Урок № 26-28. Чтение как процесс восприятия осмысления письменного высказывания. Чтение как процесс восприятия понимания письменного высказывания. Основные виды чтения. Основные этапы работы с текстом.
Тип урока: усвоение новых знаний |
Педагогические задачи: Обобщение и систематизаций знаний о чтении как процессе речевой деятельности, применить знания о чтении в знакомой и новой учебных ситуациях, проверить уровень усвоения учебной информации и уровень познавательной самостоятельности (воспроизведение, конструирование, творчество). |
Планируемые результаты |
Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации. Знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах. | Метапредметные: Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач | Личностные: Формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; |
Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова [и др.] – М. : Мнемозина, 2019*; информационная справка по теме урока, презентация. |
Интернет-ресурсы: 1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/ 2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Учитель предлагает учащимся прочитать небольшой текст (Приложение 1) и сделать выводы о теме урока. Учитель спрашивает о том, зачем нужно уметь читать и где это может пригодиться ученикам. Озвучивает требования Государственного стандарта образования. | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: Осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия. |
3. Актуализация знаний. | Осуществляет проверку домашнего задания и просит учащихся определить основной вид деятельности при выполнении задания. Текст домашнего задания и упражнения к нему. Организует беседу с обучающимися о чтении как процессе речевой деятельности и видах чтения | Некоторые из учащихся рассказывают о результатах выполнения домашнего задания, остальные проверяют правильность выполнения задания. В ходе беседы учащиеся должны отметить разные виды чтения, которые были использовании при выполнения задания. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Текст задания (Приложение 3). Прием работы с текстом – «Мозаика» (Приложение 4). Перед обучающимися ставится несколько задач: прочитать текст; выполнить задание к тексту; определить вид чтения, который необходим для выполнения задания; создать высказывание о том виде чтения, которое они использовали и объяснить почему оно более эффективно в данной ситуации. | Учащиеся объединяются в группы, самостоятельно работают с текстом. После выполнения задания представители группы отчитываются о проделанной работе, все учащиеся фиксируют полученные результаты в тетради: В ходе обсуждения результатов учащиеся могут задавать друг другу вопросы | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичное закрепление | Учитель предлагает обучающимся прочитать отрывки из художественных произведений и определить вид чтения, который упоминается в данных отрывках. | Работают в парах, определяя вид чтения, который упоминается в отрывках из художественных произведений. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Выполнить одно из предложенных заданий по выбору Подобрать текст публицистического стиля речи о чтении. Составить конспект стать «Чтение и аудирование текста» из книги С.Л. Львовой «ГИА 2019. Русский язык. Сборник заданий» (стр. 200). Подготовить рассказ о разных видах чтения и подобрать в качестве иллюстрации примеры из художественной литературы. | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… | Обучающиеся осуществляют рефлексию. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |