 5 | 10 | 12 |
5 | 48 | 6 | 21 | 15 | 27 | 54 |
6 |  |  |  |  |  |  |
1) Среди дробей
выберите правильную.
2) Длина маршрута 12 км., пройдя
пути, ребята сделали привал. Сколько километров они прошли до привала?
3) Решите уравнение 
4) Найдите 25% от числа 40.
5) Наташа прочитала 18 страниц, что составляет всей книги. Сколько
страниц в книге?
6)Какая дробь наибольшая?
5) Как звали героя повести Пушкина «Станционный смотритель»? (Самсон Вырин)
6) Сколько было богатырей в сказке о царе Салтане? (33 богатыря)
7) Какую плату попросил Балда за три года работы у попа? (3 щелчка)
«С первого щелчка прыгнул он до потолка, со второго щелчка лишился поп языка, а со третьего щелчка вышибло ум у старика».
8) Сколько лет прожили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (30 лет и 3 года)
9). В какую царицу был влюблен царь Дадон, из-за которой погибли два его сына?
Слайд № 14 Варианты ответов:
а) чингизханскую; б) итальянскую в) шамаханскую
Вдруг шатер
Распахнулся… И девица
Шамаханская царица
Вся, сияя как заря,
Тихо встретила царя.
IV. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
1. Ученик: Покинув север, наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
Среди безмолвных переходов
Бродил я там, где бич народов,
Татарин буйный пировал
И после ужаса набега
В роскошной лени утопал.
Еще поныне дышит нега
В пустых покоях и садах;
Играют воды, рдеют розы,
и вьются винограды лозы,
И злато блещет на стенах.
- Как называется это произведение?
Слайд №15 Варианты ответа:
1) «Фонтану Бахчисарайского дворца»;
2) «Бахчисарайский фонтан»
3) «Бахчисарай».
Учитель математики: Корень уравнения соответствует номеру правильного ответа х. Число перед неизвестным в левой части уравнения равно количеству повторений гласной - а в слове Бахчисарай, в свободный член в правой части равен числу согласных в этом слове. Составьте уравнение и решите его. Ответьте на литературный вопрос.
(3х = 6, х = 2).
Учитель литературы: В южной ссылке Пушкин путешествовал с семьей известного генерала, в дочь которого он был влюблен.
Ученик: Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Учитель математики
Варианты ответов:
1) М. Н.Раевская (Волконская) 2) Е. К.Воронцова (150)
3) Н. Н.Гончарова 3) С. С.Киселева (Потоцкая) (450)
Узнать правильный ответ или убедиться в его правильности вы можете, решив следующую задачу:
При изготовлении 9 одинаковых приборов потребовалось 300 грамм серебра. Сколько серебра потребуется для изготовления 6 таких приборов?
(9:6=300:х, х=200)
Учитель литературы: Поэзия Пушкина – высшее выражение общечеловеческих ценностей: любви, дружбы, чести, справедливости, человеческого достоинства.
Ученик: Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Мы с вами прикоснулись к прекрасным поэтическим творениям А.С.Пушкина и помогла нам в этом царица наук – математика.
3