СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"»

Читательская грамотность

Читательская грамотность

 В числе самых важных и актуальных навыков XXI века сейчас называют функциональную грамотность . Под функциональной грамотностью понимают уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. При этом одной из главных составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность.
  • В числе самых важных и актуальных навыков XXI века сейчас называют функциональную грамотность . Под функциональной грамотностью понимают уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. При этом одной из главных составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность.
Что такое читательская грамотность? Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Что такое читательская грамотность?

  • Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:  беглое чтение;  толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения;  поиск информации и ее извлечение;  преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста;  соотнесение размышлений о тексте с внетекстовой информацией.

Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:

  • беглое чтение;
  • толкование текста в буквальном смысле;
  • оценка языка и формы сообщения;
  • поиск информации и ее извлечение;
  • преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
  • формулирование основных идей и выводов;
  • общее понимание текста;
  • соотнесение размышлений о тексте с внетекстовой информацией.
Формирование читательской грамотности Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Формирование читательской грамотности

  • Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи: научить осознанно, правильно, выразительно читать; -извлекать из текстов интересную и полезную информацию;  самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

Задачи:

  • научить осознанно, правильно, выразительно читать;
  • -извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
  • самостоятельно выбирать книги для чтения;
  • - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
 высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;  развивать читательскую компетентность учащихся через уроки гуманитарного цикла и организацию внеклассной деятельности;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
  • развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
  • развивать читательскую компетентность учащихся через уроки гуманитарного цикла и организацию внеклассной деятельности;
Основные читательские умения

Основные читательские умения

Возрастные нормы  Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом: 1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного; 7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;  9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.

Возрастные нормы

Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом:

  • 1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;
  • 7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;
  • 9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.
Как и другие умения читательскую грамотность нужно развивать . На начальном этапе формирования читательской грамотности уделяют технике чтения.  По мере её совершенствования все больше места начинает занимать работа с текстом

Как и другие умения читательскую грамотность нужно развивать .

  • На начальном этапе формирования читательской грамотности уделяют технике чтения.
  • По мере её совершенствования все больше места начинает занимать работа с текстом
Некоторые приемы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности : определить, в каком месте учебника (или другой книги) словесно описывается объект, изображенный на рисунке; составить вопросы к повествованию; написать свое суждение по основной мысли автора текста; выделить ключевые фразы, расположить их в логической последовательности, сделать по ним рассказ; разработать план текста; сделать таблицу или схему по изученной информации; найти логическую ошибку в повествовании;  упростить текст, сделать его короче без потери основного смысла;  составить кроссворд по прочитанному.

Некоторые приемы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности :

  • определить, в каком месте учебника (или другой книги) словесно описывается объект, изображенный на рисунке;
  • составить вопросы к повествованию;
  • написать свое суждение по основной мысли автора текста;
  • выделить ключевые фразы, расположить их в логической последовательности, сделать по ним рассказ;
  • разработать план текста; сделать таблицу или схему по изученной информации;
  • найти логическую ошибку в повествовании;
  • упростить текст, сделать его короче без потери основного смысла;
  • составить кроссворд по прочитанному.
Разработаны методические пособия по формированию читательской грамотности, составленные для учеников различного возраста по отечественной художественной и естественно-научной литературе.

Разработаны методические пособия по формированию читательской грамотности, составленные для учеников различного возраста по отечественной художественной и естественно-научной литературе.

 Данное учебное пособие предназначено для использования как в учебном процессе, так и в курсе внеурочной деятельности. Сборник заданий по русскому языку для 8-9 классов выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов по предмету. В пособии представлены разнообразные комплексы заданий на текстовой основе, при выполнении которых обучающиеся активизируют навыки работы по новым стандартам. Разнообразные задания позволяют отработать широкий спектр необходимых умений и компетенций.

