Тип урока – комбинированный.
Тема: Русская сказка «Собака и волк» 2-я часть.
Цель: продолжить знакомство с русской сказкой «Собака и волк».
Задачи:
Образовательные: продолжать совершенствовать навык чтения целыми словами.
Воспитательные: учить умению оценивать поступки героев сказки, формировать нравственные понятия о добре и зле.
Коррекционные: развивать слуховое восприятие, внимание, память; речевые умений – уточнение и обогащение словарного запаса учащихся, устной связной речи (описательного, повествовательного характера).
Оборудование: учебник, указки, картинки, шапочки волка и собаки, мультфильм, плетень, коврига.
Ход урока
І. Организационный момент
Мы друг к другу повернёмся и задорно улыбнёмся.
Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей.
Пусть сегодня нас всех на уроке ждёт успех! (Эмоциональный настрой)
ІІ. Основная часть:
Речевая зарядка Чистоговорки:
Мы, мы, мы – прочитали мы.
Ать, ать, ать – рожь пойдём мы жать.
Ко, ко, ко – ходит по лесу Серко.
Шу, шу, шу – волка в гости приглашу.
Лю, лю, лю – волка мясом накормлю.
Це, це, це – что узнаем мы в конце?
Проверка домашнего задания:
- Что было задано на дом? (выразительное чтение диалогов)
- Вова – прочтёт 1- й абзац.
- Диалог Серко и волка прочтут Омар и Алёша.
- Что произошло на поле между волком и собакой прочтёт Руслан.
- Владик прочтёт последний абзац 1-й части.
Физминутка.
Введение в тему: «Да и нет»
- Вы читали народную сказку? (моргаете глазами)
- Копна – это волосы на голове? (движение глазами влево-вправо)
- Рожь – это хлебное колосовое растение? (моргание)
- Жать – это давить колосья ногами в поле? (движение глазами влево-вправо)
- Галушки были заправлены салом? (моргание)
- Зажил Серко хуже прежнего? (движение глазами влево-вправо)
Сообщение темы учителем
- Сегодня мы познакомимся со 2-й частью сказки, и узнаем, чем закончилась сказка.
Словарная работа
Чтобы правильно понять содержание 2-й части произведения, давайте узнаем значение данных слов и выражений:
Плетень – изгородь, ограда из сплетённых прутьев и ветвей (картинка).
Коврига – то же что каравай, круглый хлеб (картинка).
Пир пировать – обильное угощение с приглашением многих гостей.
Накормить на славу – очень хорошо.
Прочитать хором; индивидуальная работа (Вова, Владик)
- Итак, слушаем 2-ю часть сказки …..(«Собака и волк»). Ваша задача: внимательно слушать «О чем говорится, какая главная мысль»
Чтение 2-й части сказки «Собака и волк» учителем.
- Какие еще незнакомые непонятные слова вы услышали?
Работа над содержанием текста по вопросам:
- Как Серко отблагодарил волка?
- Правильно ли поступил Серко? Почему?
- Какая главная мысль сказки? (На добро отвечай добром)
- Как вы понимаете пословицу «Долг платежом красен»?
- Подходит ли она к нашей сказке?
Физкультминутка.
Встали, косточки размяли!
Руки вверх подняли, деревьями стали!
Ветер деревья покачал, стих, устал.
Серко в лес пришёл, еды не нашёл.
Зато друга приобрёл! (движения учащиеся придумывают сами)
Чтение 2-й части текста сказки учащимися. Работа с учебником.
- по абзацам. Алёша проверяет чтение Руслана, Омар проверяет чтение Владика, а я проконтролирую чтение Вовы.
Прочтите хором предложение, в котором выражена основная мысль сказки (предпоследнее).
Физкультминутка для глаз. Нарисуем глазами ковригу белую, и в обратную сторону - ковригу серую. Режем ковригу на ломти сверху вниз. Плетём глазами плетень слева направо и наоборот.
III. Итог:
- Чему учит эта сказка? (Доброте и взаимопониманию)
Пословицы. Игра: «Доскажи словечко».
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам… (урок)»
«Как аукнется, так и ….(откликнется)».
В сказках «Добро вознаграждается, а зло …наказывается».
Д/з: стр. 52-53,читать 2-ю часть сказки, выполнить задание 4.
Оценки: с комментариями.
Просмотр мультфильма «Жил был пёс».
3