СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с басней Л.Н.Толстого.Формировать представлений о прочитанном и смысле прочитанного произведения, развитие интеллектуальных умений, воспитание чувство уважения к пожилым людям, родителям.

Просмотр содержимого документа
«открут урок литер чтение»

Тип урока: 

 Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): 

 15

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник  «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник, 1999.

Используемое оборудование: 

Экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы,  демонстрационные материалы для доски.

Краткое описание: 

 Конспект урока литературного чтения. Тема: "Старый дед и внучек". УМК "Школа России", 2 класс.


Конспект урока литературного чтения, 2 класс

УМК «Школа России»

 

Тема урока. Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Цели урока.

1)Познакомиться с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

2)Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников.

3)Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

4)Совершенствование навыков чтения, развития речи.

5)Воспитывать чувство уважения к пожилым людям, родителям.

Оборудование:экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы,  математические веера, демонстрационные материалы для доски, учебник  «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).

Ход урока

 

I.Организационный момент

Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.

Подарите друг другу улыбку и пожелайте удачу



II.Постановка темы  и цели урока.

-

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Ответы уч-ся:

– Учиться понимать прочитанное.

– Учиться выразительно и правильно читать.

– Учиться правильно и грамотно говорить.

– Действительно, на уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить.

А для чего мы это делаем?

– Правильно. Мы должны помнить о том, чтобы речь наша была яркой и приятной для души, а так же для окружающих.

III. Актуализация знаний

– Упражнения для дыхания.

Итак, приступим к работе. Для того, чтобы правильно брать дыхание во– время чтения, повторим упражнения. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.

Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторите три раза.

Повторите 3 раза

2.Речевая разминка

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре большие болтушки

(Прочитайте медленно, вопросительно, с удивлением, скороговоркой)

4.Постановка целей урока.

Откройте учебники на с.108. Прочитайте , кто к нам сегодня в гости пожаловал.(Лев Николаевич Толстой)

  1. Прочитайте самостоятельно о писателе)

  2. Работа с карточками( в парах)

  3. Друзьями могут быть(одноклассники, родители, книги)

  4. Л.Н.Толстой (любил детей, обижал детей, понимал детей)

  5. Писатель боялся (волков. детей, собственной совести)

Итак , как же сформулируем тему урока (Л Н Толстой)

Какие вопросы внесем для обсуждения:



!) Познакомимся с биографией Л Н Толстого

2)Узнать какие произведения он писал

3)Чему они учат?

6.Изучение нового материала.



7. Знакомство с биографией писателя.

-Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых.

Слайд 4,5.

 -Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно  того  человека, который всю жизнь трудился.

Слайд 6.

-Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

Слайд 7.

-В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.

Слайд 2.

-В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том. что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.


1)    Где жил Л.Н.Толстой?

2)    Каким он был человеком?

3)    Как Толстой помогал детям из бедных семей?

4)    О чем он писал в своих рассказах для детей?


 



Давайте вспомним, какие произведения Л.Н.Толстого вы уже читали?

(Филлипок,Три медведя,Лев и собачка»)

Рассмотрите иллюстрацию на с.109. Узнали вы сказку?

Расскажите ее по рисункам.

Подумайте, о чем он писал в своих рассказах, баснях для детей?( о дружбе помощи слабым,о добре, сочувствии)

Молодцы, вы очень внимательны!

Работаем парами

-Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к  пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны. Возьмите карточки, карандаши и соедините  начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания

Слайд .

 

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

 

-Посмотрите на экран. У кого не так?

-Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы уч –ся : «Надо уважать своих родителей, любить их .Родители всегда помогут».

-Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

Ответы уч – ся:«Когда все вместе, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься».

-Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.

Ответы детей: «Мама- лучший и самый надежный друг.»

-Какой темой объединены эти пословицы?

Ответы уч-ся:«Все три пословицы о семье».


Физкультминутка

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.



Прочитайте название басни , который мы будем изучать.

Рассмотрите иллюстрацию к нему.

