Читательская грамотность - планируемый результат начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС учитель начальных классов: Красникова И.Н.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.
В.А. Сухомлинский
Умение читать - это
постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, которые совершенствуются на протяжении всей жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
«Грамотность» -
Означает владение инструментом (культурным средством),
позволяющим получать
и передавать информацию в виде письменного текста.
Слово «грамотность» произошло от греческого «grammata» - чтение и письмо.
Международные исследования грамотности чтения (Качества чтения и понимания текста позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира...) PIRLS (начальная школа) – Progress in International Reading Literacy Study - Прогресс в международном исследовании грамотности чтения PISA (основная школа) – Programfor International Student Assessment – Программа международной оценки студентов
В последнее время много говорят о читательской грамотности. Что имеется в виду?
Что такое читательская грамотность?
PIRLS (цит. По Цукерман Г. А.):
« Читательская грамотность– это способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия ».
Читательская грамотность -
это возможность размышлять
о прочитанном и использовать
прочитанное инструментально,
для достижения личных и
общественных целей,
в первую очередь
для дальнейшего обучения.
\1991г. PIRLS\
Три этапа читательской грамотности
- Грамотным читателем сразу не становятся.
- Для каждого этапа – своя грамотность.
- ТРИ ЭТАПА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
- ПЕРВЫЙ ЭТАП – обучение чтению, он заканчивается к концу 4-го года обучения (готовы ли школьники к тому, чтобы использовать письменные тексты на следующем уровне)
- ВТОРОЙ ЭТАП – чтение для обучения. Он заканчивается к тому времени, когда молодым людям предстоит перейти к следующей ступени образования – профессионального или общего. (Основная ступень).
- ТРЕТИЙ ЭТАП – чтение для жизни, т.е. для решения бытовых, социальных, профессиональных, образовательных задач, чтение для саморазвития и самореализации. Без этого никуда в современном мире.
Читательские действия (включают умения )
- 1) Вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте.
- 2) Сделать прямые умозаключения из этой информации.
- 3) Интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста.
- 4) Оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
- умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
- умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:
Кого можно назвать «грамотным» читателем?
Грамотность чтения – это способность
- понимать письменные тексты
- рефлексировать
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
- использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.д.)
Уровни понимания текстов (PIRLS)
Высокий уровень понимания текста
характерен для читателей, в основном готовых к предстоящему образовательному переходу. Они уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те
составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Уровни понимания текстов (PIRLS)
Средний уровень понимания текста
характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они нуждаются в помощи двух видов. Во-первых, в отличие от читателей, достигших высокого уровня, им все еще нужна помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту, укладываются в их собственную картину мира, не требуют ее перестройки. Во-вторых, так же, как и читателям, достигшим высокого уровня, им нужна помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с опытом юных читателей.
Уровни понимания текстов (PIRLS)
Низкий уровень понимания текстов
делает невозможным приня тие помощи педагога в этом главном читательском труде: в использовании письменных форм сообщения о человеке
В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ учебно-методическое пособие
Технологии, используемые для развития читательской грамотности
- Игровая технология
- Групповая технология
- Технология критического мышления
- Проектная технология
- Информационно-коммуникативная технология
- Технология оценивания
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках
- Приём смыслового чтения по тексту
- Приём «свёртывания» информации
- Приём «развёртывания» информации
- Приём устного словесного рисования
- Синквейн
- Кластер
- Элементы драмотизации
- Пятиминутка чтения
- Чтение перед сном
- Чтение в форме скороговорки
- Многократное чтение
- Дерево вопросов и т. д.
Формы и виды работы по формированию читательской грамотности
- Урок
- Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ
- Ведение читательских дневников
- Создание классной библиотеки
- Подготовка сообщений по творчеству писателей
- Тесное сотрудничество со школьной библиотекой
- Беседы, дискуссии
- Семейное чтение
Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами
И.Г. Песталоцци
СПАСИБО ЗА внимание!