Данное учебное пособие предназначено для использования как в учебном процессе, так и в курсе внеурочной деятельности. Сборник заданий по русскому языку для 8-9 классов выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов по предмету. В пособии представлены разнообразные комплексы заданий на текстовой основе, при выполнении которых обучающиеся активизируют навыки работы по новым стандартам. Разнообразные задания позволяют отработать широкий спектр необходимых умений и компетенций.

Открытые задания PISA по читательской грамотности.

Примеры заданий по формированию читательской грамотности

в работе с текстом.

  • Профессия «дирижер»
  • Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило самого опытного скрипача.
  • Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.
  • Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов.
  • Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку.
  Прочитайте внимательно текст , ответьте на вопрос, запишите ответ  1. Кто такой
  •   Прочитайте внимательно текст , ответьте на вопрос, запишите ответ

1. Кто такой "дирижёр"? Выбери один правильный вариант ответа.

А. Дирижёр - это, тот кто поёт, занимается пением.

Б. Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.

В. Дирижёр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. 

Г. Дирижёр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте

Д. Дирижёр -   автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.

 

Ответ: __________________

 

Умение: Нахождение информации.

Тип вопроса: установление истинности.

3. Выбери иллюстрацию, которая отражает работу дирижера. Запиши три варианта ответов А Б В Г Д   Ответ: ___________________ Умение: Рефлексия и оценка. Тип вопроса: закрытый.
  • 3. Выбери иллюстрацию, которая отражает работу дирижера. Запиши три варианта ответов

А Б В

Г Д

 

Ответ: ___________________

Умение: Рефлексия и оценка.

Тип вопроса: закрытый.

5. Выберите три высказывания о дирижёре.  А. ...но вот появляется человек. Легкий взмах руки и все заиграли стройно и слаженно.  Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.  В Во время исполнения, он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Он задаёт темп, убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.  Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов Д. У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение музыки.  Его пульт – его руки, его глаза, его движения .    Ответ: _______
  • 5. Выберите три высказывания о дирижёре.

А. ...но вот появляется человек. Легкий взмах руки и все заиграли стройно и слаженно.

Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.

В Во время исполнения, он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Он задаёт темп, убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.

Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов

  • Д. У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение музыки.  Его пульт – его руки, его глаза, его движения . 
  • Ответ: _______
Оценка читательской грамотности   Оценка   читательской   грамотности  – одна из важнейших составляющих  оценки  функциональной  грамотности  школьника . Диагностические работы по оцениванию читательской грамотности .   

Оценка читательской грамотности

  • Оценка   читательской   грамотности  – одна из важнейших составляющих  оценки  функциональной  грамотности  школьника .
  • Диагностические работы по оцениванию читательской грамотности .

 

Диагностическая работа Диагностическая работа состоит из двух частей. 1. В первой части проверяется умение находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте. 2. Во второй части проверяется умение анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину, имеют как личный, так и глобальный аспекты. Обучающиеся должны владеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.   Работа выполняется в течение 40 минут; это время включает чтение текстов и выполнение заданий к ним.

Диагностическая работа

  • Диагностическая работа состоит из двух частей.

1. В первой части проверяется умение находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте.

2. Во второй части проверяется умение анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину, имеют как личный, так и глобальный аспекты. Обучающиеся должны владеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

  •   Работа выполняется в течение 40 минут; это время включает чтение текстов и выполнение заданий к ним.
Требования к текстам По стилю применяют тексты следующих видов: научные; деловые; художественные; технические; публицистические и другие.  Чаще всего для диагностики читательской грамотности используются повествования, объяснения и описания. Наиболее важными качественными параметрами текстов являются их последовательность и связность.  Сложность текста и вопросов выбирается в зависимости от возрастной категории

Требования к текстам

  • По стилю применяют тексты следующих видов: научные; деловые; художественные; технические; публицистические и другие.
  • Чаще всего для диагностики читательской грамотности используются повествования, объяснения и описания.
  • Наиболее важными качественными параметрами текстов являются их последовательность и связность.
  • Сложность текста и вопросов выбирается в зависимости от возрастной категории

Диагностическая работа для учащихся 7 классов ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Прочитайте текст Дело всей жизни

Часто ли задумываются люди о том, какую пользу приносят пчелы? Из всех насекомых, живущих на планете, пчела – одно из наиболее полезных для человека. Пчела-труженица не только дарит целебные и уникальные по своему составу продукты, но и опыляет растения, способствуя продолжению жизни на Земле. Именно об этом мы и побеседуем сегодня с профессиональным пчеловодом Лущиным Павлом Петровичем на страницах нашего журнала «Сад и Огород».

