Урок чтения в 1 классе
Тема: Чтение слов с буквой ж. Сочетания жи-ши.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Задачи урока:
образовательные:
•закрепить знания учащихся о согласной букве ж;
• познакомить с сочетаниями жи-ши;
• учить выполнять звуковой и звуко-буквенный анализ;
•формировать навыки сознательного, правильного, плавного чтения.
• учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
развивающая:
развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
развивать культуру звукопроизношения, логическое мышление, устную речь, внимание, расширять кругозор.
воспитательная:
воспитывать интерес к чтению;
привитие навыков культурного общения;
воспитывать уважение к мнению других, умение слушать и слышать друг друга.
• воспитывать бережное отношение к природе, интерес к чтению, умению работать в группе; любознательности.
Комбинированный урок.
Формы работы учащихся: парная, самостоятельная, дифференцированная, беседа.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
фронтальная работа;
парная;
индивидуальная
Предметные умения:
Формировать умения соотносить согласный звук и букву
Формировать умения различать глухость и звонкость согласного
Коммуникативные:
формирование умений слушать и слышать;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
формируем умение работать в паре.
Оборудование: Таблица «Город букв»,таблица слогов жа, жо, жу, же, жи; чиж, , зимние пейзажи, снежинки; слова «дружба», «дружный», «дружить»; пословица «Где дружбой дорожат, там враги дрожат»; текст «Первые снежинки».
Ход урока
I.Оргмомент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
- Ребята, а какой у нас девиз?
Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы отлично учимся,
У нас все получится.
Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. А поможет в нашем путешествии….звучит песенка. Хорошо живёт на свете Вини Пух»
Винни принёс замечательные задания, ну что ж начнём.
Речевая разминка
Без слов скажите тишина: -ш-ш-ш
Как жужжит жук?-ж-ж-ж
Как шипит змея?ш-ш-ш
Надуваем шарик и сдуваем его ф-ф-ф ш-ш-ш
(чистоговорка)
Жа-жа-жа – мы поймали ужа.
Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Жи-жи-жи – к нам ползут уже ужи.
Же-же-же мы взрослые уже
II. Повторение пройденного материала.
1.Работа с «городом букв».
Посмотрим на «город букв». У каждой буквы есть свой домик.
-Кто живет в красном домике? (Там живут гласные буквы.)
-Назовем их. (хором)
-Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? (я, и, е)
Какие из них могут обозначать два звука? (я, е)
-Кто живет в синем домике? (Там живут твердые согласные .)
Какие они ? ( звонкие согласные, глухие согласные.)
-Кто живет в зеленом домике? (Там живут мягкие согласные .)
Какие они ? ( звонкие согласные, глухие согласные.)
Пропевание песенок.
С какими звуками познакомились на последних уроках? ( С шипящими)
-Назовите эти звуки. ([ч], [ш], [ж])
-С каким жителем мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились со звуком [ж].)
-Расскажите все, что вы знаете о жителях этой страны.
([ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий;
[ш] – согласный, глухой, всегда твердый;
[ж] – согласный, звонкий, всегда твердый)
-Какие правила существуют в этой стране?
( Ча – пиши с гласной а.
Чу – пиши с гласной у.
Ши – пиши с гласной и)
III. Постановка целей и задач урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним правилом этой страны. Продолжим работу над звуком [ж].
Чтение слогов.
-Все звуки очень дружные. Однажды к звуку [ж] пришли гласные и встали рядом.
-Прочитаем, что у них получилось.
Чтение слогов по «таблице слогов»
жа же
жо жи
жу ?
Как вы думаете какого слога не хватает? Почему я его сюда не написала?
-Придумаем слова, в которых есть эти слоги. (Жаба, жаворонок, жук, журавль, жеребенок, жизнь, жетон, животное, жираф.)
-Какой звук вы слышите, после звука [ж]? ([ы])
-Но посмотрите внимательно на эти слова. С какой буквой написано сочетание жи? (Пишется буква и.) Почему же так происходит? Ведь буква и командует, читайте мягко, но не тут-то было, в чём же секрет?
