Тема: С. Михалков «Аркадий Гайдар»; К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре»
Класс 3 «А» МБОУ «СОШ №8» г. Астрахани
Студентка: Акужаева М. В.
Учитель: Ромахова И. Р.
Методист: Анищенко В.В.
Для учителя: учебник литературного чтения Иванова С.В. 3 класс 2 часть
Для учащихся: учебник литературного чтения Иванова С.В. 3 класс 2 часть, тетрадь на печатной основе, письменные принадлежности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | - Здравствуйте ребята, меня зовут Милана Владимировна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Проверьте все ли у вас готово к уроку. На столе у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь и пенал. Тихо сели. - Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда – внимание ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок. От вас ответы, взгляды, мнения, мы вместе проведём урок. | - Приветствуют учителя. | Регулятивные (организовать свое рабочее место под руководством учителя) Личностные (правильная посадка за партой) |
Проверка домашнего задания Речевая разминка Скороговорка | - Ребята, давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? - Гайдар – это его настоящая фамилия? Если нет, то, что это? - Ребята, а кто вспомнит, какая настоящая фамилия у писателя? - С каким произведением писателя мы познакомились? - Чем вам понравилось это произведение? - Что вам запомнилось в этом произведение? - Ребята, а сейчас я предлагаю вам провести речевую разминку, ваша задача – читать ее как считалочку. Тары-бары, трали-вали, Три бабушки на бульваре – В салочки играли, Внуков растеряли, И вся троица ревет: – Нам от дочек попадет! - А теперь, давайте, поработаем над скороговоркой. Сначала прочитаем медленно, затем второй раз с обычной скоростью, а третий как можно быстрее. «У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят». | - Аркадий Петрович Гайдар. - Нет, это его псевдоним. - Голиков. - «Тимур и его команда». - Ответы учащихся. - | Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку) |
Этап подготовки к первичному восприятию | - Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новым писателем Сергеем Владимировичем Михалковым. - Посмотрите на его портрет, что вы можете сказать о нем? - Рассказ о писателе: Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Его семья имела дворянские корни. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. Уже в 15 лет Сергей Владимирович опубликовал первые стихотворения, в 22 года написал поэму «Дядя Стёпа», а в 30-летний юбилей стал автором советского гимна. Его произведения печатали в журналах «Огонёк», «Пионер», «Прожектор». Михалков писал и сценарии для постановок в детском театре. Также в основе некоторых мультфильмов лежат произведения Михалкова. Стихотворения, сказки и басни С. В. Михалкова имеют важное воспитательное значение. Произведения для детей формируют представления о добре, сострадании, ответственности, долге и чести. - Давайте проверим, кто внимательно слушал рассказ об авторе. В каком возрасте Сергей Владимирович опубликовал первые стихотворения? В каких журналах печатали произведения Михалкова? О чем писал Михалков в своих произведениях? - Ребята, откройте страницу 137 и прочитайте название стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся. - Ребята, также сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведение уже известного вам автора К. Г. Паустовского. - Ребята, что вы знайте об этом писателе? Чему были посвящены его произведения? - С какими произведениями этого писателя вы уже знакомились на уроках? - Откройте учебник на странице 138 и прочитайте название произведения, с которым мы тоже сегодня познакомимся. - Ребята, назовите тему нашего урока. - Ребята, какую цель мы поставим на нашем с вами уроке? - Ребята, как вы думайте, о чем могут быть эти произведения, прочитав их названия? -Ребята, оказались ли наши догадки верными, мы узнаем после прочтения произведений, но прежде чем приступить к знакомству с произведениями, давайте