Еще с 1700 годов в каждом поколении семьи героя нашего интервью был профессиональный пасечник. С трех лет он сам находился на пасеке и знакомился с пчелами под присмотром дедушки. С 1977 года, параллельно с основным видом деятельности, занялся он своей пасекой (начал с 3-х ульев). С 2004 года хобби стало основным видом деятельности: было создано агропромышленное предприятие, закуплено специальное оборудование и сделаны первые шаги по выходу на рынок. На данный момент Павел Петрович ежегодно заботиться о 70-100 ульях, а его мед пользуется огромным спросом.

Диагностическая работа для учащихся 7 классов   ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Выполните задания   1 . В каком году Лушин П.П. стал заниматься пчеловодством профессионально? _______________году   2.  Сколько лет семья героя занимается пчеловодством? Запишите ответ в числовом виде. В течение ________________лет.   3.  Почему Павел Петрович считает, что при овладении профессией пчеловода на первых порах обязательно нужен наставник? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностическая работа для учащихся 7 классов ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

  • Выполните задания

1 . В каком году Лушин П.П. стал заниматься пчеловодством профессионально?

_______________году

2.  Сколько лет семья героя занимается пчеловодством? Запишите ответ в числовом виде.

В течение ________________лет.

3.  Почему Павел Петрович считает, что при овладении профессией пчеловода на первых порах обязательно нужен наставник?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностическая работа для учащихся 7 классов   ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 4  .Как, по мнению Павла Петровича, ведет себя профессиональный пчеловод? Выпишите из текста интервью предложение, где он об этом говорит. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 . Говоря о профессии пчеловода , Павел Петрович утверждает: «Это тяжелая, трудоемка, регулярная работа». Отметьте  ОДИН  ответ, который лучше всего поясняет смысл этой фразы. А. Пчелы могут сильно покусать пчеловода. Б. Подготавливая пчел к сезону , постоянно приходится таскать тяжелые ульи. В. Пасечник занят на пасеке весь день. Г. Пасечник не только каждый день круглый год занимается пасекой, но еще и постоянно совершенствует свои знания и умения.

Диагностическая работа для учащихся 7 классов ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

  • .Как, по мнению Павла Петровича, ведет себя профессиональный пчеловод? Выпишите из текста интервью предложение, где он об этом говорит.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 . Говоря о профессии пчеловода , Павел Петрович утверждает: «Это тяжелая, трудоемка, регулярная работа». Отметьте  ОДИН  ответ, который лучше всего поясняет смысл этой фразы.

А. Пчелы могут сильно покусать пчеловода.

Б. Подготавливая пчел к сезону , постоянно приходится таскать тяжелые ульи.

В. Пасечник занят на пасеке весь день.

Г. Пасечник не только каждый день круглый год занимается пасекой, но еще и постоянно совершенствует свои знания и умения.

Диагностическая работа для учащихся 7 классов   ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 6 . В интервью Павел Петрович говорит, что пчеловодство-дело всей его жизни. Какой факт подтверждает это? Отметьте  ОДИН  правильный ответ. А. Павла Петровича много раз кусали пчелы. Б. Мед, производимый Павлом Петровичем , пользуется спросом. В. Павел Петрович с ранних лет увлекся пчеловодством, а позднее сделал это своей профессией. Г. В семье Лущиных всегда были пчеловоды.   7. Внимательно рассмотрите график производства меда в Российской Федерации и выполните задания. В графике отображено количество меда, произведенного в Российской Федерации за последние годы. В каждой строке приведенной ниже таблицы обведи ответ «Верно» или «Неверно»

Диагностическая работа для учащихся 7 классов ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

6 . В интервью Павел Петрович говорит, что пчеловодство-дело всей его жизни. Какой факт подтверждает это? Отметьте  ОДИН  правильный ответ.