Как вы думаете. О чем будет басня?

8.Словарная работа

Эта басня написана очень давно, при чтении нам встретятся слова, которых в наше время практически не употребляют.


Лоханка- Лоханка – круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».


Невестка-жена брата или сына


Слаживает-складывает


8.Чтение басни



-А что такое басня?

Ответы уч-ся: «Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль».

-Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то научимся.

-Я бы хотела, чтобы в конце урока вы смогли ответить на вопросы:

(открываю записи на доске)

Я почувствовал …

Я задумался …

Я понял…




9. Первичное восприятие текста.

-Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».Я попрошу вас после  прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.

Я почувствовал …(Какие чувства вы испытали?)

Я задумался


-Прочитайте вопросы вслух по цепочке.

 

2)

».

-Молодцы.Вы были внимательны, правильно ответили на все мои вопросы.

 .

 

 

7)Проверка первичного восприятия текста.

-Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся:« Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

-Продолжи второе предложение.

Ответы уч-ся:«Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

 

IV.Структурный анализ текста.

1)Чтение басни про себя.

-Прочитайте  басню про себя  и подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить?

 2)Чтение басни вслух по цепочке.

3)Чтение и анализ  Iчасти.

-На  сколько частей можно разделить басню?Докажи.

Ответы уч-ся:«Я считаю, что басню можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй – о том, как сын проучил родителей».

-Прочитайте первую часть басни.

-Найдите  в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

Ответы уч-ся:«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой».

-Что случилось во время обеда за печкой?

Ответы уч-ся:«Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее».

-А почему дед  уронил и разбил чашку?

Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел».

-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

Ответы уч-ся:«Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».

-Правильно ли поступила невестка? Почему?

Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».

 

4)Чтение и анализ IIчасти.

-Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни.

-Зачем Миша делал лохань?

Ответы уч-ся:«Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми».

-Прочитай, почему родители Миши заплакали?

Ответы уч-ся:«Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».

- Как после этой истории стали относиться к дедушке?

Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».

 

V.Логический анализ текста.

1)Определение поучения басни.

-Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

-Какова идея этого произведения?

Ответы уч-ся:«Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».

 

2)Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»

-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история  в наше время?

-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию.

 

3)Выбор пословицы для определения идеи басни.

Слайд 8.

 

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

 

-Посмотрите на экран. Здесь пословицы, которые мы с вами составили в начале урока. Возьмите веера, и покажите мне номер той пословицы, которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек».

(Дети показывают №1).

-Молодцы, ребята, я  согласна с вашим выбором.

 

 VI.Сравнение басен И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.

-Скажите, с какими баснями мы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор?

Ответы уч-ся: «И.А.Крылов. «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей».

-Давайте сравним басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» и басни И.А.Крылова. В чем их различие?

Ответы уч-ся:«В басне  Толстого действующие лица – люди, она написана в прозе. В басне Крылова действующие лица – животные, она написана в стихотворной форме».

-Что в них общего?

Ответы уч-ся:«Все эти басни поучительные».

 

VII.Итог урока. Рефлексия.

-С каким произведением познакомились на уроке?

-Кто автор?

-Какое новое слово узнали на уроке? Что оно обозначает?

-Давайте вернемся к незаконченным предложениям на доске. У нас осталась еще одна строка.

Я понял …

- Продолжите это предложение.

Ответы детей:«Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к  другу».


Оцените свои достижения на уроке



 

VIII/Домашнее задание.

Прочитать сведения о Л.Н.Тостом на стр.108 учебника и составить три вопроса по тексту.

Творческое задание: написать  рассказ о  своей семье; о том, как вы заботитесь о своих  родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.


Нарисуйте свое настроение к уроку




Просмотр содержимого презентации
«Открытый урок литер чтение»

Учитель начальных классов МБОУ «КАРАБАЙ-ШЕМУРШИНСКАЯ СОШ» Народная мораль в характере главных героев Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» Урок литературного чтения, 2 класс

Учитель начальных классов

МБОУ «КАРАБАЙ-ШЕМУРШИНСКАЯ СОШ»

Народная мораль в характере главных героев Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»

Урок литературного чтения,

2 класс

Речевая разминка Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки. Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки.