вспомним, кто же такой Аркадий Гайдар. Что вы знайте об этом авторе с прошлых уроков? - Рассказ о Гайдаре: Аркадий Гайдар стал классиком детской литературы, прославившись произведениями об искренней дружбе и боевом товариществе. Имя Аркадия Гайдара знали все дети и подростки страны. Да и сейчас его произведения с интересом читают представители младшего поколения. В 1939 году Гайдар был награжден орденом «Знак почета», в 1964 посмертно был отмечен орденом Отечественной войны 1-й степени. | - С. В. Михалкова - Смотрят на портрет писателя на слайде. Выражают свое мнение. - - Слушают учителя. - «Аркадий Гайдар» - 15 лет. - «Огонёк», «Пионер», «Прожектор». - О добре, сострадании, ответственности, долге и чести. - Он писал о природе, основной жанр – рассказ. - «Стальное колечко», «Кот – ворюга». - «Об Аркадии Петровиче Гайдаре» - Тема нашего урока: С. В. Михалков «Аркадий Гайдар» и К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре» - познакомиться С произведением С. В Михалкова «Аркадий Гайдар» и произведением к. Паустовского « Об Аркадии Петровиче Гайдаре» - Произведения будут посвящены Аркадию Гайдару. - Ответы учащихся. | Познавательные Использование полученных знаний при ответе Регулятивные уметь слушать в соответствии с целевой установкой. принимать и сохранять учебную цель и задачу. Коммуникативные слушать и понимать речь других. формулировать ответа на поставленный вопрос. |
Первичное восприятие | Вам встретятся слова, значение которых вы можете не знать. Творец - это тот, кто создает что-то, созидатель или изобретатель. Правдив – это склонный говорить правду; любящий правду. - Как вы понимаете фразу «страницы честных, чистых книг»? - Ребята, сейчас вы прослушайте стихотворение С. В Михалкова «Аркадий Гайдар». Слушайте внимательно. | -Слушают запись стихотворения. | Коммуникативные Умение слушать и принимать полученную информацию |
Проверка первичного восприятия | - Ребята, кому посвящено стихотворение? - Какие эмоции у вас вызвало стихотворение? Почему? - Ребята, как вы думайте, почему С. В. Михалков посвятил свое стихотворение Аркадию Гайдару? | - Стихотворение посвящено Аркадию Гайдару. - Стихотворение вызвало положительные эмоции, потому что С. В Михалков хвалит и говорит насколько это был хороший человек. - Потому что он любил и уважал Аркадия Гайдара. | Коммуникативные: формулируют собственное мнение. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
Повторное чтение и углубленный анализ Физкультминутка | - Ребята, давайте прочитаем стихотворение еще раз самостоятельно. Читаем по частям. Прочитайте первое четверостишье. - Как С. В. Михалков прозвал А. Гайдара в своем произведении? - Как вы думайте, почему автор назвал его именно так? - Как вы понимайте строчки «Он жил, как должен жить боец, И умер, как солдат»? - Прочитайте второе четверостишье. - Что говорит С. Михалков о герое Гайдаровской повести? Найдите в тексте и прочитайте. - Как вы понимайте эти слова? - Прочитайте третье четверостишье. - Как вы думайте, почему поэт утверждает, что среди нас живут и Тимур, и Чук, и Гек. - Прочитайте четвертое четверостишье. - Ребята, как вы думайте, что хотел сказать автор в этом четверостишье? - Прочитайте пятое четверостишье. - Обратите внимание на слова: Боец, Писатель, Большевик И Гражданин - Гайдар... Почему они написаны с заглавной буквы? - Какие книги писал Гайдар, как говорит в стихотворении С. Михалков? Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем | - Ученик читает первую часть. - Любимец детских книг и верный друг ребят. - Потому что Аркадий Гайдар любил детей и относился к ним с уважением и пониманием. - Автор хотел показать, что на жизненном пути Аркадия Гайдара встречалось много трудностей, но он с ними справлялся, как настоящий боец. - Ученик читает вторую часть. - «Правдив той повести герой И смел, хоть ростом мал» - Что писатель мог отображать смелость героев, даже изображая их маленькими и беззащитными. - Ученик читает третью часть. - Тем самым он хотел сказать, что герои представленные в произведениях А. Гайдара это самые обычные ребята, которые есть и среди нас. - Ученик читает четвертую часть. - Что не обязательно быть героем ,чтобы совершать хорошие поступки - Так как Гайдар любил свою родину, был предан своей стране, это сделано для того чтобы наиболее ярко показать и предать это. - Честные и добрые книги. | Коммуникативные: формулируют собственное мнение. Предметные: читают выразительно стихотворение, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
