II. Актуализация знаний | 3-4 | - Сегодня у нас не обычный урок, а урок в форме игры. Вы поделились на две команды, где каждый из вас может показать свои теоретические и практические умения и навыки. За каждые правильные и обоснованные ответы будут давать жетоны с изображением эмблемы МЧС. Чем больше жетонов, чем выше будет ваша оценка. - Напомним правила поведения в команде: - А чтобы понять, над какой темой будем сегодня работать, внимание на экран. (демонстрация презентации) - Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? - Попробуем сформулировать тему урока. (тему учитель помещает на доску) - Какую цель поставим перед собой на этот урок? - Решение каких задач нам помогут достигнуть ее? Начнем свою работу и будем двигаться к нашей цели. | Ответы детей: Уважать отвечающих, перед ответом поднимать руку, а не выкрикивать, уважать мнение другого, не перебивать, разрешается дополнять. Обсуждать тихо, не мешая соперникам. О ЧС природного характера землетрясении и извержении вулкана и правилах поведения при их угрозе. | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества, работа в команде Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Регулятивные: принимают учебную задачу; самостоятельно (с помощью учителя) формулируют цели урока и задачи |
III. Игра. 1.Повторение раннее полученных знаний | 30 | - Сегодня на нашем уроке мне будут помогать эксперты, они имеют специальную подготовку и варианты правильных ответов. (два сильных ученика из класса выбираются на эту роль) 1 этап «Заморочки из бочки» заключается в проверке ваших знаний, полученных ранее по теме «Землетрясения» и «Извержение вулканов». На доске в бочонке вопросы, по одному участнику от каждой команды вытягивает вопрос и отвечает, команда помогает. Если одна команда не может ответить на вопрос, другая может это сделать и заработать жетон. - Постарайтесь отвечать быстро и четко. Этими вопросами выявим уровень ваших ранее полученных знаний. Вопросы: Что такое землетрясение? Что называется эпицентром землетрясения? По какой шкале измеряется сила землетрясений? Назовите наивысший балл силы землетрясения? Как называются районы, где чаще всего происходят землетрясения? Что такое вулканы? Назовите территории нашей страны, которые подвержены вулканическим извержениям. Назовите виды вулканов Вывод: -Ребята, какую бы себе поставили оценку на этом этапе за ваши знания? -Все ли отлично помнят ранее изученный материал? | Фронтальный опрос. Эксперты выдают жетоны за верные ответы. Заслушиваются ответы ребят разных команд. | Познавательные: Применяют знания полученные ранее на уроках ОБЖ Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера; планируют цели и способы взаимодействия, согласовывают действия с партнером, строят монологические высказывания Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план последовательности действий своей работы; вносят изменения и дополнения, удерживают цель деятельности до получения ее результата Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; сотрудничают |
2.Открытие новых знаний. 3.Закрепление полученных знаний 4.Открытие новых знаний 5.Закрпеление | | - Почему землетрясение и извержение вулкана считаются наиболее опасными и беспощадными? - Ребята, обратите внимание, у меня на доске записана главная Формула безопасности. Знать и выполнять ее надо каждому. 1) Предвидеть опасность. 2) По возможности – избегать ее. 3) При необходимости – действовать решительно и четко. 4) Бороться до последнего, активно (всеми возможными способами) просить о помощи и самому ее оказывать. - Можно ли предвидеть опасность, быть готовыми к встрече с ней? II этап Следующие знания и умения вам и другим помогут избежать серьезных травм и может быть и гибель. Работа с текстом учебника стр.243-244 - А теперь проверим, как вы внимательно усвоили новую, а для кого -то может и нет информацию. (материал учебника эксперты убирают) К доске по одному представителю от команды. Необходимо правильно разложить карточки по заданиям. 1 команда – безопасные места в здании 2 команда – опасные места в здании. Одновременно команды выполняют свои задания письменно на местах. 1 команда - если вас застало землетрясение в здании. 2 команды – как действовать в завалах. Кто первый выполняет и верно, получает жетон (эксперты проверяют) Физ.минутка -Ребята, а если землетрясение застанет вас в школе во время урока, каковы будут ваши действия? III этап. «Мозговой штурм» -Чтобы быть всегда готовыми к ЧС природного характера, представим себя жителями, например Алтая – это один из опасных районов России и соберем «тревожный рюкзачок». - Что должно быть в нем, на ваш взгляд, запишите в течение 1 минуты. Проверка. Представитель от каждой команды отвечает, эксперты проверяют. Команды друг друга дополняют. (за каждый верный пункт в перечне, командам выдается жетон) - Ребята, выполнили ли поставленную, решили задачи? - Почему? - Верно. Работаем дальше. IV заключительный этап Демонстрация репродукции картины русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи» - Что изображено на ней? - Почему оказалось много погибших? Был ли шанс спастись? Задание командам. Прочитать текст на стр. 246 и по прочитанному задать по 2 вопроса противоположной команде. | Предварительные ответы: сильные и масштабные разрушения, большое количество жертв, экономический ущерб, сложное или невозможное восстановление.. -возможно, если знать правила поведения В процессе чтения дети выделяют ту информацию, которая для них новая Ученики работают в сообща, обсуждая, основываясь на только что прочитанный материал. Надо спрятаться под парты и подальше от окон, в проеме двери. Ребята выполняют работу на специально-подготовленных листах в виде рюкзака нет Не рассмотрели правила поведения при извержении вулкана Ученик рассматривают слайд и репродукцию в учебнике Не было, если стихия настигла внезапно и люди не знали, как себя вести при извержении вулканов. Ученики готовят толстые и тонкие вопросы по прочитанному материалу. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера; строят монологические высказывания, формулируя вопросы по прочитанному. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план последовательности действий своей работы; удерживают цель деятельности до получения ее результата Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; сотрудничают |
V. Итоги урока. Рефлексия | 4 | Проводится рефлексия - Решили ли мы задачи (учитель их напоминает) - Достигнута цель? - Что было трудного? - Что больше всего понравилось? - Что еще хотелось бы узнать? Подводит общий итог урока и подсчитываются жетоны. Команда оценивает своих членов на заранее подготовленных листочках. | Отвечают на вопросы. Каждый оценивает своего члена команды. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Личностные: оценивают своих одноклассников, их учебную активность во время игры. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке; умеют оценивать свою работу на уроке |