Формирование читательской грамотности
Читательская грамотность как основа успешности учащегося
Подготовила презентацию : Кузнецова Ольга Николаевна учитель начальных классов,
МБОУ Ясногорская СОШ
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Для формирования читательской
грамотности детей необходимо учить:
- различать свой личный опыт и реальность текста;
- отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
- перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
- работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
- собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
-переформулировать вопрос и сообщения текста;
-использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
-выражать свои мысли письменно.
В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- нахождение информации;
- интерпретация текста;
- рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Приёмы формирования читательской грамотности
Приём «толстые» и «тонкие» приемы
«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
Объясните почему….? Кто..? Что…? Когда…?
Почему вы думаете….? Может…? Мог ли…?
Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…?
В чём различие…? Согласны ли вы…?
Почему вы считаете….? Верно ли…?
Это прием для проверки понимания прочитанного текста.
В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то из учеников. Затем ученики задают вопросы по тексту, на которые ученик, сидящий, должен будет давать развернутые ответы. Не должно быть таких вопросов, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем подсчитывается; на сколько вопросов ученик ответил, верно ли он ответил.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию
" Собери текст" Класс делится на 2 команды : одна начинает читать по учебнику любую часть правила (любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника всю формулировку правила.
" Составление краткой записи задачи"
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, и вести обсуждение в группах
“ Шаг за шагом”
Это приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
- Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
«Письмо по кругу»
- Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагается детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
«Лови ошибку»
- Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Вывод: Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность
Спасибо за внимание