А. Павла Петровича много раз кусали пчелы.

Б. Мед, производимый Павлом Петровичем , пользуется спросом.

В. Павел Петрович с ранних лет увлекся пчеловодством, а позднее сделал это своей профессией.

Г. В семье Лущиных всегда были пчеловоды.

7. Внимательно рассмотрите график производства меда в

Российской Федерации и выполните задания.

В графике отображено количество меда, произведенного в Российской Федерации за последние годы. В каждой строке приведенной ниже таблицы обведи ответ «Верно» или «Неверно»

Диагностическая работа для учащихся 7 классов   ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 8 . Какое состояние пчеловодства в нашей стране отображено на графике?  Кирилл: « Данный график указывает на постоянное снижение производства меда, что говорит о трудностях в данной отрасли сельского хозяйства».  София :« В данном графике показано снижение производства меда, связанное с плохими погодными условиями в 2019 году». 9.  П.П. Лущин призывает развивать пчеловодство. Согласны ли вы с его точкой зрения и почему?

Диагностическая работа для учащихся 7 классов ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

8 . Какое состояние пчеловодства в нашей стране отображено на графике?

Кирилл: « Данный график указывает на постоянное снижение производства меда, что говорит о трудностях в данной отрасли сельского хозяйства».

София :« В данном графике показано снижение производства меда, связанное с плохими погодными условиями в 2019 году».

9.  П.П. Лущин призывает развивать пчеловодство. Согласны ли вы с его точкой зрения и почему?

Вторая часть диагностической работы Прочитайте текст и выполните задания к нему. Царь Соломон и пчела. Однажды в полуденный час отдыхал царь Соломон в своем прекрасном саду В это же самое время летала по прекрасному царскому саду маленькая пчелка и ненароком ужалила царя в нос. Мудрого Соломона, великого повелителя — и прямо в нос! Чего только не случается на свете... Наполнилось сердце царя гневом. Призвал он своих министров и сановников и приказал:  — Истребить всех пчел в пределах моего царства! Не надо мне ни их меда, ни их жала! Маленькая пчелка прилетела к царю и сказала: —  О великий и мудрый Соломон! Я слышала, ты повелел истребить весь наш пчелиный род. Но это несправедливо. Я одна во всем виновата, меня одну и вели казнить. Но если прежде, чем произнести свой царский приговор, ты изволишь меня выслушать, я скажу, что вовсе не по злому умыслу ужалила тебя в нос. Поверь, я не хотела причинить тебе никакого вреда. И если ты действительно так мудр, как о тебе говорят, ты должен знать, что и самое крохотное существо, вроде меня, может причинить великий вред...

Вторая часть диагностической работы

  • Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Царь Соломон и пчела.

Однажды в полуденный час отдыхал царь Соломон в своем прекрасном саду В это же самое время летала по прекрасному царскому саду маленькая пчелка и ненароком ужалила царя в нос. Мудрого Соломона, великого повелителя — и прямо в нос! Чего только не случается на свете...

Наполнилось сердце царя гневом. Призвал он своих министров и сановников и приказал: — Истребить всех пчел в пределах моего царства! Не надо мне ни их меда, ни их жала!

Маленькая пчелка прилетела к царю и сказала:

—  О великий и мудрый Соломон! Я слышала, ты повелел истребить весь наш пчелиный род. Но это несправедливо. Я одна во всем виновата, меня одну и вели казнить. Но если прежде, чем произнести свой царский приговор, ты изволишь меня выслушать, я скажу, что вовсе не по злому умыслу ужалила тебя в нос. Поверь, я не хотела причинить тебе никакого вреда. И если ты действительно так мудр, как о тебе говорят, ты должен знать, что и самое крохотное существо, вроде меня, может причинить великий вред...