Какая тема нашего урока? Какие задачи нашего урока?
(Правильно читать и писать ЖИ-ШИ)
Откройте тетради, запишите число. И напишем небольшой диктант.
Чч, Шш, Жж, ча, чу, ши, жи, дружить.
Физкультминутка
IV. Работа над новым материалом.
ДРУЖИТЬ
- -Что значит дружить?
-Прочитаем пословицу.
ГДЕ ДРУЖБОЙ ДОРОЖАТ, ТАМ ВРАГИ ДРОЖАТ.
-Что означает слово «дорожат»? (берегут, хранят)
-Что значит «дрожат»? (боятся)
-Что означает эта пословица?
-Как мы с вами должны жить? (Мы должны дружить.)
-Какое сейчас время года? (Сейчас зима.)
-Какай месяц? (декабрь)
- Какие изменения в природе происходят зимой? (Замерзают лужи. Падают снежинки.)
-Мы с вами украсили окна и класс красивыми снежинками. Посмотрим на них. Все они разные и очень красивые. Давайте сделаем звуко-буквенный анализ слова снежинки.
2. Работа в парах
Звукобуквенный анализ слова у доски и на партах
-Сколько слогов в слове «снежинки»? (3)
-Какой слог ударный?
-назови и дай характеристику каждому звуку, а вы ребята сравните со своими схемами
3. Работа по учебнику.
Работа над текстом «Первые снежинки»
-Прочитаем текст на стр.26.
-Как он называется?
Первые снежинки.
Уже стали замерзать лужи. Закружились пушистые снежинки.
1) чтение всеми детьми (жужжащее чтение)
2) чтение по предложениям.
-О каких изменениях в природе здесь говорится?
Что говорится о лужах?
Что говорится о снежинках?
-Посмотрите внимательно на текст. В каком слове вам встретилось правило шипящих звуков с буквой Ш? (В слове «пушистые».)
-Какое это правило? (Ши пиши с гласной И.)
-Назовите слова, в которых есть звук [ж].
-Мы сейчас произнесем эти слова, а вы скажите, какой звук вы слышите после звука [ж]. (Снежинки, закружились, лужи.)
Жи-ши – пиши с гласной И.
Жи-ши, жи-ши
С буквой И всегда пиши
Мыши, ежики, ужи,
Лыжи, лужи, камыши..
Для более крепкого запоминания этого правила послушайте сказку про жи и ши,которую я придумала для вас.
Жили-были буква Ж и буква Ш. Был летний жаркий день и решили буквы пойти на море и искупаться.Но вдруг налетела туча,загремел гром,буквы стали тонуть и звать на помощь.На берегу,под пальмами загорала очень важная и твёрдая по характеру буква Ы Услышала она,что буквы зовут на помощь и спряталась под своим зонтом.Но к счастью крики о помощи услышала буква И,она была очень мягкая по характеру,кинулась на помощь и вытянула буквы из воды.С тех пор согласные буквы ЖЕ и ША дружат только с буквой И,а букву Ы обходят стороной.
-Произнесем ещё раз правило страны шипящих звуков
4. Чтение слов с сочетаниями жи-ши на с. 26
Чижи – чиж
Малыши – малыш
Карандаши – карандаш
Жил – шил
- Прочитаем слова.
- Кто такиой чиж?
-Назовите слова, которые обозначают много предметов.
-Назовите слова, которые обозначают один предмет.
-Назовите слова, которые обозначают действие.
5.Работа с текстом «Чиж» по книге.
1) чтение про себя;
2) чтение по предложениям.
-Кто был у Вари?
-Где жил чиж?
-Что сказала Варя чижу?
-Что ответил чиж?
-Как вы думаете, что нужно сделать Варе, чтобы чиж запел?
-Почему?
- Назовите слова, в которых есть звук [ж].
-Чему учит этот рассказ?
Рефлексия.
V. Итог урока.
-По какой стране мы сегодня путешествовали?
-Какие правила существуют в этой стране?
-Как все живут в этой стране?(дружно)
-А как мы с вами должны жить?
5