Изучение литературы как учебного предмета в школе вносит особый вклад в подготовку учащихся к жизни. Художественные произведения, составляющие основное содержание этого предмета, с их неизмеримо мощным познавательно-воспитательным потенциалом оказывают глубокое воздействие на становление личности молодого человека: развитие его самосознания, формирование нравственно-эстетических идеалов, коммуникативных способностей, общей и речевой культуры, стиля поведения в обществе. Потому преподавание литературы - дело чрезвычайно важное и значимое, требующее большого внимания.
Для неслышащих детей изучение литературного курса является одним из наиболее надежных путей восполнения ограниченности получения полноценной информации из звукового мира и общения со слышащими людьми, путей постижения духовных богатств, накопленных человечеством. В процессе изучения литературы расширяется круг знаний, как в области самой литературы, так и по различным вопросам человеческого бытия, а это - интегрированные разноплановые поля знаний культурологического характера, развивается и культивируется сфера чувств, обогащается жизненный опыт, вырабатываются мировоззренческие представления, гражданская активность и зрелость, столь важные для самоопределения человека в окружающей среде.
Однако, как показывают сурдопедагогические исследования последних десятилетий, у глухих и слабослышащих учащихся имеются серьезные проблемы в читательской практике: популярность чтения в сравнении с предыдущими годами заметно упала и самостоятельное чтение все более вытесняется из досуга школьников визуально-развлекательными программами электронно-технических средств информации; наблюдается переориентировка литературных запросов даже у той небольшой группы учеников-«книголюбов», которые хотят читать. В состав чтения они включают модную ярко рекламируемую книжную продукцию - «книжки-однодневки», далекие от позитивных целей школьного литературного курса, предлагающего ученикам высоко художественные, нравственно-эстетические произведения, призванные просвещать, воспитывать и развивать.
При недостаточном, обедненном и нередко стихийном читательском опыте неслышащих школьников нельзя рассчитывать на необходимое расширение горизонтов их литературного развития, которое характеризуется такими показателями как начитанность (с точки зрения количества и качества состава чтения), сформированность читательских интересов, сложившийся эмоционально-эстетический уровень восприятия художественных произведений.
Поэтому первое, что волнует сегодня сурдопедагога-словесника, - это организация активной читательской деятельности учащихся, преодоление нежелания читать, причем читать книги как отечественных, так и зарубежных авторов, имеющие непреходящее воспитательно-эстетическое значение для подростков.
Школьный опыт обучения убеждает в том, что на уроке при самой высокой квалификации словесника далеко не всегда удается в полном объеме достигать желаемого учебно-воспитательного эффекта. Особенно это ощутимо в специальных учреждениях для детей с нарушениями слуха, где сурдопедагог-словесник при изучении литературы должен наряду с общепедагогическими решать и коррекционно-развивающие задачи. Это обстоятельство сказывается на темпе прохождения программы: он замедляется, сокращается емкость содержания комментариев по изучаемой литературной теме, уменьшается количественный объем материала по разделам программы. Возникает острая необходимость выхода за пределы уроков для продолжения начатой в классе работы.
Для многих неслышащих учащихся школьный период изучения литературы как отдельного предмета является главным в воспитании их читательского опыта, ведь он формируется под целенаправленным руководством учителя (воспитателя)-сурдопедагога. Недаром выпускники школ в числе любимых авторов и произведений называют в основном те, которые изучались в школе.
В становлении уровня литературного развития и образования важную роль играет связь классных занятий с внеклассной работой, которая является одной из частей педагогического процесса преподавания предмета, наряду с основным курсом и факультативными занятиями. На протяжении трех столетий в общеобразовательной школе программное изучение литературы сопровождается внеурочными занятиями, создающими непрерывность и преемственность в достижении единых целей обучения.
Обобщение собственного опыта работы в этой области убеждает в том, что выход неслышащих учащихся за пределы классных занятий во внеурочную деятельность по предмету является условием их более успешного не только литературного, но и общего образования. Внеклассная работа - это тот резерв в процессе преподавания литературы, который позволяет восполнить освоение объема требований к знаниям и умениям по предмету, соответствующих программе курса общеобразовательной основной школы, и формирование личностных качеств у школьников, отвечающих общественным идеалам, и составляющих основу для адекватной социальной адаптации неслышащих школьников в окружающей слышащей среде.
