СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность»

 Формирование читательской грамотности Читательская грамотность как основа успешности учащегося     Подготовила презентацию :  Кузнецова Ольга Николаевна  учитель начальных классов, МБОУ Ясногорская СОШ

Формирование читательской грамотности

Читательская грамотность как основа успешности учащегося

Подготовила презентацию : Кузнецова Ольга Николаевна учитель начальных классов,

МБОУ Ясногорская СОШ

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Для формирования читательской грамотности детей необходимо учить: - различать свой личный опыт и реальность текста; - отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации; - перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту; работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно; - собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях; -переформулировать вопрос и сообщения текста; -использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах; -выражать свои мысли письменно.

Для формирования читательской

грамотности детей необходимо учить:

- различать свой личный опыт и реальность текста;

- отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;

- перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

- собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;

-переформулировать вопрос и сообщения текста;

-использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;

-выражать свои мысли письменно.

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;  нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
  • нахождение информации;
  • интерпретация текста;
  • рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Приёмы формирования читательской грамотности  Приём «толстые» и «тонкие» приемы «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните почему….? Кто..? Что…? Когда…? Почему вы думаете….? Может…? Мог ли…? Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…? В чём различие…? Согласны ли вы…? Почему вы считаете….? Верно ли…?

Приёмы формирования читательской грамотности

Приём «толстые» и «тонкие» приемы

«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы

Объясните почему….? Кто..? Что…? Когда…?

Почему вы думаете….? Может…? Мог ли…?

Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…?

В чём различие…? Согласны ли вы…?

Почему вы считаете….? Верно ли…?

Это  прием для проверки понимания прочитанного текста. В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то из учеников. Затем ученики задают вопросы по тексту, на которые ученик, сидящий, должен будет давать развернутые ответы. Не должно быть таких вопросов, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем подсчитывается; на сколько вопросов ученик ответил, верно ли он ответил.

Это прием для проверки понимания прочитанного текста.

В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то из учеников. Затем ученики задают вопросы по тексту, на которые ученик, сидящий, должен будет давать развернутые ответы. Не должно быть таких вопросов, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем подсчитывается; на сколько вопросов ученик ответил, верно ли он ответил.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию

" Собери текст" Класс делится на 2 команды : одна начинает читать по учебнику любую часть правила (любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника всю формулировку правила.

" Составление краткой записи задачи"

Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, и вести обсуждение в группах

“ Шаг за шагом” Это приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Шаг за шагом”

Это приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

  • Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

«Письмо по кругу» Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагается детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

«Письмо по кругу»

  • Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагается детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

«Лови ошибку» Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

«Лови ошибку»

  • Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Вывод:   Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность

Вывод: Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность

 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание