СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательский дневник

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма читательского дневника, который помогает использовать информацию во время уроков по литературе. Большая экономия времени, учитель уже не тратит время на изучение биографических данных об авторе. Подобный читательский дневник есть для 6 , 7 классов с усложнением.

Просмотр содержимого документа
«Читательский дневник»

Дата начала и конца прочтения произведения

1.Автор, годы жизни

2. Краткая биография автора, 3. Название произведения,

4. Количество страниц в книге или в произведении,

5. Издательство, которое напечатало произведение,

6. Книга библиотечная или домашняя

1. Вид (жанр) произведения (сказка, рассказ, поэма, стихотворение, повесть, баллада, сказ)

2. Сюжет произведения (о чем произведение, краткое содержание)

3. Герои, действующие лица

4.2ключевых (главных) эпизода в книге с номерами страниц.

5. Творческое задание (по выбору): кроссворд по произведению, викторина, рисунок.


1. Автор народ.

2.Царевна-лягушка

Русская народная сказка. Вряд ли найти, среди русских народных сказок более известной, чем «Царевна -лягушка». Точно определить время её рождения не представляется возможным, так же, как и назвать точно её автора. Автор - народ, не зря она и называется народной. Как и все народные сказки, она имеет свой смысл, цель и предназначение: учить добру, верить в неизбежное торжество добра над злом. Неоценима её воспитательная роль, «сказка ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок».

Композиция сказки «Царевна-лягушка» построена по традициям русских народных волшебных сказок. Здесь есть сказочная завязка, развитие, в котором усиливается напряжение, присказки и троекратные повторы и, наконец, счастливая концовка. Особое место занимает здесь само временно-пространственное измерение мира волшебной сказки.

Сюжет сказки довольно сложен, множество героев наполняют её, от простых людей до сказочных животных и других волшебных персонажей. Завязка сюжета начинается с того, что царь-отец отправляет своих трёх сыновей за невестами. Для этого используется довольно оригинальный способ -лук и стрела. Куда попадёт стрела, там и ищи свою невесту. Таково напутствие отца. В результате каждый из сыновей получает себе невесту, за исключением младшего Ивана, стрела которого угодила в болото с соответствующим выбором болотного существа - лягушки. Правда, не простой, а говорящей человеческим голосом. Иван, как сказали бы сегодня, будучи человеком чести, взял лягушку по её же просьбе в качестве невесты. Нельзя сказать, чтобы он был в восторге от подобного выбора, но такова была воля отца.

В ходе повествования царь устраивает своим невесткам три испытания, два из которых старшие снохи с успехом провалили, а жена Ивана-царевича, оказавшаяся на самом деле заколдованной девушкой Василисой Прекрасной, прекрасно справилась с ними, приведя царя в восхищение. На третьем задании ей пришлось явиться на пир, устроенный в честь невестушек царём, в своём человеческом обличье, окончательно очаровав царя.

Воспользовавшись случаем, молодой муж лягушки отправляется домой, находит лягушачью шкурку и сжигает её в печи. В результате этого необдуманного поступка он лишается своей жены, которая отправляется в царство Кащея Бессмертного. Всё, что остаётся Ивану-царевичу, это отправляться следом за ней, дабы вернуть её. По пути он встречает различных сказочных зверей, готовых ему помочь за сохранённые им жизни и помощь. В числе его сторонников оказывается и сказочная Баба-яга, которую Иван покорил своей благовоспитанностью. Она же и рассказала ему об эффективном способе уничтожения Кащея. В результате длительных приключений и помощи друзей животных, Иван побеждает Кащея и возвращает Василису Прекрасную.

Основными положительными героями сказки являются, конечно, Иван-Царевич и Василиса-Прекрасная. Иван - это воплощение доблести, храбрости и самоотверженности, готовый ради любимой идти на край света и вступить в смертельную схватку даже с таким противником, как Кащей Бессмертный. Вместе с тем, он великодушен, милосерден и бескорыстен. Все эти качества в полной мере проявляются при встрече с теми зверями, которые встречаются ему на пути. Приходит время и те, кому он помог также помогают ему в трудную минуту.