Разнообразные виды и формы внеурочной работы по литературе создают условия для целенаправленного расширения читательского опыта, дальнейшего развития и совершенствования навыков чтения, и прежде всего - сознательности чтения - понимания идейного смысла, морально-этических и эстетических проблем художественного произведения. Это важно для усиления воспитательного воздействия на школьников литературы как учебного предмета, который в современной школе деполитизирован, утратил ярко выраженную идеологическую направленность, но сохранил свой мощный воспитательный потенциал.
Содействуя достижению учебно-воспитательных целей по предмету в объеме основной ступени образовательной школы, внеклассная работа в учреждениях неслышащих учащихся неразрывно связана с решением коррекционно-развивающих задач, направленных, во-первых, на преодоление недостатков и трудностей процесса чтения (техники и понимания) произведений литературы как словесного вида искусства, во-вторых, на совершенствование устной и письменной речи старшеклассников как средства общения, познания и самовыражения; в-третьих, на подготовку к жизни через обогащение культуры поведения и межличностных отношений, основанных на принципах толерантности, уважения, дружественности; в-четвертых, на коррекцию основных психических функций школьников, сглаживание последствий основного дефекта и приближение глухих детей к естественному пути развития.
Во внеурочное время в связи с уроками литературы, в нерегламентированной, непосредственно свободной обстановке, учащиеся вовлекаются в следующие виды деятельности: читательско-познавательную, художественную, исполнительско-творческую, речевую, сориентированные на три направления:
• знакомство с новой художественной литературой, с произведениями знакомых писателей, тематики, жанра; с жизнью и творчеством, неизучаемых по программе авторов, новинками современных изданий, их проблематикой;
• знания о видах искусства, интерпретирующих литературу (живопись, театр, музыка, музеи и т.д.);
• отклик учащихся на прочитанное, увиденное, услышанное в виде устных или письменных высказываний и практических работ.
Совершенно очевидно, что внеурочная работа по литературе начинается с организации самостоятельного чтения учениками литературных материалов, призванных расширить и углубить обязательную читательскую практику, стимулировать интерес к чтению ценных в художественном и содержательном отношении произведений, содействовать качественному осуществлению объема программных требований по литературе на каждой ступени обучения. В то же время важно поддерживать и направлять индивидуальные запросы обращения к книгам, что является перспективной и необходимой задачей организуемой работы с книгой во внеучебное время.
Читательская деятельность учащихся вне класса завершается в школьной практике проведением либо урока внеклассного чтения, либо внутришкольного массового мероприятия (литературного вечера, литературно-художественного монтажа, театрализованной композиции, концерта и др.). К этим занятиям проводится продуманная подготовка. От индивидуальной работы с книгой учащиеся включаются в групповые формы деятельности для выполнения определенных заданий, когда каждый ученик, исходя из личностно ориентированных интересов и способностей, берет на себя какую-то часть работы. Так, при подготовке к уроку внеклассного чтения, одна группа детей оформляет выставку книг или наглядных материалов к читаемой книге, другая - подготавливает вопросник или сообщение для своих товарищей, третья - «оживляет» отдельные эпизоды из книги и т.д.
Внутришкольное мероприятие, в котором могут принимать участие школьники не только параллельных классов, но и других ступеней обучения, предполагает более длительную и рассредоточенную подготовку. В каждом школьном подразделении (6, 7, 8, 9 и др. классы) учащиеся включаются во внеурочную работу, посвященную единой теме (юбилею писателя, знаменательной литературной и общественно значимой дате, событию и т.д.). Наряду с внеклассным чтением здесь могут найти место экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильма, спектакля; создание альбома, монтажа; рассмотрение и описание произведений живописи; инсценирование произведений или отдельных фрагментов из него, занятия в кружках...
В проведении запланированной работы вместе со словесником активно участвует учитель-дефектолог, воспитатель. Он организует процесс индивидуального чтения ученика, контролирует его, помогая постигать читаемое произведение, следит за выполнением заданий к уроку внеклассного чтения или к внутришкольному мероприятию.
В ходе проведения разнообразных внеурочных занятий, связанных с подготовкой массового мероприятия, поддерживаются и развиваются читательские интересы, возникают основания для дополнительного обращения к литературе, для пробуждения творческого воображения, проявления в действии индивидуальных склонностей и способностей. Во внеклассной работе чаще, чем на обыкновенных уроках, возникают естественные ситуации для мотивированного речевого общения, для непосредственного взаимодействия при достижении общей познавательной цели (например, выпуска газеты, составления и оформления монтажа, разыгрывания сценок и т.д.). В разнообразной деятельности стимулируются речевые способности, проявляемые в умении развертывать и завершать диалог, произвольно оперировать словарным запасом, строить и преобразовывать предложения, составлять текст разной композиционной формы в соответствии с целями высказывания, т.е. активизируется словесно-логическое мышление и словесная речь (ее лексическая, семантическая, грамматическая, а при устном общении - и фонетическая сторона).