Речевая разминка

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре большие болтушки.

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой

Биография Л.Н.Толстого Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. А умер в 1910году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений насчитывает 90 томов!

Биография Л.Н.Толстого

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. А умер в 1910году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений насчитывает 90 томов!

Биография Л.Н.Толстого Л.Н.Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное – он очень любил детей. В то время было еще очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Л.Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам их учил. Все рассказы, которые написаны специально для детей, поучительны.

Биография Л.Н.Толстого

Л.Н.Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное – он очень любил детей. В то время было еще очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Л.Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам их учил. Все рассказы, которые написаны специально для детей, поучительны.

Что такое басня? Басня – небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.

Что такое басня?

Басня – небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.

Басня – притча. ПРИТЧА – поучение в примерах.  В.И. Даль.  ПРИТЧА – так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме . ( словарь юного литературоведа)

Басня – притча.

  • ПРИТЧА – поучение в примерах.

В.И. Даль.

  • ПРИТЧА – так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме .

( словарь юного литературоведа)

Словарная работа ЛОХАНЬ - круглая или овальная посудина для стирки белья, мытья посуды или других хозяйственных надобностей  НЕВЕСТКА ( сноха ) — жена брата (сына).  СЛАЖИВАТЬ – складывает.

Словарная работа

ЛОХАНЬ - круглая или овальная посудина для стирки белья, мытья посуды или других хозяйственных надобностей

НЕВЕСТКА ( сноха ) — жена брата (сына).

СЛАЖИВАТЬ – складывает.

Пословицы Кто родителей почитает, и душа на месте. Вся семь вместе, тот вовек не погибает. Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Пословицы

Кто родителей почитает, и душа на месте.

Вся семь вместе, тот вовек не погибает.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Слушаем басню *Нажать на иллюстрацию, чтобы прослушать басню.

Слушаем басню

*Нажать на иллюстрацию, чтобы прослушать басню.

Беседа по содержанию – Чему учит этот рассказ? – Найдите  в тексте  предложения, почему  дедушку  не  сажали  за  стол? – Что  сделала  невестка, когда  дед  разбил  чашку  с едой? – Зачем Миша  делал  лохань? – Почему  родители  Миши   заплакали?

Беседа по содержанию

– Чему учит этот рассказ?

– Найдите  в тексте  предложения, почему  дедушку  не  сажали  за  стол?

– Что  сделала  невестка, когда  дед  разбил  чашку  с едой?

– Зачем Миша  делал  лохань?

– Почему  родители  Миши 

заплакали?

Чтение в парах

Чтение в парах

Рефлексия - Выберите и продолжите любое предложение * На сегодняшнем уроке я узнал… * На этом уроке я похвалил бы себя за… * После урока мне захотелось… * Сегодня я сумел…

Рефлексия

- Выберите и продолжите любое предложение

* На сегодняшнем уроке я узнал…

* На этом уроке я похвалил бы себя за…

* После урока мне захотелось…

* Сегодня я сумел…

Интернет ресурсы

Интернет ресурсы

  • http://snagost.ucoz.ru/load/urok_chtenija_vo_2_klasse_po_teme_quot_staryj_ded_i_vnuchek_quot_l_n_tolstoj/1-1-0-21
  • http://www.proshkolu.ru/user/ivanova190361/folder/594197/
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-literaturnogo-chtenya-po-teme-staryi-ded-i-vnuchek-l-n-tolstoi
  • http://2x2-tm.ru/melody/%EB.+%ED.+%F2%EE%EB%F1%F2%EE%E9+%F1%F2%E0%F0%FB%E9+%E4%E5%E4+%E8+%E2%ED%F3%F7%E5%EA
  • http://ru.wiktionary.org/wiki/%EB%EE%F5%E0%ED%FC
  • http://pedsovet.su/load/321