СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность (6 класс, История Средних веков)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность (6 класс, История Средних веков)»

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ, 6 КЛАСС

Урок 19. Христианизация Европы. Светские правители и папы.

«Диктат папы», составленный Григорием VII (1075 г.)

Римская церковь создана единым Богом.

Только римский епископ по праву зовётся вселенским.

Только он один может низлагать епископов и восстановлять их.

Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. Одному папе все князья лобызают ноги.

Он может низлагать императоров.

Ни одно постановление, ни одна книга не могут быть признаны каноническими без его разрешения.

Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. Никто ему не судья.

Римская церковь никогда не заблуждалась и впредь, по свидетельству писания, не будет заблуждаться.

По его изволению и разрешению подвластные могут жаловаться.

Не считается католиком тот, кто не согласен с римской церковью. Подданных он может освобождать от присяги неугодным владыкам.

Вопросы:

  1. Какова власть Папы Римского над католической церковью?

  2. Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество?

  3. Какие из помещённых здесь утверждений были обращены прежде всего к светским правителям Европы того времени? Почему?



























ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ, 6 КЛАСС

Урок 21. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV веке. Тяжкие времена.

К концу XIV в. положение английского крестьянства значительно ухудшается. Особое возмущение его вызывали новые налоги, связанные с возобновлением Столетней войны при короле Ричарде II (1377—1399). В 1377 г. парламент ввел единовременный поголовный налог, взысканный снова в 1379 г., а затем в утроенном размере в 1380 г. Этот налог и злоупотребления при его взимании послужили непосредственным поводом к восстанию.

Оно вспыхнуло весной 1381 г. на юго-востоке Англии, в графстве Эссекс. Крестьяне прогнали сборщиков податей и некоторых из них убили. Восстание сразу же приняло ярко выраженный антифеодальный характер. Оно быстро охватило большую часть графств Англии (25 графств из 40). Крестьянские отряды громили монастыри и феодальные поместья и жгли документы, фиксировавшие крестьянские повинности. Особенную их ненависть вызывали церковные феодалы — епископы и аббаты, а также королевские судьи и другие представители государственного аппарата; их крестьяне считали главными виновниками бедствий народа. Крестьян поддерживала городская беднота соседних городов. Наибольшей организованностью восстание отличалось в соседних с Лондоном графствах — Эссексе и Кенте.

….Наиболее важными были требования отменить крепостное право и барщину, перевести все повинности на деньги и установить единообразную денежную ренту в четыре пенса за акр. Крестьяне требовали также свободной торговли для всех английских подданных по всей Англии и амнистии восставшим.

Это была программа, отражавшая интересы зажиточного крестьянства, в целом носившая прогрессивный, хотя и достаточно умеренный характер: крестьяне не ставили вопроса о земле, об общинных угодьях и о рабочих законах.

Вопросы:

  1. Найдите на карте места, где впервые вспыхнули очаги восстания.

  2. Чем были недовольны и чего добивались крестьяне, поднявшие восстание в Англии?

  3. В связи, с чем крестьяне испытывали особую ненависть к церковным служителям?

  4. Почему крестьяне не требовали решения вопроса о земле?

История Средних веков. Том 1. В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина













ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ, 6 КЛАСС

Урок 22. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

Из Великой хартии вольностей (1215 г.)

Мы, Иоанн, Божией милостью король Англии, повелеваем...

...12. Ни щитовые деньги, ни какая-нибудь иная подать не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена, и для этого должно выдаваться лишь умеренное пособие...

14. А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием, мы повелим созвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами каждого отдельно...

39. Ни один свободный человек не будет арестован и заключён в тюрьму, или лишён имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдём на него войной и не пошлём на него наших вассалов иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны...

61. Мы жалуем, чтобы бароны избрали 25 баронов из королевства, кого пожелают. Если мы или кто-либо из слуг наших какую-либо из статей мира или гарантии нарушим, пусть четыре барона из 25 явятся к нам, указывая нам нарушение, и потребуют, чтобы мы без замедления исправили его... А когда исправление будет сделано, они опять будут повиноваться нам, как делали прежде...

Вопросы:

1. Какие налоги со своих поданных король мог собирать, не спрашивая их согласия?

1. Ослабла или усилилась власть английского короля после принятия этого документа?

2. Кому была выгодна Великая хартии вольностей?

3. Почему англичане гордятся этим документом и называют его «началом своей свободы» и видят в нем первый шаг в сторону демократии?

















ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ, 6 КЛАСС

Урок 23. Страны Востока в Средние века

Джованни ди Плано Карпини

Надо знать, что всякий раз, когда они завидят врагов, они идут на них и каждый бросает в своих противников три или четыре стрелы. И если они видят, что не могут их победить, то отступают вспять к своим, и это они делают ради обмана, чтобы враги не следовали их до тех мест, где они устроили засаду, иногда они делают изображения людей помещают их на лошадях, это они делают для того, чтобы заставить думать о большом количестве воюющих. Перед лицом врагов, они посылают отряд пленных из других народов, которые находятся между ними. Когда войска находятся на войне, то если из десяти человек побежит один или двое или трое, или даже больше, то они все умерщвляются.

Джованни ди Плано Карпини



Вопросы:

  1. Какие особенности организации войска монголов описывает автор документа? Перечислите их.

  2. Что еще помогало монголам одерживать победы?

Из «Великой ясы» Чингисхана

- Служители культа, врачи и омыватели тел освобождаются от всяких податей.
- Запрещено творить мир со всяким вождём, князем или народом, что не подчинился.
- Все мужчины должны служить в войске, за редким исключением.
- Организовывать войско следует из отрядов по 10, 100, 1000 и 10 000 человек, чтобы можно было быстро собрать войско. Шпионов, лжесвидетельствующих и колдунов приговаривать к смерти.

  1. Объясните, каким образом эти положения «Великой Ясы» способствовали успехам монгольских завоеваний.