Основная идея проходит красной нитью через всю сказку - будь бескорыстен, помогай другим от чистого сердца и всё это вернётся к тебе ещё большим добром. Будь целеустремлён и неси ответственность за свои поступки, не бойся трудностей и удача будет всегда сопутствовать тебе.

Василиса-Прекрасная это идеал женщины, умной, любящей, преданной. Помимо главных героев сказка наполнена множеством героев-помощников. Это мамки- няньки, помогающие Василисе, говорящие звери, старичок, подаривший Ивану царевичу путеводный клубок и Баба –Яга, которая помогла ему найти дорогу в царство Кащея.

И, наконец, сам Кащей Бессмертный. Воплощение зла! Персонаж насколько зловредный, настолько и любвеобильный, так как в большинстве русских сказок именно он является похитителем красавиц. Поступки его далеки от нравственности, но и получает он по заслугам.

Заключение

Мораль сказки совершенно соответствует христианским заповедям. Никакие неблаговидные поступки не остаются безнаказанными. Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Каждая сказка несёт в себе нравственные уроки и определённую мораль, позволяющую делать определённые выводы, отличать добро от зла и воспитывать в себе лучшие человеческие качества. В данном случае, сказка учит доброте, терпимости, заботе о ближнем, трудолюбии и любви. Сказка учит тому, что нельзя делать выводы по внешнему виду. В любой непривлекательной лягушке может скрываться Василиса Прекрасная, со своим богатым духовным миром. Относиться к людям следует внимательнее и терпимее, быть скромнее и учтивее. Тогда всё у тебя всё будет получаться ладно и красиво.


1.А.С. Пушкин (1799—1837)

2. Александр Сергеевич Пушкин – величайший поэт России. Он написал множество прекрасных лирических стихотворений, пьес в стихах и прозе, рассказов. Некоторые из его произведений вдохновляли композиторов на создание опер и балетов. Поэт родился в Москве. Одним из прадедов его отца был черный абиссинец, придворный царя Петра Великого. Писать стихи Александр начал в 12 лет. Он учился в Царскосельском лицее. После его окончания поступил на государственную службу. После того, как поэт написал несколько стихотворений, которые критиковал важных правительственных чиновников, он в 1820 году был сослан на юг России. В 1826 году Николай I вызвал Пушкина из ссылки. С этих пор писатель стал признанным поэтом России. Всю свою жизни Пушкин занимался историческими исследованиями и использовал их для создания своих литературных произведений. В 1836 году он стал основателем литературного журнала под названием «Современник».

В 1831 году Александр Сергеевич женился. Его избранница – Наталья Гончарова — была известной красавицей, у нее было множество поклонников, к которым Пушкин ее ревновал. Он возмущался ухаживаниями француза — барона Жоржа Дантеса и вызвал его на дуэль. На дуэли поэт был смертельно ранен. Он скончался двумя днями позже в своей квартире на Мойке.

3. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

1. Литературная сказка.

2. Однажды волшебное зеркало, принадлежащее царице, сказало ей, что не она, а падчерица-царевна прекрасней всех на свете. Царица от злости велела Чернавке отвести царевну в густой лес на съедение волкам, что та и сделала, но пожалела и не привязала девушку к дереву, как велела царица.

В лесу царевна набрела на дом семи богатырей и осталась у них. Братья полюбили девушку и предложили выбрать одного из них себе в мужья, но она сказала, что у неё есть жених королевич Елисей.

Царица в это время спросила у зеркала, кто прекрасней всех на свете, и разозлилась не на шутку, получив ответ, что это царевна. Переодевшись нищенкой, царица пошла в лес, нашла дом семи богатырей и угостила царевну яблоком, пропитанным ядом. Девушка откусила кусочек и упала замертво. Богатыри положили её в хрустальный гроб и отнесли в горную пещеру.