Первичное восприятие произведения К. Паустовского « Об Аркадии Петровиче Гайдаре» | -Ребята сейчас мы с вами прочтем еще одно произведение – рассказ К. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Я буду читать, а вы внимательно меня слушайте. | - Слушают учителя. | Коммуникативные Умение слушать и принимать полученную информацию |
Проверка первичного восприятия | - Ребята, какие эмоции у вас вызвал этот рассказ? - Ребята, а кто были эти мальчишки? - Как вы думайте, герои рассказа придуманы или реальные? Чтобы в этом разобраться, давайте прочитаем рассказ еще раз и попытаемся ответить на этот вопрос. | -Положительные, так как в нем говориться о добром деле, которое совершила команда мальчишек Аркадия Гайдара. - Это были обычные ребята с двора, где жил Аркадий Гайдар. | |
Повторное чтение и углубленный анализ | - Прочитайте первую часть до слов «Его нигде не было» - Что говорил К. Паустовский о жизни А. Гайдара? Найдите в тексте и прочитайте. - Когда произошел данный случай? - Что искал К. Паустовский для своего сына? - Кто пришел в гости к Паустовскому? - Прочитайте вторую часть со лов «Гайдар подошел» и до слов «вниз по лестнице» - Куда позвонил Гайдар? - Что велел сделать Гайдар? - Пришли ли мальчики по поручению Аркадия Гайдара? Найдите в тексте и прочитайте слова подтверждающие это. - Какое поручение дал Аркадий Гайдар мальчикам? - Прочитайте третью часть со слов «Понятно, Аркадий» и до конца. - С кем К. Паустовский сравнивает А. Гайдара, во врем того, как он ждал звонка от мальчишек? - Смогли ли ребята найти лекарства? С какими эмоциями они сообщали это Аркадию Петровичу? - Ребята, каким вы представляли себе Аркадия Гайдара во время прочтения данного рассказа? - Ребята. в начале того, как мы начали читать это произведение, я вам задала вопрос, можем ли ответить на него? - Ребята, а сейчас я вам предлагаю решить небольшой тест. | - Учащиеся читают первую часть. - Жизнь Гайдара была иногда продолжением, а иногда и началом его книг. - За два года до того, как вышло произведение «Тимур и его команда». - Лекарство для своего больного сына. - А. Гайдар. - Ученики читают вторую часть. - К себе домой. - Прислать всех мальчишек из его двора к нему. - На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся. - Пройтись по всем аптекам и отыскать лекарство необходимое для больного мальчика. - Учащиеся читают третью часть. - С капитаном на мостике корабля. - Да, восторженно, радостно. . - Добрым, готовым помочь в трудную минут, верующим в хорошее. - Да, такая история могла произойти с героями реально, так как ребята являются обычными ребятами со двора. Вопросы: Какая настоящая фамилия у Аркадия Петровича Гайдара? (Паустовский, Голиков) К кому обратился за помощью Гайдар? (соседям, ребятам) Где нашли лекарство для болеющего мальчика? ( на Маросейке, в Марьиновой Роще) | Коммуникативные: формулируют собственное мнение. Предметные: читают выразительно стихотворение, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
Подведение итогов. Рефлексия. | - Ребята, наш урок подходит к концу, с произведениями каких авторов мы сегодня познакомились - Что вы сегодня нового узнали на уроке? - Столкнулись ли с трудностями? Какими? - Каким вам показался Аркадий Гайдаров после прочтения о нем? - Урок окончен, спасибо за работу! | - С произведением С. В. Михалкова «Аркадий Гайдар» и произведением К. Паустовского « Об Аркадии Петровиче Гайдаре» - Ответы учащихся. - Ответы учащихся. - Ответы учащихся. | |