Прочитайте текст и выполните задания к нему. —  О, это я знаю! — воскликнул Соломон и пощупал свой распухший нос. —  Но порой также может и выручить из беды... И даже такого великого и мудрого царя, как ты. —  Это ты-то, пчела, можешь выручить меня из беды?.. Расхохотался царь, и весь его гнев пропал. Да и пристало ли великому владыке гневаться на малую пчелку? —  Так и быть, — сказал он пчеле, — лети себе с миром и больше не попадайся мне на глаза. Обрадовалась пчела и полетела поскорее сообщить всем своим сестрам, что Соломон смилостивился над ними, а про себя решила доказать великому владыке свою правоту.  Много ли, мало ли времени . И вот однажды прослышал царь, что за морем живет красавица-царица, царица Савская. Очень захотелось Соломону взглянуть на нее и узнать, правда ли так велика ее красота, как рассказывают люди. Послал он в землю Савскую гонцов с дорогими подарками и наказал им ни в коем случае не возвращаться обратно без царицы. Пусть приедет к нему в гости себя показать и на него поглядеть.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

—  О, это я знаю! — воскликнул Соломон и пощупал свой распухший нос.

—  Но порой также может и выручить из беды... И даже такого великого и мудрого царя, как ты.

—  Это ты-то, пчела, можешь выручить меня из беды?..

Расхохотался царь, и весь его гнев пропал. Да и пристало ли великому владыке гневаться на малую пчелку?

—  Так и быть, — сказал он пчеле, — лети себе с миром и больше не попадайся мне на глаза.

Обрадовалась пчела и полетела поскорее сообщить всем своим сестрам, что Соломон смилостивился над ними, а про себя решила доказать великому владыке свою правоту.

Много ли, мало ли времени . И вот однажды прослышал царь, что за морем живет красавица-царица, царица Савская. Очень захотелось Соломону взглянуть на нее и узнать, правда ли так велика ее красота, как рассказывают люди. Послал он в землю Савскую гонцов с дорогими подарками и наказал им ни в коем случае не возвращаться обратно без царицы. Пусть приедет к нему в гости себя показать и на него поглядеть.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Приняла царица приглашение и явилась в Иерусалим со всеми своими придворными, и министрами, и слугами, и служанками, и еще захватила с собой шестьдесят мальчиков и девочек. Встретил ее Соломон с великими почестями и решил, что не лжет молва — нет на свете женщины красивее, чем царица Савская. Показал ей Соломон свой чудесный дворец и прекрасный сад, а потом принялся развлекать ее приятными беседами.

—  Слышала я, сказала царица, что ни один смертный не может сравниться с тобой мудростью. Любопытно было бы мне самой убедиться в этом. Не согласишься ли разгадать мои загадки?

Согласился Соломон, и принялась царица Савская загадывать ему загадки одну мудреней другой. Но сколько ни спрашивала, сколько ни хитрила и ни лукавила, на все находился у Соломона ответ, на каждую загадку была у него разгадка. Не осталось наконец у царицы ни загадок, ни вопросов. Тогда позвала она мальчиков и девочек, которых привезла с собой из земли Савской, и каждому дала в руки по букету цветов.

—  Есть среди этих цветов настоящие, а есть искусственные, — сказала царица. — Если сумеешь указать, какие цветы настоящие, а какие искусственные, поверю, что ты, Соломон, и вправду мудрейший из людей.

Прочитайте текст и выполните задания к нему. Принялся Соломон ходить между детей. Приглядывался к цветам и принюхивался, принюхивался и приглядывался, но не мог отличить, какие из них настоящие, а какие искусственные. И вдруг услышал над ухом жужжание:  — Ж-ж... ж-жу... Я тебе укаж-жу... Смотрит: вьется над цветами малая пчелка. Покружила, покружила и села на один из букетов. —  Вот настоящие цветы! — воскликнул Соломон Удивилась царица, как ему удалось разгадать и эту загадку, но делать нечего, пришлось ей признать Соломона мудрейшим из людей. Так крохотная пчела помогла великому повелителю.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Принялся Соломон ходить между детей. Приглядывался к цветам и принюхивался, принюхивался и приглядывался, но не мог отличить, какие из них настоящие, а какие искусственные. И вдруг услышал над ухом жужжание: — Ж-ж... ж-жу... Я тебе укаж-жу...

