Читательская конференция по произведениям И. Алтынсарина
Цель: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя И. Алтынсарина.
Форма проведения: литературная гостиная писателя.
Эпиграф к уроку: "Давайте, дети, учиться!"
Оборудование: презентация к уроку, портрет И. Алтынсарина, книжки - малышки с произведениями И. Алтынсарина, песня "Учиться надо весело" МП3.
Ход читательской конференции:
Учитель:
- Добрый день, уважаемые гости, коллеги и ученики!
"Для Отчизны не жаль и жизни" – говорят в народе. Испокон веков люди уважали тех, кто отдавал свою жизнь Родине, не словами, но делом доказывал любовь к своему народу и родной земле.
И сегодня мы приглашаем Вас в нашу Литературную гостиную, в которой мы предлагаем вам окунуться в прошлое нашей страны и познакомиться с беспримерным подвигом служения Родине, родному народу. Подвигом человека, названного Учителем учителей, подвигом Ыбрая Алтынсарина…
Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве выдающегося казахского педагога-просветителя, общественного деятеля, писателя, одного из основоположников казахской письменности — Ыбрае Алтынсарине. В этом году исполняется 175 лет со дня его рождения.
Имя Ыбрая Алтынсарина занимает почетное место в ряду имен исторических деятелей, составляющих национальную гордость казахского народа. Всю свою сознательную жизнь выдающийся просветитель-педагог, крупный писатель, талантливый поэт посвятил делу борьбы за его счастье. Вся многогранная творческая и общественная деятельность Ыбрая Алтынсарина была подчинена главной задаче — приобщению казахского народа к прогрессивной мировой культуре, укреплению дружбы между народами.
Жазира:
Ыбрай Алтынсарин родился 2 ноября 1841 года в ауле Жанбурчи Аракарагайской волости Николавеского уезда (нынешний Зотобольский район Кустанайской области). Будущий просветитель и гуманист, писатель демократ воспитывался в доме своего деда Балгожи Жанбурчина, одного из самых авторитетных биев своего времени.
Айша:
В девять лет Ыбрай был определен в Оренбургскую первую особую школу для казахских детей. В 1857 году И. Алтынсарин, закончив школу, был оставлен при Оренбургском областном начальнике в качестве переводчика. Занимаясь самообразованием Ыбрай изучил произведения классиков мировой литературы - Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова и многих других.
Адлет:
В 1860 году Алтынсарину удалось покинуть Оренбург и перевестись в крепость Торгай, на учительскую работу. При его непосредственном участии в 1864 году там была открыта начальная школа для казахских детей. С этого момента начинается педагогическая и просветительская деятельность Ы. Алтынсарина.
Нурберген:
Благодаря его усилиям образование в казахской степи получило широкое распространение. По его инициативе и на собранные им средства в 1884 г. волостные школы открылись в Торгае, Илецкой защите, Иргизе, Николаевске, Актюбинске, а в 1887 г. Ы. Алтынсарин добился открытия первой женской школы в Иргизе.
Учитель:
И. Алтынсарину принадлежит огромная заслуга в деле создания учебников на казахском языке, алфавита и письменности на основе русской графики. Кроме того Ы. Алтынсарин участвовал в разработке учебников русского языка для казахских школ. В число написанных и изданных Ы. Алтынсарином книг входят "Казахская хрестоматия" в двух частях (1879), "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку" (1879) и "Мактубат" ("Хрестоматия"), относящаяся к 1889 г. Почти 20 лет он занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. Именно на этом посту Ы. Алтынсарин проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем. Ыбрай Алтынсарин умер 17 июля 1889 года.
Айша:
Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.
Учитель:
Это отрывок из стихотворения «Посвящение», которое было напечатано в первой «Казахской хрестоматии» для школьников, полностью составленной самим Ы. Алтынсариным. Стихотворение сыграло большую роль в воспитании подрастающего поколения. Оно быстро облетело казахскую степь дойдя до самых отдаленных районов и аулов, помогая привлечь детвору в школу. Сам факт, что в среде отсталого кочевого народа его прогрессивно мыслящий представитель более века назад мечтал воспитать настоящих граждан своей страны, говорит о беспредельной любви Ы. Алтынсарина к родине. В своем стихотворении «Народы со знаниями и науками» поэт наглядно показывает пользу от научных и технических достижений у передовых народов.
Адлет:
Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверенно живет. …
Средь пустынь вода звенит.
Корабли — в морях любых,
Люди мир весь обошли,
Лень и скуку позабыв.
Учитель:
Ы. Алтынсарин убежден, что если казахская молодежь — будущее народа — всерьез возьмется за овладение наукой, она вполне сможет много достичь. В этом же стихотворении Ыбрай специально обращается к юношеству с горячим призывом:
Нурберген:
Молодежь!
Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Постарайтесь поскорей.
То, что сделать не смогли
Мы, седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы грядущего ростки!
Учитель:
Воспевая братство, призывая к единству во имя достижения прогресса, поэт-просветитель мечтал в первую очередь о благополучии своего народа. Имея за плечами богатый жизненный опыт, поэт дает подрастающему поколению несколько добрых советов, таких, как например, в стихотворении «Ой, джигиты!».