Королевич Елисей искал невесту. И ветер сказал, где она. Елисей нашёл царевну, разбил гроб, и девушка ожила. Счастливые они вернулись домой. А царица разбила зеркало и от злости и зависти умерла.

3. Главные герои сказки: царь, царица-мачеха, царевна, королевич Елисей, Чернавка, семь братьев-богатырей.


1. А. Погорельский (1787 – 21 июля 1836 гг.)

2. Антоний Погорельский - псевдоним Алексея Алексеевича Перовского . В детстве он получил прекрасное для того времени домашнее образование . Затем закончил Московский университет со степенью доктора философских и словесных наук . Участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе русской армии. Во время этого похода познакомился с прозой немецкого композитора и писателя -сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана .

3. «Черная курица, или Подземные жители»

1. Волшебная повесть

2. В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов. Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша спас Чернушку — чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем.

Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша —добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?

Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена — прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка — серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

3. Главные герои сказки Антония Погорельского "Чёрная курица или Подземные жители": Мальчик Алеша, ученик пансиона, ему 10 лет. Чернушка, чёрная хохлатая курочка, которая на самом деле оказалась министром подземного царства. Кухарка по имени Тринушка, которая хотела зарезать Чернушку на обед, но Алёша спас курочку. Учитель Алеши. Король подземного царства. Директор пансиона. Жители подземного царства


1.М.Ю. Лермонтов (1814 - 1841)

2. Михаил Юрьевич Лермонтов - русский поэт. Родился М. Ю. Лермонтов в семье офицера, воспитывался бабушкой. В биографии Лермонтова Михаила Юрьевича после домашнего образование началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения Лермонтова. Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга. Начал служить в Гусарском полку, Царском селе. За произведение Лермонтова «Смерть поэта» , был арестован, отправлен в ссылку. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» к годовщине сражения. Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе. Дальнейшее творчество в биографии Михаила Юрьевича Лермонтова связано с редакцией “Отечественных записок”. За дуэль с Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях. Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности.

3. «Бородино»

1.Стихотворение

2. Молодой солдат спрашивает у своего дяди о сражении у деревни Бородино, в котором тот принимал участие.

Родственник восхваляет своё поколение и возмущается нынешним.

Старый солдат рассказывает про битву. По приказу командиров русские войска отступают. Этим недовольны старые вояки, а затем находят место для финальной битвы:

Перестрелка идёт 2 дня, но не приносит никаких результатов. Вот уже третий день русские войска бездействуют, и радости французов нет предела.

Утром полковник произносит речь, вселяя в солдат уверенность в своей победе.

Начинается Бородинская битва.

Французы узнают на собственной шкуре, «что значит русский бой удалый». Русские воины готовы стоять до конца, но французы отступают.

3. Единственный главный герой в этом стихотворении это солдат. Он рассказывает что произошло во время войны.


1. Н.В. Гоголь

2.

3.Заколдованное место



1.И.С. Тургенев

2.

3. Муму



1.Л.Н. Толстой

2.

3. Кавказский пленник



1.А.П. Чехов

2.

3.Хирургия



1.И.А. Бунин

2.

3.Косцы



1.В.Г. Короленко

2.

3.В дурном обществе (Дети подземелья)



1.П.П. Бажов

2.

3.Медной горы хозяйка



1.К.Г. Паустовский

2.

3.Теплый хлеб



1.К.Г. Паустовский

2.

3.Заячьи лапы



1.С.Я. Маршак

2.

3.Двенадцать месяцев



1.А.П. Платонов

2.

3.Никита



1.В.П. Астафьев

2.

3.Васюткино озеро



1.Д. Дефо

2.

3.Робинзон Крузо



1.Х.К. Андерсен

2.

3.Снежная королева



1.М.Твен

2.

3.Приключения Тома Сойера



1.Д. Лондон

2.

3.Сказание о Кише