Смотрит: вьется над цветами малая пчелка. Покружила, покружила и села на один из букетов.

—  Вот настоящие цветы! — воскликнул Соломон

Удивилась царица, как ему удалось разгадать и эту загадку, но делать нечего, пришлось ей признать Соломона мудрейшим из людей.

Так крохотная пчела помогла великому повелителю.

Вторая часть диагностической работы Выполните задания 10 . Почему царь Соломон велел истребить весь пчелиный род? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   11 . Найдите в тексте и выпишите слова , которыми пчелка характеризует царя Соломона. _____________________________________________________________________________ 12 . Почему царь Соломон простил пчелку и отменил свой приказ? Отметьте правильный ответ. А. Он слишком любил мед. Б. Он расхохотался, и весь гнев его пропал. В. Пчела сумела убедить царя в своей пользе. Г. Он пожалел пчелу, потому что она крохотная.  13 . Что заставило царицу Савскую признать Соломона мудрейшим из людей? Отметьте  ДВА  правильных ответа. А. На каждую загадку, заданную царицей, у Соломона был ответ. Б. Все вокруг считали Соломона мудрейшим. В. Царь Соломон сумел отличить живые цветы от искусственных. Г. Царь Соломон развлекал ее своими беседами.

Вторая часть диагностической работы

  • Выполните задания

10 . Почему царь Соломон велел истребить весь пчелиный род?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11 . Найдите в тексте и выпишите слова , которыми пчелка характеризует царя Соломона.

_____________________________________________________________________________

12 . Почему царь Соломон простил пчелку и отменил свой приказ? Отметьте правильный ответ.

А. Он слишком любил мед.

Б. Он расхохотался, и весь гнев его пропал.

В. Пчела сумела убедить царя в своей пользе.

Г. Он пожалел пчелу, потому что она крохотная.

13 . Что заставило царицу Савскую признать Соломона мудрейшим из людей? Отметьте  ДВА  правильных ответа.

А. На каждую загадку, заданную царицей, у Соломона был ответ.

Б. Все вокруг считали Соломона мудрейшим.

В. Царь Соломон сумел отличить живые цветы от искусственных.

Г. Царь Соломон развлекал ее своими беседами.

Вторая часть диагностической работы 14 . Двое друзей прочитали текст о царе Соломоне и пчеле и заспорили. Саша сказал: «Это реальная история, так как действительно существовали такие исторические личности». На что Егор возразил: « Это ,конечно же, легенда». Кто из ребят прав? □  Саша □  Егор Объясните свой ответ. ___________________________________________________________________________________________ 15.  Какая мысль подтверждается словами из текста : «крохотное существо…может причинить великий вред... но порой также может и выручить из беды». ___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вторая часть диагностической работы

14 . Двое друзей прочитали текст о царе Соломоне и пчеле и заспорили. Саша сказал: «Это реальная история, так как действительно существовали такие исторические личности». На что Егор возразил: « Это ,конечно же, легенда». Кто из ребят прав?

□  Саша

□  Егор

Объясните свой ответ.

___________________________________________________________________________________________

15.  Какая мысль подтверждается словами из текста : «крохотное существо…может причинить великий вред... но порой также может и выручить из беды». ___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вторая часть диагностической работы 16.  Как вы думаете, почему пчела все же помогла Соломону, хотя он грозился уничтожить весь пчелиный род?  Найдите  и  выпишите  предложение из текста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 17.  Можно ли подобную притчу сочинить про современных людей? Объясните , почему вы так считаете.