Жансеит:
Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,
Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал.
Учитель:
Литературное наследие И. Алтынсарина включает в себя переводы, стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им. Тематика его произведений разнообразна. Его по праву называют основоположником казахской детской литературы. Рассказы и сказки писателя воспитывают у читателя лучшие нравственные качества: трудолюбие, доброту, честность, скромность, отзывчивость, уважение к старшим.
Учитель:
- Ребята, какие сказки И. Алтынсарина вы прочитали?
Учащиеся: "Умный мальчик", "Спор животных". Краткий пересказ содержания учащимися.
- О чем сказка "Умный мальчик"? В чем главная мысль произведения? (Умный человек всегда найдет решение проблемы, выйдет из затруднения.)
- Чему учит сказка "Спор животных"? (Нужно проявлять смекалку, находчивость. Не хвастаться.)
- Какие рассказы И. Алтынсарина вы прочитали?
Учащиеся: "Золотой орех", "Муравей, паук, ласточка", "Садовые деревья", "Чистый родник". Презентация рассказов в группах.
1 группа - Муравей, паук, ласточка. (Инсценировка.)
2 группа - Садовые деревья. (Чтение по ролям)
Обсуждение произведений.
- О чем рассказ "Золотой орех"? Какова его главная мысль? (Не суди по вещи по их внешнему виду. Ценность вещи заключается в ее содержании.) Какую пословицу можно подобрать к рассказу? (Не все то золото, что блестит.)
- Как вы думаете, кто из путников был прав в рассказе "Чистый родник? Выскажите свое мнение. Каким должен быть человек?
- Какой урок вы взяли из рассказа "Садовые деревья"?
- Каким примером могут послужить для вас муравей, паук и ласточка? Подберите пословицы о труде.
Учитель:
Многосторонняя деятельность И. Алтынсарина способствовала экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа. И. Алтынсарин является выдающимся просветителем, педагогом, писателем и общественным деятелем, внесшим большой вклад в дело приобщения казахов к передовой, демократической культуре.
Учитель:
- Ребята, что вы узнали об И. Алтынсарине? Кем был И. Алтынсарин? Понравились ли вам его произведения? Чему они учат?
Рефлексия:
- Напишите на стикерах название произведения, которое вам больше всего понравилось и почему? (Чтение учащимися своих записей.)
- И. Алтынсарин призывал детей учиться. Скажите, для чего надо учиться? (Ответы детей.)
- Какие пословицы об учении, о знаниях вы знаете?
Учащиеся вспоминают пословицы:
Оқусыз білім жоқ, білімсіз күнің жоқ | Нет жизни без знаний, нет знания без учения |
Оқу – білім бұлағы, білім – өмір шырағы | Учение –основа знания, знание – основа жизни |
Білімнің басы – бейнет, соңы – зейнет | В учении трудно, да плоды учения сладки |
Ұстазы жақсының ұстамы жақсы | У знающего учителя и ученики умные |
Күш – білімде, білім – кітапта | Сила – в знаниях, знания – в книгах |
Алтын алма, білім ал | Гонись не за золотом, а за знаниями |
Учитель:
- Предлагаю закончить нашу читательскую конференцию песней "Учиться надо весело". (Дети исполняют песню.)
Учиться надо весело. Слова К. Ибряев. Музыка. С. Соснин.
1
В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний
Шагайте смелей!
Чудесные встречи
И добрые книжки
Ступеньками будут на ней.
Припев:
И песенка, и песенка
В дороге пригодится.
Учиться надо весело,
Учиться надо весело!
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться!
2
По лесенке знаний
Вы сможете скоро
Достичь недоступной
Морской глубины,
Спуститься под землю,
Взобраться на горы
И даже дойти до Луны.
Припев.
3
Крутые ступеньки
На лесенке будут,
Но выверен точно
Заветный маршрут,
Чтоб вас подружить
С удивительным чудом,
Которое знаньем зовут.
Припев.
Золотой орех.
Перед большим праздником, чтобы обрадовать своих детей, отец принёс домой орехи.
Самая младшая дочка Леночка, увидев среди принесённых орехов позолоченные, стала настойчиво просить, чтобы ей дали именно эти орехи.
- Орехи эти сделаны лишь для красоты, возьми другие, -сказала мама.
Леночка начала плакать:
- Я не возьму чёрные орехи. Дай мне орехи с золотой скорлупой. Зёрна в них должны быть вкуснее, чем в других.
Мать дала ей орехи с позолоченной скорлупой, а остальным раздала оставшиеся.
Леночка обрадовалась и тут же принялась разбивать свои орехи. Но ни в одном из них не нашла ядра, достались ей лишь пустые скорлупки. Сидящие рядом дети стали смеяться над ней. Тогда отец сказал:
- Эти орехи не для еды, сделаны они для украшения. Я взял пустые скорлупки орехов и покрасил их золотой краской. В другой раз о вещах не суди по их наружному виду: ценность вещи заключается в её содержании.
СШ им. К. Жубанова
Читательская конференция,
посвященная 175-летию Ы. Алтынсарина
"Давайте, дети, учиться!"
во 2-4 классах
Провела: Умралина А.Т.
Журын 2016