Обращение вне класса, кроме литературы к другим видам искусства (музейным, театральным, изобразительным...), значительно обогащает школьников знаниями самой литературы, о литературе, знаниями о жизни природы и общества, вызывает те или иные эмоционально-эстетические переживания. Однако специфические условия получения информации (на основе слухозрительного, но не исключено и только зрительного восприятия) не обеспечивают полноты и точности ее усвоения, а затем и воспроизведения. В этой связи важное значение приобретает специально организованная, как на материале прочитанного, так и увиденного и услышанного, речевая практика. Она способствует закреплению и систематизации полученных представлений, развитию умения выражать личностное отношение к воспринятому. Этим целям служат письменные работы, среди которых можно назвать: сочинения разного типа, написание писем, заметок, аннотаций, отзывов, составление кратких биографических очерков, записей в читательские дневники и т.д. Отвечая целям литературного курса, письменные работы соответствуют и главной задаче раздела программы «Развитие речи» в старших классах, а именно, дальнейшему развитию и совершенствованию связной монологической речи, в которой сливаются все речевые навыки (словарные, грамматические и текстовые).
Многоаспектная внеклассная (внешкольная) работа по избранной теме в связи с уроками литературы завершается внутришкольным массовым мероприятием, проводимым по специально разработанной программе. Она рассчитана на подведение и обобщение итогов проделанной каждым классом работы. Для этого организуется выставка стенных газет, монтажей, письменных работ, поделок, рисунков, составляется программа выступлений учащихся и др., оформляется сцена в помещении зрительного зала наглядными средствами, музыкальной и видеоаппаратурой, создается жюри. Особенностью таких мероприятий в школе глухих является то, что учащиеся не остаются в ходе их проведения в пассивном созерцании, а вовлекаются в активное участие во всем, что происходит: они оценивают материалы выставки, исполнение ролей в номерах программы, отвечают на вопросы в викторине, выполняют разные задания: читают, показывают, дополняют, рассуждают и т.д. Такие занятия проходят, как правило, живо, интересно, ярко, будят мысли, обогащают сферу чувств новыми эмоциями, вызывают стремление говорить, высказывать свои суждения, демонстрировать свои способности, используя при этом разные формы речевой коммуникации: словесную, дактильную, жестовую. Итоги подводит жюри на основе полученных отзывов присутствующих учащихся.
Направляющая роль во внеурочной работе по предмету принадлежит сурдопедагогу-словеснику, но в руководстве ею важное значение имеет содружество и взаимодействие учителя с учителем-дефектологом и воспитателем.
Укрепление позиции литературы как самостоятельного предмета, призванного в период школьного обучения существенно влиять на духовное развитие личности подрастающего поколения, в том числе с нарушением слуха, в значительной степени зависит от активизации внеклассной работы по предмету (ее системности, регулярности, разнообразия), как составной части процесса литературного развития учащихся.
Усиление образовательно-воспитательного значения и коррекционно-развивающего ее воздействия на школьников связано прежде всего с перспективным планированием внеурочных занятий, начиная с внеклассного чтения, на каждый учебный год с учетом преемственности между ступенями обучения и в тесной связи с основным литературным курсом и разделом программы «Развитие речи». Перспективный план должен быть и при подготовке и проведении массовых мероприятий по литературе, которые предполагают включение учащихся в разные виды деятельности (читательскую, художественную, творческую, речевую и т.д.), в индивидуальную и групповую формы работы.
Внеклассная работа должна дополнять, углублять школьную программу по литературе, повышать интерес к чтению художественных произведений, расширять познавательный и жизненный кругозор, содействовать воспитанию нравственности и гражданского сознания, эстетического отношения к миру, к человеку, проявлению и развитию личностных способностей каждого школьника, содействовать овладению навыками работы с книгой.
Выбранные виды внеурочной работы должны проводиться в условиях заинтересованности, свободного изъявления учениками своих желаний и возможностей с учетом их особенностей, в частности, ведущего значения зрительного анализатора при проведении массовых внеклассных мероприятий. Это обусловливает необходимость широкого применения наглядных средств, сочетания разных видов речи: словесно-дактильной и жестовой, использования всевозможных ситуаций для развития умственной и речевой активности школьников.