СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Читательская грамотность"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Читательская грамотность"»

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нагорно-Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района Омской области








СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________А. В. Жаркова от 30.06. 2020г.




УТВЕРЖДЕНА

Директор ОУ

Е.А. Гордеев

от 30.06.2020г. № ______



Программа внеурочной деятельности


"Читательская грамотность - ключ к успеху в жизни"

Направление программы: интеллектуальное



Кузнецова Н.В.

учитель высшей категории














С. Нагорное - 2020

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету "Читательская грамотность - ключ к успеху в жизни"

для 7 классов составлена на основе:



- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";


- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;


- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;



- Устава школы;

- Учебного плана по внеурочной деятельности;

– основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом;

– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».

Рабочая программа является локальным нормативным документом и адресована учащимся с разноуровневой подготовкой 7-х классов, продолжающих осваивать курс русского языка и литературы, и предполагает предоставление равных, но разнообразных возможностей освоения программы.

Программой учитывается направленность Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

При составлении рабочей программы учитывались следующие факторы:

- образовательные потребности детей;

- особенности учащихся классов (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);

- состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.


Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста.

Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.

В результате изучения всех без исключения предметов обучающиеся основной школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование читательской деятельности школьников,

- умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты.

Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.

Курс рассчитан на 8 часов, изучается в 7 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по литературному чтению).

Содержание курса включает следующее:

- поиск информации и понимание текста;

- преобразование и интерпретация текста;

- критический анализ и оценка информации.



Срок реализации программы- 8 учебных недель



Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Повышение культурной компетентности

  • Повышение читательской компетентности

  • Изменение отношения к чтению

  • Рост читательской активности

  • Развитие мотивации к чтению

  • Воспитание уважения к книге





2. Планируемые результаты изучения дисциплины «Читательская грамотность - ключ к успеху в жизни»



Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;

  • отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;

  • выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;

  • объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;

  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.



Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик сможет:

  • обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;

  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения

  • Аргументировать свою точку зрения

  • Задавать вопрос

  • Составлять план текста

  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

  • на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).



Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).



Учащийся должен:

-ответить на контрольные вопросы;

- задать вопрос к тексту;

- интерпретировать текст или эпиграф;

- выделить и определить основную идею текста;

- отразить в графической схеме логические и смысловые связи фрагментов текста ;

-составить план, продолжение развития сюжета

-просмотреть текст с целью нахождения информации;

- воспроизвести содержание текста с опорой на план;

- составить алгоритм действий или сводную таблицу;

- продолжить обсуждение прочитанного в парах

- применить знания на практике и др.



Система оценки достижений учащихся 7 классов

Система оценивания знаний учащихся проводится в форме итоговой аттестации



Виды контроля:



Итоговая промежуточная аттестация

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.



Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.

Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.



Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.







3.Содержание программы

І. Поэтический текст.(1ч.)

  1. Вводное занятие. Цели и задачи занятий по внеурочной деятельности. Тема и идея текста.

Поэтический текст как источник информации.

ІІ. Работа с текстом: оценка информации (7ч.)

1.Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

2. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

3. Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).

4. Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

5. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

6. Работа с несплошным текстом информационные листы и объявления, графики и диаграммы.

8. Итоговая промежуточная аттестация (Приложение).

4. Календарно-тематическое планирование курса:

Модуль «Основы читательской грамотности»

7 класс

Тема занятия

Всего часов

(в неделю 1 ч)

Дата

П

Дата

ф

Формы деятельности

1

Вводное занятие.

Кейс по функциональной (читательской)грамотности

Тема и идея текста.

Поэтический текст как источник информации.

1



Беседа, кейс

2

Работа с текстом: как преобразовывать

текстовую информацию с учётом цели

дальнейшего использования?

1



Беседа, круглый стол, ролевая игра

3

Типы текстов: текст-объяснение

(объяснительное сочинение, резюме,

толкование, определение).

Как работать с текстом собственного сочинения.

1



Квест , круглый стол,

4

Поиск комментариев, подтверждающих

основную мысль текста, предложенного для анализа.

1



Деловая игра

5

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

.

1



квест

6

«Весёлые уроки русского языка»

1



квест

7







8

Работа с несплошным текстом:

информационные листы и объявления, графики и диаграммы, посты и рекламные тексты

Итоговая промежуточная аттестация

1







1



Деловая игра







Тестирование.


Итого

8