СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность и ее роль в формировании всех видов функциональной грамотности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности. Особое внимание уделяется чтению: его разновидностям, трудностям, с которыми сталкиваются обучающиеся, путям их преодоления. Отдельно рассматриваются требования, предъявляемые к читательской грамотности, а также даются примеры практических заданий.

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность и ее роль в формировании всех видов функциональной грамотности»

Барбашенова Татьяна Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Образовательный комплекс «Школа №29 г. Йошкар-Олы имени Героя Российской Федерации Д.Э.Шаймарданова»

Ленинский проспект 10а, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, Российская Федерация

Читательская грамотность и ее роль в формировании всех видов функциональной грамотности

Аннотация. В статье рассматривается читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности. Особое внимание уделяется чтению: его разновидностям, трудностям, с которыми сталкиваются обучающиеся, путям их преодоления. Отдельно рассматриваются требования, предъявляемые к читательской грамотности, а также даются примеры практических заданий.

Ключевые слова: чтение, текст, умение, требования к читательской грамотности, трудности, практические задания.

Формирование функциональной грамотности обучающихся сегодня является одной из важнейших задач российского образования. 31 мая 2021 года были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО.

  • Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

В этих документах формирование «функциональной грамотности обучающихся является одним из главных требований к условиям реализации программы основного общего образования» [5, с.27].

Читательская грамотность выступает основой формирования для всех видов функциональной грамотности. Чтение- основа обучения. Люди читают с разной целью. Это может быть получение эстетического наслаждения, приобретение личного читательского опыта. Помимо этого, читая, люди получают, осваивают и используют информацию в личных целях (так называемое функциональное чтение). Это всегда активный процесс, имеющий практическое значение. Такое чтение аккумулирует все читательские навыки, а также является основой для освоения любого материала как в школьной, так и в жизненной практике.

Чтение нельзя изъять из общего процесса жизни. Во время чтения мы так или иначе привлекаем знания из различных областей. Кроме того, ежедневно мы сталкиваемся с разными способами трансляции информации (диаграммы, таблицы, инструкции и т.п.) Это выходит за рамки предметного чтения.

Читательская грамотность позволяет человеку понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Такое чтение предполагает триединство: понимание – рефлексия – использование. Это и есть прикладное чтение. Оно основано на работе с фактами, которые лежат в основе любой предметной дисциплины. В любом тексте мы должны уметь найти факты, выстроить взаимосвязи внутри них, проанализировать и только потом давать им оценку. Проводя все эти операции, взрослые люди делают это автоматически, т.к. это доведено до навыка. Мы должны помочь ученикам сформировать этот навык, что невозможно сделать без опоры на внетекстовые знания.

Свойство сегодняшнего времени – клиповость сознания подростков, отсюда и изменившийся характер текстов. Если 30 лет назад тексты в школьных учебниках были по преимуществу линейными и сплошными, то сейчас в них активно включают таблицы, графики, диаграммы, карты. В смешанных текстах вербальные и невербальные компоненты, как правило, дополняют друг друга. Эти тексты полифоничны по способу презентации материала, разная по характеру информация собрана в границах одного «файла», информация носит взаимодополняющий характер. Такие тексты интересно смотреть и читать, они пользуются популярностью у детей, поэтому часто используются в энциклопедиях различного типа.

Говоря о текстах, нельзя не учитывать тот факт, что большинство современных людей – визуалы. Об этом говорят следующие факты:

  1. Только 25% текста на веб-странице мы прочитываем, 75% лишь оцениваем визуально.

  2. Если рядом с текстом находится цветная картинка, то с вероятностью 80% текст будет прочитан.

  3. Мозг человека каждый день обрабатывает около 30 Гб информации (это примерно 100000 слов).

  4. Большая часть информации (около 90%) обрабатывается в визуальной форме.

  5. Мозгу требуется лишь 150 миллисекунд для распознавания визуального образа. [4, c. 18].

Этот визуальный компонент нельзя игнорировать.

Можем ли мы сегодня говорить, что чтение в наше время второстепенно? Конечно, нет. Напротив, сегодня требований к читательской грамотности больше. Какие же требования предъявляет к читательской грамотности современная реальность?

  1. Способность одновременно использовать различные источники информации.

  2. Способность анализировать разные типы текстов, включая тексты разного объема.

  3. Умение сопоставлять графический и вербальный компоненты.

  4. Умение устанавливать источник информации, его надежность, выявлять противоречия и нестыковки в информационном сообщении.

  5. Умение точно формулировать аналитические вопросы, выстраивать логические цепочки.

  6. Умение применять различные приемы исследования с учетом их простоты и эффективности.

  7. Способность убедительно доказывать гипотезы и выстраивать умозаключения.