Вторая часть диагностической работы

16.  Как вы думаете, почему пчела все же помогла Соломону, хотя он грозился уничтожить весь пчелиный род?  Найдите  и  выпишите  предложение из текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.  Можно ли подобную притчу сочинить про современных людей? Объясните , почему вы так считаете.

Характеристики заданий и система оценивания 1 . В каком году Лушин П.П. стал заниматься пчеловодством профессионально? _______________году  Задание 1. «Дело всей жизни».1 из 9. Характеристика задания  : 4.3 Изучение профессий Содержательная область оценки:  4. Чтение для получения образования Компетентностная область оценки:  находить и извлекать информацию Контекст : образовательный Тип текста : несплошной (интервью ,инфографика) Уровень сложности : средний Форма ответа : задание с кратким ответом Объект оценки : находить и извлекать одну единицу информации 1 балл Ответ не принимается во всех остальных случаях .

Характеристики заданий и система оценивания

1 . В каком году Лушин П.П. стал заниматься пчеловодством профессионально?

_______________году

Задание 1. «Дело всей жизни».1 из 9.

Характеристика задания  :

4.3 Изучение профессий

Содержательная область оценки:  4. Чтение для получения образования

Компетентностная область оценки:  находить и извлекать информацию

Контекст : образовательный

Тип текста : несплошной (интервью ,инфографика)

Уровень сложности : средний

Форма ответа : задание с кратким ответом

Объект оценки : находить и извлекать одну единицу информации

1 балл

Ответ не принимается во всех остальных случаях .

Характеристики заданий и система оценивания 3.  Почему Павел Петрович считает, что при овладении профессией пчеловода на первых порах обязательно нужен наставник? ____________________________________________________________________ Задание 3. «Дело всей жизни».3 из 9. Характеристика задания  : Содержательная область оценки:  4. Чтение для получения образования 4.3 Изучение профессий Компетентностная область оценки:  находить и извлекать информацию Контекст : образовательный Тип текста : несплошной (интервью, инфографика) Уровень сложности : средний Форма ответа : задание с развернутым ответом Объект оценки : находить и извлекать одну единицу информации

Характеристики заданий и система оценивания

3.  Почему Павел Петрович считает, что при овладении профессией пчеловода на первых порах обязательно нужен наставник?

____________________________________________________________________

Задание 3. «Дело всей жизни».3 из 9.

Характеристика задания  :

Содержательная область оценки:  4. Чтение для получения образования

4.3 Изучение профессий

Компетентностная область оценки:  находить и извлекать информацию

Контекст : образовательный

Тип текста : несплошной (интервью, инфографика)

Уровень сложности : средний

Форма ответа : задание с развернутым ответом

Объект оценки : находить и извлекать одну единицу информации

Характеристики заданий и система оценивания

1 балл

В ответе указано, что при овладении профессией пчеловода, по мнению Павла Петровича, нужен наставник, так как много тонкостей и нужна практика. Можно выписать предложение: «Самому сделать успешно первые шаги очень сложно, так как в процессе разведения пчел очень много тонкостей ,справиться с которыми можно только на практике»

Допускается включение всей цитаты о наставнике: «Также для того, чтобы гармонично погрузиться в профессию пчеловода желательно, чтобы у вас был человек, который будет подсказывать на первых этапах. Самому сделать успешно первые шаги очень сложно, так как в процессе разведения пчел очень много тонкостей ,справиться с которыми можно только на практике. Именно поэтому хорошо, если у вас будет опытный наставник».

Примеры ответов:

1) Процесс разведения пчел сложный, в нем много тонкостей .

2) Процесс разведения пчел сложный.

3)Только человек, давно занимающийся пчеловодством, может знать все тонкости этого дела и дать нужные советы.

0 баллов

Ответ не принимается во всех остальных случаях.

1) Такой человек прочитал много литературы

2) Наставник нужен в любом деле (не объяснено , зачем он нужен).

3) В таком деле нужен наставник (нет ответа на вопрос)

Ответ отсутствует

Читательская грамотность Спасибо за внимание!

Читательская грамотность

Спасибо за внимание!