  8. Умение анализировать, обобщать информацию.

  9. Умение составлять развернутые высказывания.

Современные школьники испытывают большие трудности в построении связного высказывания. Им не хватает аргументации, умения выстроить единый смысловой план. Об этом говорят и отечественные, и международные исследования. [4, с. 5]. Учит этому именно чтение.

Чтение может быть разным. Изучающее («медленное») чтение позволяет понять содержание текста в целом. Задача ознакомительного чтения – понять основное содержание текста (полнота понимания при этом составляет около 75%). Целью просмотрового чтения является усвоение ключевых моментов текста. Наконец, поисковое (аналитическое, смысловое) чтение предполагает поиск нужной информации в тексте. Чем квалифицированнее читатель, тем лучше он владеет навыком поискового чтения.

Перед современным учителем стоят совершенно иные задачи, чем 15-20 лет назад. Так как чтение – процесс универсальный, мы не должны оценивать его по прежней шкале. На смену дихотомическому характеру оценивания (ответ принимается полностью либо совсем не принимается) пришла политомическая система (ответ может приниматься полностью, или частично, или совсем не приниматься). В рамках изменившегося мира политомическая система выглядит гораздо интереснее.

При этом многие трудности, возникающие в процессе чтения, никуда не исчезают, и большая часть из них выходит за рамки словесности.

  • Ученики часто затрудняются в определении лексического значения слова, не могут заменить его синонимом.

  • Испытывают ложности в работе с графикой (схемы, таблицы, диаграммы).

  • Не всегда могут соотнести изучаемый материал со своим личным опытом, провести параллели.

  • Не умеют видеть текст в целом, что говорит о фрагментарности восприятия.

  • Не умеют вычленять нужные детали, факты, анализировать материал, необходимый для работы с тем или иным текстом и т.д. [3, с. 112].

Безусловно, нельзя просто механически натренировать учеников на какие-то стандартные задания. Необходимо сформировать навыки чтения, а для этого нельзя ограничиваться рамками учебного предмета. В структуру учебного предмета следует включить задания, которые выполняют двойную нагрузку – обеспечивают достижение предметных результатов и формируют функциональную грамотность. Это актуально и в контексте решения такой прагматической задачи, как подготовка к государственной итоговой аттестации. Следует использовать новый формат заданий, работу с инфографическим компонентом (иллюстрациями, диаграммами, лентами времени и пр.) Нужно формировать у учащихся личностную установку, способную мотивировать его на активное действие («Умение работать с информацией полезно и важно именно для тебя!»)

Практические задания в современных учебниках ориентированы на межпредметность и способствуют формированию читательской грамотности. Приведем примеры подобных заданий.

Примеры заданий

Деятельность учеников

Найдите иллюстрацию, которая соответствует данному в тексте описанию

Ищут факты, сопоставляют их и анализируют

Заполните пробелы в тексте, используя тексты-компаньоны

Ищут факты, сопоставляют их и анализируют

Найдите в тексте информацию, которая представляется вам лишней

Ищут факты, сопоставляют их и анализируют

Запишите ключевые слова, которые помогут вам найти информацию по интересующей вас теме в интернете

Ищут факты, сопоставляют их и анализируют

Подготовьте список интернет-сайтов, которые помогут вам справиться с тем или иным заданием

Анализируют источники, делают прогнозы

Запишите ряд аналитических вопросов, в которых была бы отражена информация, представленная на плакате. Основываясь на вопросах, напишите связный текст

Работают со знаковой системой, анализируют и интерпретируют факты



Таким образом, читательская грамотность является ключом ко всем видам функциональной грамотности, ее формирование является важнейшей задачей современного педагога. В решении этой задачи мы можем опираться на следующую ресурсную базу:

  • Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО)

  • Институт стратегии развития образования РАО

  • Центр оценки качества института стратегии развития образования РАО.

Литература



  1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- 2-е изд., дораб. – Москва.: Просвещение. 2011. – 223с.

  2. Киселева Н.В. Прочитать. Понять. Применить. Всё, или пости всё, о читательской грамотности: методическое пособие / Н.В.Киселева. – Электрон. текстовые дан. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. - (Федеральные государственные образовательные стандарты). URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/kgd/2023/Izdaniya/2023-Metodicheskoe_posobie_CHitatelskaja_gramotnost.pdf (Дата обращения 01.11.2023).

  3. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учеб. пособие / Г.В.Пранцова, Е.С.Романичева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум, 2015. – 368 с.

  4. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности: материалы к обсуждению. URL: https://kimc.ms/soobshchestva/gmo/gmo-ruslit/dokumenty/Читательская%20грамотностьГ.А.%20Цукерман.pdf (Дата обращения 10.11.2023)

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (Дата обращения 10.11.2023).